Хотя вязание в качестве промысла известно с древнейших времён (вязаные вещи археологи находят в древнеегипетских, древнегреческих и древнеримских захоронениях), изделия, связанные из оренбургского пуха, представляют собой уникальное явление в этом виде декоративно-прикладного искусства. Но в этой истории важную роль сыграла география, так как именно географические (точнее, климатические) факторы позволили на территории региона, охватывающего современное Оренбуржье, появиться козам с особым строением пуха.
История оренбургского платка
Неизвестно, когда именно коренное население тех мест освоило вязание платков из козьего пуха. В России о пуховых платках узнали в первой половине 18-го столетия. В данный период башкирские и казахские племена решили добровольно войти в состав Российской империи, и эти места начали активно осваиваться переселенцами, прибывавшими из центральных губерний. Так образовался костяк оренбургского казачества. При встрече с местными кочевниками казаки удивлялись их лёгкому на вид облачению. Когда от сильного холода не спасал и плотный тулуп из овчины, действительно, было необычно наблюдать всадника, одетого в потрёпанный халат. Спасением кочевников были пуховые поддёвки и шарфы, которыми они обматывали тело. Эта, казалось бы, тонкая прослойка сохраняла тепло и надёжно уберегала от мороза. Разумеется, казаки тоже стремились обзавестись подобными платками. А когда стало ясно, что секрет теплоустойчивости в том, что платки сделаны из пуха местных коз, некоторые казачки тоже принялись их вычёсывать, освоив вязание из пуховой пряжи. Очень скоро к обычным мужским платкам они начали добавлять сугубо женские с декоративными узорами, превратив обычный процесс в художественную вязку.
Возможно, всё это так и осталось бы рукоделием российских окраин, если бы в дело снова не вступила география. В рамках деятельности Оренбургской экспедиции в эти края прибыл Пётр Иванович Рычков – географ и первый историк Южного Урала. Свои наблюдения о необычных свойствах пуха местных коз он оформил в составе издания «Труды Вольного Экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства»: «Опыт о козьей шерсти» (часть вторая, страницы 63-68) и «Дополнение о козьей шерсти» (часть третья, страницы 106-116). Рычков обратил внимание, что в России повсеместно распространена овечья шерсть, тогда как козья почти не используется, так как народ считает её негодной. Пётр Иванович не только доказал, что пряжа из козьего пуха станет цениться втрое выше овечьей, но и развернул экономическое обоснование, как она может принести огромную прибыль, если хозяйство вести масштабно. Получая от каждой из тысячи коз по одному фунту пуха ежегодно, местное крестьянство могло бы только с продажи этого выплачивать подушные подати, а на остаток ещё и кормиться. Но мастера, создающие из такой пряжи платки, могли бы жить в большом достатке. Рычков указывал, что его товарищи изначально и поверить не могли в свойства козьего пуха, но затем начали активно вычёсывать всех коз, имеющихся в их хозяйстве, и пускать полученный пух в дело.
Мгновенной реакции на эти труды не последовало. Тогда Рычков решил доказать теорию практикой, превратив вязание из пуха в семейное дело. Елена (Алёна) Денисьевна (жена Рычкова) планомерно обучала местных жительниц вязанию платков. Несмотря на то, что процесс был долгим и хлопотным, результатом явились изделия удивительной красоты. Теперь Рычкову было, что показать тем, кого не убедила теория. С формулировкой «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха» Елене Денисьевне 20 января 1770 года вручили золотую медаль на заседании Вольного Экономического общества. Эту дату можно назвать началом широкого распространения пуховых платков по стране, после которого зародился и спрос за границей, сделавший оренбургский пух всемирно известным.
