Новогодние традиции царской России неразрывно связывались с Рождеством. После Октябрьской революции, в начале 1918 года, большевики сначала отделили церковь от государства, а затем реформировали календарь, приведя его в соответствие с мировым летосчислением. Однако в народе одномоментного принятия новых декретов не произошло. Это стало одной из причин, по которой Новый год вскоре причислили к старорежимным праздникам, которые сторонники новой власти не отмечают. К всенародному празднованию вернулись через полтора десятилетия. При этом власть старалась заложить свои принципы встречи Нового года. Поэтому следующие несколько десятилетий огромная страна встречала новый год по-советски. Советская ёлка – уникальное явление, аналогов которой не было ни до неё, ни после развала СССР. Кратко, но ёмко охарактеризовал её Аркадий Гайдар в рассказе «Чук и Гек».
–Теперь садитесь, – взглянув на часы, сказал отец. – Сейчас начнется самое главное.
Он пошел и включил радиоприемник. Все сели и замолчали. Сначала было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон.
Чук с Геком переглянулись. Они гадали, что это. Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы.
И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море.
И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.
Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.
Под названием «Телеграмма» рассказ впервые опубликовал журнал «Красная новь» в 1939 году. Вместе с повестью-киносценарием «Комендант снежной крепости» (вторая часть трилогии о Тимуре) он стал одним из первых новогодних произведений советской детской литературы. Разберём историю советской ёлки и посмотрим, как её показывали в книгах и фильмах того периода.
Гонения на Новый год при Советской власти
То, что Новый год после революции отошёл в прошлое не одномоментно, подтверждают хотя бы рассказы «Ёлка в Сокольниках» и «Ёлка в Горках», где на праздник к детям прибывает сам Ленин. Несмотря на явное литературное редактирование реально произошедших событий, становится ясно, что в первые годы большевики не вводили суровые запреты на празднование с ёлкой. Однако новогоднее веселье нельзя было назвать советским. Скорее, тут проявлялась инерция, и праздник просто отмечали по традиции.
Вскоре статус новогодней ёлки сильно изменился. Праздник начали высмеивать. С праздником начали жёстко бороться. «В лес придет капиталист, / Косный, верный предрассудку, / Ёлку срубит топором, / Отпустивши злую шутку. / Тот, кто ёлочку срубил, / Тот вредней врага раз в десять…», - так Валентин Горянский пером, словно штыком, боролся с Новым годом. И этот посыл, как мы видим, диаметрально противоположен знакомым нам с детства песням «В лесу родилась ёлочка» и «Маленькой ёлочке холодно зимой». От Горянского не отставали и другие известные поэты: Александр Введенский («Не позволим мы рубить / Молодую ёлку, / Не дадим леса губить, / Вырубать без толку»), Демьян Бедный («Под “Рождество Христово” в обед / Старорежимный ёлочный дед… Вылитый сказочный “Дед-Мороз” / С ёлкой под мышкой саночки вёз, / Санки с ребёнком годочков пяти. / Советского тут ничего не найти!»), Семен Кирсанов («Ёлки сухая розга / Маячит в глазищи нам, / По шапке Деда Мороза, / Ангела - по зубам!»).
Детей, которым ранее предназначался праздник, теперь превращали в таких же бойцов. На карикатурах за картонным Дедом Морозом прятались попы и раввины. Но храбрый пионер с позором прогонял старорежимного персонажа. Власти показательно устраивали детские митинги, где руки ребятишек держали гневные лозунги, направленные против Нового года. Били по празднику и законодательно. Например, текст Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О праздновании Рождества и Нового года» (13 декабря 1928 г.) признавал «необходимым разрешить празднование в рабочие дни 24 декабря (понедельник перед Рождеством) и 31 декабря (понедельник перед Новым годом), заменив их другими рабочими днями». Однако Донбасс уже трудился безостановочно, и на него это Постановление не распространялось. А партийным и профессиональным органам надлежало не допустить двойного празднования Рождества и Нового года (по старому стилю и по новому стилю). В стране вводился новый трудовой график, когда выходной мог выпасть на любой день недели. Поэтому Постановление СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» регламентировало, что в первый день нового года работа производится на общих основаниях. Новый год постепенно очутился по другую сторону баррикад от советского народа. Казалось, ещё немного, и ему придётся уйти на свалку истории вместе со всеми другими религиозными праздниками.
Появление советской ёлки
Зарождение встречи Нового года по-советски произошло в середине 1930-х гг. Восстановление его в статусе праздника связывают с письмом секретаря Киевского обкома ВКП(б) П.П. Постышева, поступившим в редакцию газеты «Правда» в конце 1935 года. Послание начиналось словами: «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!» Наверное, здесь впервые буржуазию и богатеев оставляют на вражеской территории, но празднику настоятельно рекомендуется перейти обратно в трудовой коллектив большой страны. Это первый документ, где фигурирует понятие «советская ёлка». Некоторые историки оспаривают приоритет Постышева в возрождении праздника, указывая, что без предварительного коллективного решения Политбюро ЦК ВКП(б) никакого письма не появилось бы. И ничего бы не произошло. Тем более, с такой стремительностью.
А скорость, действительно, удивляет. Посыл письма («Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек») мгновенно воплощается в Постановление ЦК ВЛКСМ «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года» (28 декабря 1935 г.). В нём старшеклассникам рекомендовалось перед Новым годом провести школьные вечера, но без митингов и докладов, зато с участием самодеятельности. А первый новогодний день посвящался ученикам младшей школы и ребятам из детских домов, для которых комсомол и пионерия организовывали ёлки с подарками. Так был заложен первый и, быть может, главный принцип советской ёлки – праздник полностью организовывала местная самодеятельность. Этот принцип потом перешёл и во взрослые трудовые коллективы.
Решившие, что словно по мановению волшебной палочки праздник ожил и получил право на существование, ошибаются. Всё ещё висело на волоске. Зимой 1936 года председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову поступает письмо от рабкора Иванова. Автор негодует, что страна Советов спасовала в борьбе с религией. Упор делается на то, что миллионы деревьев будут принесены в жертву празднику. Предлагается хороводы вокруг срубленных ёлок заменить новогодними подарками, утренниками, вечерами с коллективным пением и танцами. Однако праздник, прошедший по всей стране, произвёл настолько грандиозное впечатление, что советскую ёлку утвердили. Более того, летом того же года решили восстановить и выпуск шампанского в качестве новогоднего напитка. А в 1937 году к детям вместе с Дедом Морозом стала выходить и его внучка Снегурочка: впервые её увидели гости, пришедшие на новогоднюю ёлку в московский Дом Союзов. Персонаж русского народного фольклора мгновенно и очень органично вписался в новую роль.
Новогодние игрушки советской ёлки
- Что растёт на ёлке?
- Шишки да иголки.
- Разноцветные шары
- Не растут на ёлке...
Возвращение ёлки в квартиры граждан СССР не означало, что распахнутся бабушкины сундуки, и пыль стряхнут с дореволюционных ёлочных игрушек. Новое государство позаботилось, чтобы украшение праздничного дерева соответствовало эпохе. По зелени тянулись гирлянды красных флажков. Игрушки тоже претерпели сильные изменения.
В качестве примера приведём лишь две игрушки довоенной поры. Выше показано картонажное украшение «Пограничник Карацупа и пёс Индус», склеенное из двух частей плотного картона с тиснением. Никита Фёдорович Карацупа, служивший в пограничных войсках с 1932 года, прославился задержанием огромного количества нарушителей границы, в чём ему помогали выученные собаки. Индус (в поздних источниках его имя изменили на «Ингус») получил всесоюзную известность, ведь любой мальчишка знал о нём из газетных публикаций. В наше время какой-то период эта игрушка удерживала статус самой дорогой, так как однажды за неё отдали на аукционе больше ста тысяч рублей.