Впрочем, до мировой популярности должны ещё минуть целые десятилетия. Первое знакомство заграничной публики с образцами платков и шалей Оренбуржья состоялось в мае 1851 года, когда в Лондоне торжественно открылась первая Всемирная выставка. Российская экспозиция, насчитывавшая 387 экспонентов, была представлена, в основном, роскошными предметами интерьера и ювелирными украшениями. Например, в решении жюри, где указывали достойные внимания предметы, отмечены каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики, а высшую награду за художественное мастерство и национальное своеобразие своих изделий получила ювелирная фирма И.П. Сазикова. Однако А.С. Соколов, ссылаясь на работы Л.М. Самойлова, А.А. Шерера и А.И. Кошелева, пишет: «Как далекую и любопытную экзотику разглядывали европейцы художественно украшенное златоустовское оружие и своеобразные ювелирные работы из серебра кавказских мастеров, “невесомые” и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».
Оренбургскими платками любовались и в 1862 году, когда Лондон принимал Всемирную выставку во второй раз. Российские экспоненты тогда получили 177 медалей и 128 Почётных отзывов международного жюри. Относительно предметов из Оренбуржья А.С. Соколов указывает: «В разделе кустарной промышленности зрители подолгу рассматривали “воздушные” оренбургские шали из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. Оренбургские пуховые платки неизменно получали награды на всех последующих Всемирных выставках». История платков Усковой сама заслуживает отдельной книги. Мария Николаевна, не обученная грамоте, осмелилась обратиться к местному полицейскому начальству, чтобы оно составило за неё прошение губернатору отправить её работы для участия (на сохранившемся документе значится: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил»). Губернатор прошение одобрил, а шесть отобранных платков уехали в Лондон. Обратно ни один не вернулся: все были раскуплены. Зато представитель казачьего войска доставил Усковой медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург».
Упоминают, что наказному атаману Оренбургского казачьего войска графу Илье Андреевичу Толстому секретарь императрицы Марии Александровны Пётр Алексеевич Мориц в 1863 году отправил прошение привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Готовые изделия с того момента отправляли императорскому двору. В 1870-е гг. платки в Оренбуржье вязало примерно три сотни мастериц. Но пуховый платок уже активно участвует не только в международных, но и внутрироссийских выставках, привлекая всё большее внимание. Например, в 1882 году на московской выставке художественной промышленности платки мастериц Н.Р. Владимировой и всё той же М.Н. Усковой наградили денежной выплатой по сотне рублей за каждый. С ростом внимания к платкам рос и спрос на них. Поэтому к концу века число мастериц выросло уже до четырёх тысяч. Вот как описывали «Оренбургскiя Губернскiя Вѣдомости» в 1913 году платок наивысшего качества:
«Пятидесятирублёвый платок должен быть выполнен из чистого пуха без примеси шёлка или бумаги, связанный в 1000 или 1100 петель, 5–6 аршин в квадрат (3,5–4 м), диагонально взятый с угла на угол, может быть пропущен в кольцо и должен весить не более 20–22 золотников (80 г).
Цвет пуха — серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8–10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ».
К этому времени число тех, кто занимался вязанием платков из пуха, уже достигло 21 000. Причём, занятие было настолько прибыльным, что платки теперь вязали не только женщины, но и мужчины. 1915 год ознаменовался появлением первой артели по выпуску пуховых платков. Можно сказать, что пика пуховый промысел Российской империи достиг именно тогда. Дальнейшие неудачи российской армии на фронте, две революции и распад страны с последующей разрухой и Гражданской войной надолго сократили число тех, кто мог отдать солидную сумму за красивый предмет гардероба.
В чём уникальность оренбургских пуховых платков?
Пух коз Оренбуржья признают самым тонким в мире. Его толщина – всего 16-18 микрометров. Даже всемирно известный мохер (пряжа из шерсти ангорской козы) толще – 22-24 микрометра. Но именно такую защиту придумала природа для оренбургских коз, спасая их от жестоких зим, изобилующих снегом, морозами и буранами. Вторая причина выработки такого типа пуха – рацион поголовья, основанный на растительности горных уральских степей. При этом прочность данного пуха выше прочности шерсти. Разумеется, предпринимались неоднократные попытки вывести подобных коз и в других регионах мира. Но география и тут сказала своё веское слово. Например, когда закупленных в Поволжье профессором-востоковедом Жубером коз доставили в Марсель, оказалось, что мягкий и тёплый климат Западной Европы противоречит задумке природы. Уникальная тонкость пуха во Франции козам не пригодилась, и вскоре привозные козы выродились: их пух стал грубым и толстым, как у местных. Вывозили коз также в Англию и Латинскую Америку, но и там эксперименты потерпели неудачу.