А это ещё один герой довоенной поры – Отто Юльевич Шмидт. На новогоднем украшении знаменитый полярник вместе с белым медведем торжественно устанавливают флаг СССР на Северном полюсе. В то время имена героев-полярников были на слуху у всех. Любой знал и «челюскинцев», и спасших их лётчиков, и Папанина, возглавлявшего первую в мире дрейфующую станцию Арктики. Менялась страна, менялись и её игрушки. В 1960-е гг. появились спутники, ракеты и космонавты. Но не забывали и о сказках. Огромными тиражами выпускали героев народных и авторских произведений (наборы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Чиполлино», «Доктор Айболит» и др.).
Отдельного слова заслуживает ёлочная верхушка, которую делали в форме звезды. Звезда в качестве ёлочного украшения была широко распространена ещё в царскую эпоху. Но не о ней сейчас идёт речь. Советская звезда – пятиконечная и красная. И на вершине ёлки она ассоциируется не с рождественской звездой, а с кремлёвской (особенно, если умелые руки подвели к ней подсветку). Обычное ёлочное украшение символично превращало новогоднее дерево в башню Кремля, на которой отбивают наступление Нового года главные часы страны. Разумеется, промышленность выпускала самые разнообразные верхушки, среди которых были не только звёзды. Но венчающая ёлку красная звезда стала привычным символом советского Нового года.
Советская ёлка в период Великой Отечественной войны
Казалось бы, с началом боевых действий празднование Нового года исчезнет. Но советская ёлка, отражая актуальные события фронта и тыла, продолжала оставаться подобием боевого листка, только в праздничном обрамлении. Разумеется, наступающий 1942 год на фронте отмечали крайне скромно (если отмечали вообще). Однако радостную нотку в смену календарей внёс декабрьский разгром вражеской армии под Москвой. В тылу же мероприятия по встрече Нового года тоже проходили в тени вестей с мест сражений, однако наиважнейшим в их проведении была надежда на возвращение мирного времени. Издательства СССР наряду с массовым выпуском плакатов печатали и новогодние открытки, хотя подавляющее их большинство теперь включало фронтовую тематику.
Чем сильнее положение дел на фронте выправлялось в пользу Красной Армии, тем больше новогодних составляющих организовывали для бойцов. В соответствии с Постановлением Государственного комитета обороны от 6 июня 1942 года «О порядке выдачи водки войскам действующей армии» красноармейцам и краснофлотцам 1 января наливали «наркомовские» 100 грамм, что отсылало к довоенному новогоднему застолью. В качестве подарка бойцам доставались не только сигареты, но и сладости, которые массово отправляли на фронт те, кто трудился в тылу. По воспоминаниям фронтовых историков, в 1944 году некоторые части встречали Новый год уже в иллюминированных клубах, где стояла украшенная ёлка. Игрушки делали из подручных средств: скручивали из жести, склеивали из ваты и бинтов, раскрашивали аптечные пузырьки и перегоревшие лампочки, перешивали обрезки ткани и старые погоны.
От военных лет идёт история обращения советских руководителей к народу. В тяжелейший момент войны, 31 декабря 1941 года, советские граждане услышали новогоднее послание «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина. Оно стало важным посылом, сплачивая людей, разделённых на фронт и тыл. Новый год продолжали отмечать не только в семьях, но и в заводских цехах. Ведь многие предприятия работали в три смены, чтобы дать фронту больше техники и боеприпасов.
Эволюция послевоенной советской ёлки
24 декабря 1947 года газета «Правда» оповестила граждан, что отныне праздник 1 января становится выходным (нерабочим) днём. С этого момента Новый год превращается в один из главных праздников страны. А для детей это ещё и самый долгожданный праздник. Ведь революционный посыл новогодних мероприятий во времена хрущёвской оттепели постепенно сменяется сказочной составляющей, которая так и останется непременным атрибутом празднования в компании ёлки.