Российские учёные тоже не оставляют оренбургских коз в покое. С 2021 года стартовал уникальный эксперимент по разведению оренбургских пуховых коз в арктической зоне Северного Ледовитого океана. Для этого 37 особей привезли в Плейстоценовый заказник. Учёные считают, что проживание в суровых условиях Севера только укрепит генофонд животных. Правда, питаться здесь козам предстоит не степным разнотравьем, а скудными арктическими мхами. Насколько изменится в результате эксперимента главное сокровище коз – их пух, и не пострадает ли его качество, пока не может предсказать никто.
Какими бывают оренбургские платки?
Рассматриваемый нами платок – это всегда изделие из пуха, а не из шерсти. Пуховые платки Оренбуржья делят на три основных вида:
- платок;
- паутинка;
- палантин;
Платок – это продукт начала данного народно-художественного промысла. Основная задача платка – сохранять тепло. Поэтому в сравнении с остальными видами он достаточно толстый. Чаще всего его делают из серой пряжи, хотя освоен выпуск и из белой. Изначально платки применяли только в ежедневном обиходе, а не для нарядов. Иногда из этого вида отделяют шали или пуховки. Можно сказать, что оренбургская шаль – это просто платок большого размера плотной вязки. Однако найдутся и те, которые сразу же попробуют указать отличия. Шаль по краям могут украшать декоративные кисти, а в её центре часто наносят особый рисунок или вышивку. Чтобы повысить прочность и увеличить срок носки, в пряжу для шалей добавляют хлопчатобумажную или лавсановую нить. Минимальное содержание козьего пуха для плотной шали – 70%.
Паутинка – это уже не чистый пух, так как в пряже обязательно в незначительном количестве встречаются хлопчатобумажные или шёлковые нити, придающие ей прочность (в современные изделия добавляют вискозный шёлк). Минимальное содержание козьего пуха для паутинки – 60%. Её создают для красоты, она призвана удивлять тонкостью и невесомостью. Из-за сложности вязания паутинки, она получается заметно дороже обычного платка, поэтому носится только на торжества и особые случаи. На паутинки, кроме того, идёт самая чистая и мягкая пряжа. Именно паутинка способна пройти сквозь кольцо, и таким способом традиционно проверяли её качество. Обычный оренбургский платок через кольцо не пропустить. Другой способ проверки – попробовать уместить паутинку в гусином яйце. Узор паутинки напрямую зависит от её формы, так как она может быть квадратом, прямоугольником и равнобедренным треугольником (в случае косынки). Основу закладывает центральный элемент, от которого расходятся ажурные ряды, чередующиеся с участками плотной вязки. Обычно паутинки белые, но порой для них специально берут пух и других оттенков.
Палантин получил название из-за прямоугольной формы (обычный платок – это квадрат). Если для палантина берут тончайшую пряжу, то он аналогичен паутинке (и тоже способен пройти сквозь кольцо). Но чаще используют не столь нежную, но более крепкую пряжу, и такой палантин кольцом не проверить. Однако (в отличие от повседневного пухового платка) палантин, как и паутинка, является нарядом или ажурным дополнением праздничного костюма. Узоры палантина не менее сложны, чем у паутинки. Поэтому и паутинка, и палантин стоят заметно дороже классического платка.
Узоры оренбургского платка
Прежде, чем обратиться к узорам, стоит разобрать общую структуру платка. Его художественная композиция складывается из трёх основных элементов: середины, решётки и каймы. Середину чаще всего составляет ромб, занимающий большую часть данного элемента. Его узор является главенствующим для всего платка. Узор на оставшихся треугольных частичках середины может повторять его или быть собственным. Традиционно мастерицы называют этот ромб кругом. Платок с единственным центральным ромбом называется однокруговым. Если же центральный рисунок середины составляют пять ромбов, то перед нами пятикруговый платок.