Деду Мороза и Снегурочку теперь на выступлениях часто сопровождает мальчик – Новый год. Его нельзя назвать советским изобретением. Выше показана дореволюционная открытка, символично запечатлевшая Старый год и Новый год вместе (хотя, скорее, на первом плане здесь всё же святой Николай). Однако в СССР юному Новому году выковывают по-пионерски активный характер. Он выступает в противовес Деду Морозу, открывая перед старшим поколением достижения советской науки и техники. Он олицетворяет новую смену страны Советов. Именно в такой роли он показан на советских открытках того периода. Впрочем, Дед Мороз не собирается уступать сцену. На новогодних праздниках и открытках мы видим его в качестве активного преобразователя мира, знакомого с новинками авиации и способного взять управление даже космическим кораблём.
Новогодняя концертная программа, ставшая известной под названием «Голубой огонёк», впервые вышла в эфир 31 декабря 1962 года. Телевизоры тогда были далеко не у всех, но всё исправлял советский коллективизм. В квартиру к обладателю заветного аппарата приходили соседи со стульями и табуретками, и семейный праздник превращался в совместные посиделки. «Голубой огонёк» весело подводил итоги минувших двенадцати месяцев, показывая героев уходящего года. Наряду с выступающими артистами в студии сидели космонавты, учёные, герои труда, почётные гости из стран социалистического блока. Глядя на обычных людей в компании телезвёзд, зрителям казалось, что и они когда-нибудь обязательно окажутся на этом празднике. Надо лишь честно жить и упорно трудиться. Очарование передачи тогда добавлял ещё прямой эфир.
Надо помнить, что на тот момент зритель не был избалован обилием каналов. Практически до начала 1990-х гг. большинство регионов СССР смотрели лишь две телепрограммы. Поэтому смело можно сказать, что «Голубой огонёк» тогда имел поистине громадную аудиторию. Происходящее на экране с теми, кто находился перед ним, объединял праздничный стол. К Новому году готовили оливье и заливную рыбу, а мандарины, если повезёт, покупали за несколько месяцев до праздника и хранили в холодильнике. Встречать Новый год за «Голубым огоньком» стало традицией почти на тридцать лет. Да и сейчас программу новогодних концертов зачастую подстраивают под привычный формат советской передачи.
Советская ёлка в детских книгах
Детская литература времён СССР была одним из основополагающих инструментов формирования характера подрастающего поколения. Разумеется, в жанре «новая сказка» писатели успешно опробовали и новогодние сюжеты. В отличие от «Путешествия “Голубой стрелы”», где Джанни Родари обличал капиталистическое общество, здесь ставилось задачей в противовес показать мирное благополучие, в котором живут народы СССР. Однако в качестве героя сюжета должен выступать не пассивный беспомощный малыш, ведомый родителями и ждущий подарков, а самостоятельный активный ребёнок, готовый на подвиг. Сергей Никитин в рассказе «Приключения ёлочных игрушек» главным героем выводит мальчика Алёшу. Несмотря на малый возраст, Алёша успешно возглавляет экспедицию оживших ёлочных игрушек, выполняя достаточно опасную миссию в зимнем лесу.
Петроний Гай Аматуни в произведении «ЧАО — победитель волшебников» смело смешивает новейшие достижения науки и техники (робот, телевизор и др.) с мифологическими сюжетами (Симург и пр.) и персонажами восточных сказок. Ёлка оживает, превращаясь в маленькую девочку, которой вместе с мальчиком Егором предстоит отправиться в дальнее путешествие. И Егор (советский школьник), и Ёлочка (волшебная героиня) ведут себя очень достойно, что помогает им справиться со всеми препятствиями. Восточно-сказочные персонажи повести во многом нарисованы карикатурно, противопоставляя изобретениям свои недобрые силы, но в итоге наука побеждает. А главный волшебник-антагонист перерождается в школьника. Эти сказки демонстрируют, что и в новогоднюю ночь, и в любой другой день человек, воспитанный в стране Советов, не может остаться в стороне от чужой беды. Он действует и побеждает.