Применяемые узоры в большинстве случаев являются традиционными, которые мастерицы передают из поколения в поколение. Их названия тоже пришли из прошлых веков. Например, «глухотинка» – это «глухая ягодка». В здешних местах так обозначали чёрные плоды (глухая смородина – значит, чёрная, а глухая малина – это ежевика). Сочетаниями одиночных элементов составляются узорные фигуры, названия которых довольно точно описывают их внешний вид: «шашки», «окошечки», «гармошки» и т.д. Из таких фигур получаются более сложные комбинации: «бантики», «снежинки», «встречные пилки».
Названия сложных узоров часто хранят историю их создания или имя мастера, который их придумал. Например, «лёвушкин узор» - это когда середина пухового платка заполнена повторяющимся узором: «соты» и ромбы из «глухотинок». Имя он получил от Леонтия Никифоровича Максимова, проживавшего в селе Жёлтом Сараштанского района. Максимов, чтобы прокормить семью, вязал платки вместе с женой, пока одна из купчих не взяла его приказчиком. При советской власти Максимова объявили спекулянтом, разбогатевшим на страданиях трудящихся, и посадили в тюрьму. Именно там он, тоскуя по прежней жизни, связал удивительный платок, который по легенде отправили самому Сталину, после чего мастера вскоре освободили. Впоследствии подобные комбинации любила применять А.Ф. Блинова, составившая целую категорию «блинных» узоров, тоже получивших название по её фамилии.
Список традиционных узоров постепенно дополняется удачными решениями, придуманными следующими поколениями мастериц или подхваченными из дальних мест. Примером служит узор «ландыши», который нередко применяют пуховницы Оренбуржья. Но в точно таком же виде, его можно повстречать на Хаапсальских палантинах. Где именно его придумали? Этот вопрос, наверное, ещё долго останется без ответа. Есть сторонники версии, что местные мастерицы определённо привезли его из Эстонии, но существует достаточное число и противников этой гипотезы. Однако, если «ландыши» продолжат появляться на оренбургских пуховых платках, то и они когда-нибудь окажутся в списке традиционных узоров.
Оренбургский платок в искусстве
Пожалуй, самым известным воплощением знаменитого платка в искусстве является песня композитора Григория Пономаренко на слова Виктора Бокова, в нашей стране получившая известность, большую, чем сам платок. По воспоминаниям поэта, приглашённого в Оренбург только что созданным здесь народным хором, он сначала собирался поездить по всему региону, почувствовать его, найти те строчки, которые отразят этот край лучше и ярче. Зайдя на местный рынок, Виктор Фёдорович поразился обилию платков, на которые раньше не обращал внимания. Лишь помнил краешком сознания, что именно о таком платке мечтают многие женщины.
Выбрав платок, Боков внезапно решил отправить его маме, проживавшей тогда в Подмосковье. И после этого решения как-то вдруг начали складываться строчки. Только сына в сюжете поэт заменил на дочь, посчитав, что мать и дочь куда лучше прочувствуют скрытый смысл такого подарка. Посыл легко подхватил и отразил музыкой Пономаренко. Песня стала не только визитной карточкой народного хора, но и превратилась в неофициальный гимн Оренбургской области. Вскоре её включила в свой репертуар Людмила Зыкина, в исполнении которой песня стала всенародно любимой.
Несколько картин посвятил оренбургскому платку Николай Павлович Ерышев. В своей книге «Рисунки с натуры» художник вспоминал, что при создании полотна о пуховом платке никак не мог придумать ни сюжет, ни композицию. И тогда ему посоветовали съездить непосредственно в село Жёлтое, знаменитое вязальным промыслом. Разместившись на ночлег в избе, живописец сразу же ухватил множество деталей сельского быта, о которых в городе и помыслить не мог. И сразу же начал срисовывать окошки с занавесочками, узкое, высокое зеркало с резной верхушкой, круглый половичок из цветных лоскутов. Хозяин быстро увидел, чем мог посодействовать: раздобыл прялку, посадил за неё жену… Замысел сложился быстро, композиция тоже придумалась. Картина «Оренбургский платок» попала в Париж на всемирную выставку произведений молодых художников, а теперь хранится в Третьяковской галерее.
В жанре скульптуры труд рукодельниц ярко отобразила Надежда Гавриловна Петина. В скульптуре 1972 года ей удалось запечатлеть красоту ажурного платка, узор которого выбит на золотистом листе меди. Обе мастерицы по сторонам от платка словно следуют его изгибу своими позами, визуально увеличивая объём их общего творения. У Надежды Гавриловны есть и работа, посвящённая не только оренбургскому платку, но и песне о нём. С первого взгляда кажется, что ни платки, ни девушки, на чьи плечи накинут наряд, не проработаны, а лишь намечены вчерне. Но задумкой автора было мягкими, текучими линиями девичьих фигур перенести в металл певучую мечтательность этой тройки, хором вытягивающей душевные строчки известной песни.
Интересные факты об оренбургских платках
Всемирную выставку 1958 года, проходившую в Брюсселе, наверное, можно считать для СССР одной из самых успешных. Оренбургский платок и на ней был удостоен медали. Посетила советский павильон даже королева Бельгии. Делегация СССР решила вручить именитой гостье какой-нибудь ценный подарок. Предложили в качестве варианта и платок. Не все согласились, так как белая паутинка терялась на фоне ярких цветов Хохломы, Полхов-Майдана и Палеха. Но в результате подарком стал именно ажурный платок из Оренбуржья. Впоследствии от королевы поступили о подарке самые восторженные отзывы.
Самые большие оренбургские платки имеют стороны длиной более трёх метров. К бракосочетанию будущего императора Николая II и Александры Федоровны в столицу Российской империи прибыл ажурный платок-гигант размерами 3,25×3,25 метра. Умещался он в небольшом, но роскошном ларце фирмы Карла Фаберже. Все поражались, что такое огромное пуховое полотно влезает в ящичек размером 20×22 сантиметра. Так от казачек одарила грядущий союз жена оренбургского губернатора Елена Михайловна Ершова. В 1927 году Ермолай Степанович Фёдоров, служивший регентом при церкви в селе Жёлтом, от безденежья вступил в артель, занимавшуюся вязанием платков из пуха. Именно ему удалось связать грандиозный «бисерный» платок на 1000 петель. Пуховое сокровище увезли в Оренбург, признав самым большим в мире. Лишь в 2013 году на фабрике Оренбурга превзошли рекорд Фёдорова, связав платок размером 3,6×3,6 метра. Для этого потребовалось 13,5 км пуховой пряжи.
2013 год вообще примечателен для оренбургского платка, так как 13 октября 2013 года был зафиксирован мировой рекорд пуховязания. 699 женщин, мужчин и даже детей, съехавшихся из разных районов Оренбуржья, одновременно вязали в столице региона пуховые изделия в течение пяти минут. А в почтовых отделениях появилась красочная серия марок «Декоративно-прикладное искусство России. Платки». Наряду с Павловопосадскими изделиями, а также образцами Троицко-Александровской и Трёхгорной мануфактур, в составе серии оказался и оренбургский пуховый платок.
В 2021 году появилась новая экранизация сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Если присмотреться, в этой кинокартине можно заметить и оренбургские пуховые платки. Ведь пуховое одеяло для царь-девицы сделано именно из них.
Ошибочно считать, что новый пуховый платок изначально мягок и очень пушист. Если он выглядит именно таким, то либо его специально доводили до нужной кондиции, либо его пряжа не самого лучшего качества. Новый платок хоть и красив, но выглядит слежавшимся. А пушистым он становится уже в процессе носки.