Советская ёлка в новогодних мультфильмах
- Кабы не было зимы,
- А все время лето,
- Мы б не знали кутерьмы
- Новогодней этой,
- Не спешил бы Дед Мороз
- К нам через ухабы,
- Лед на речке б не замерз,
- Кабы, кабы, кабы...
Первые мультфильмы, связанные со встречей Нового года, появились ещё до войны. Однако признанные шедевры были сняты лишь в 1950-х гг., когда начинается золотой век советской мультипликации. Появляется множество рисованных и кукольных картин. Наряду с классическими сказочными сюжетами экранизируются сценарии о советских детях. И новогодняя тематика не остаётся в стороне. Вместе с реалистичной прорисовкой мультипликаторы отлично передают особенности настоящего времени. В этих картинах показаны все главные принципы советской ёлки: коллективное празднование, активная самодеятельность, награды отличникам в учёбе и труде. Но в сюжет обязательно добавляют сказочную составляющую. Теперь, когда религиозные мотивы исключены, она не противоречит реальности, а красиво её дополняет. Несмотря на постучавшуюся в дверь сказку, дети остаются каноничными советскими школьниками или дошкольниками.
Одним из шедевров новогодней анимационной тематики считается картина Мстислава Пащенко «Когда зажигаются ёлки». Казалось бы, главные герои сюжета – плюшевый Мишка и ватный Зайчик. Но не менее важная роль отводится девочке Люсе и её брату Ване, которым и предназначены эти игрушки в подарок. Ведь дети подготовили номер для праздничного концерта, а выступить на сцене будет не так-то просто. «Когда зажигаются ёлки» вписывается в целую плеяду подобных сюжетов («Снеговик-почтовик», «Дед Мороз и серый волк» и др.). Детям отводится активная роль: например, в «Новогоднем приключении» мальчик Коля озадачен целью доставить ёлку отцу на станцию в Антарктиде.
Иногда в мультфильмах дети вообще берут бразды правления в свои руки. Здесь показательным будет мультфильм «Дед Мороз и лето». В летней жаре сказочный дедушка оказывается совершенно беспомощным, но именно дети спасают его и показывают растерянному старичку красоты того времени года, которое он так жаждал увидеть. Особенности советской ёлки фигурируют и в мультсериалах. «Голубой огонёк» появляется в серии «Зима в Простоквашино», а восьмая часть «Ну, погоди!» показывает все явные и закулисные перипетии новогоднего утренника.
Советская ёлка в новогодних детских фильмах
Игровые ленты, созданные для детей, тоже показывали особенности советской ёлки. Самым маленьким зрителям предназначались «Новогодние приключения Маши и Вити». После похищения Снегурочки Дед Мороз бессилен что-то изменить, но спасти пропажу вызываются дети. При этом Витя в чудеса не верит и ориентирован исключительно на науку, а Маша склонна и верить в сказку, и доказать, что сказке осталось место в реальной жизни. Советские дети блистательно противостоят лесной нечисти, возглавляемой Кощеем, а в финале и Маша, и Витя приходят к единому мнению, которое фиксирует заключительная песня картины: «Чтоб могли на Марс летать люди без опаски, с детства учимся мечтать мы у старой сказки…»
Для зрителей постарше снимали уже более сложные сюжеты. Например, в «Снежной сказке» мальчик Митя не только справляется с кознями Старого года и его приспешниц, но и несёт полную, почти взрослую ответственность за оживлённую им снежную девочку. В сюжете нашлось место и самой ёлке. Мы видим небольшую деревянную школу, в центральном зале которой высится лесная красавица. И ученики разных классов слаженно её наряжают, готовясь к общешкольному празднику.
Советская ёлка в новогодних взрослых фильмах
- Новый год, он не ждет. Он у самого порога.
- Пять минут пробегут, их осталось так немного.
- Милый друг, поспеши! Зря терять минут не надо!
- Что не сказано - скажи, не откладывая на год...
Советская ёлка нашла отражение и во взрослом кинематографе. Пионером здесь можно считать знаменитую «Карнавальную ночь», снятую Эльдаром Рязановым. Главная идея сюжета в том, что яркий новогодний праздник не только способен сплотить трудовой коллектив, но и успешно вести его на борьбу с бюрократизмом. Ёмко и хлёстко бичуются отдельные недостатки советского общества, но на первый план выходит показ его здорового ядра. А лёгкие запоминающиеся песни превратили картину в незабываемый мюзикл.
На волне успеха «Карнавальной ночи» предпринимались попытки снять нечто подобное, но отвечающее текущей реальности. В 1973 году телезрителям показали комедийную фантастику «Эта весёлая планета». Сюжет не только демонстрировал факт, что советские учёные могут достойно праздновать и веселиться, но и доказывал, что обществу огромной страны есть чему поучить даже инопланетные цивилизации. Так советская ёлка вышла за пределы Земли. Успеха «Карнавальной ночи» фильм не достиг, но и у него появилось немало поклонников, чему способствовали песни, получившие самостоятельную жизнь и вне картины.
Ещё одной попыткой продемонстрировать советский праздник в научной среде стала музыкальная комедия «Чародеи». Картина, абсолютно непохожая на свой литературный первоисточник («Суета сует» - вторая из трёх частей повести «Понедельник начинается в субботу»), тем не менее, полюбилась советским зрителям. Показанное оказалось созвучным времени. А завершалось всё грандиозным новогодним празднованием, который показывал, что все проблемы успешно разрешились. Как и в детском фильме «Новогодние приключения Маши и Вити», здесь противопоставлять науку и сказку не стали, а слили их в единое целое. Конечно, самым «новогодним» из советских фильмов до сих пор считается «Ирония судьбы или с лёгким паром», но отнести его к демонстрации советской ёлки было бы всё же безосновательно. В кинокомедии «Джентльмены удачи» предновогодняя обстановка и сама встреча Нового года имеет большой воспитательный эффект для тех, кто выпал из советского общества, но ещё имеет шанс в него вернуться.
Значение советской ёлки
- Нам вдали струит сиянье яркая звезда
- И зовет нас в царство знанья, правды и труда,
- С твердой верой, с новой силой мы пойдем вперед...
- Здравствуй, гость наш легкокрылый! Здравствуй, Новый год!
Принцип новогодних мероприятий в период СССР был призван не только развлечь или заполнить время, но ещё научить чему-то и привить активный образ жизни. Советская ёлка со временем перешагнула государственные границы. В послевоенной Австрии офицеры советской оккупационной зоны проводили новогодние праздники для местных детей. Запоминающейся всегда была встреча Нового года в Артеке. А так как помимо пионеров со всей страны там отдыхали и зарубежные гости, то из лагеря они увозили на родину и традиции советской ёлки. Новый год по-советски гармонично вписывался в жизнь социалистического государства, показывая пример всей планете.
- Я дернул замок - и к порогу прирос!
- Я пикнуть словечко не мог, я молчал
- И что-то невнятное в двери мычал:
- Еще бы! Явился живой Дед Мороз!
Размывание чётких принципов советской ёлки произошло где-то в середине 1980-х гг., так как менялась сама страна. Появилась мода на Восточный календарь. Распространение видео постепенно разрушало монополию государства на вещание, и посмотреть за новогодним застольем западный боевик вместо «Голубого огонька» уже было куда завлекательнее. Да и сам «Голубой огонёк» к тому времени сменил и вывеску, и даже формат. Истончался и железный занавес: 1 января советских граждан с экранов телевизоров поздравлял американский президент Рональд Рейган, а Михаил Горбачёв читал своё обращение для жителей США. А в канун 1992 года на телевизионном экране с новогодним обращением возник сатирик Михаил Задорнов. И, наверное, это стало лучшим решением: показать тревожащимся гражданам в Новый год привычное лицо праздничных концертов. Ведь прежней страны уже не существовало. А вторая ещё только рождалась, не зная, какие традиции сложатся уже вокруг её новогодней ёлки.