Историки до сих не пришли к единому мнению о том, кто такие кумыки по происхождению и какой этнический компонент был самым весомым в формировании кумыкского народа. Некоторые ученые считают, что они являются потомками хазаров – средневекового этноса, жившего в предгорьях Кавказа у побережья Каспийского моря. Хазарский каганат, существовавший с 650 по 969 гг., занимал огромную территорию Северного Кавказа, Крыма и Приволжья. Это государство граничило на севере с Русью, на востоке – с Хорезмским ханством, на юге доходило до Армении, а на западе – до Дуная и Сербии. По мнению некоторых учёных, преимущественной религией хазаров был иудаизм, за ним следовало тенгрианство. В XIII веке земли хазаров завоевали монголы, и каганат поглотила Золотая Орда. Согласно другой теории, кумыки являются потомками хазар и кыпчаков, но в обоих случаях кумыкский этнос образовывался в регионе своего современного обитания на протяжении 500 лет, с XII по XVII века.
Современная территория расселения кумыков
Феодальное государство кумыков существовало с XIV по XIX век. Оно известно как Тарковское шамхальство, располагавшееся на территории современного Дагестана и прилегающих областей. Его столица под названием Тарки в наше время представляет собой село, находящееся в городском округе Махачкалы, столицы дагестанской республики. Свыше двух веков Тарки был центральной столицей Хазарского каганата, наравне с его западным форпостом Саркелом на реке Дунай и восточным – городом Итиль на Волге.
Расположение хазарии, а позже шамхальства на землях, по которым проходили важнейшие торговые маршруты, в частности, отрезок Великого шелкового пути, способствовали развитию и благоденствию проживающего здесь народа. Хазарские и кумыкские купцы плавали по Каспию и Черному морю, поставляя на мировые рынки меха, воск, мед, скот, рыбу и, конечно же, рабов. Важным источником доходов была дань, собираемая с покоренных народов, а также периодические набеги на земли соседей. Однако в конце XIV века поселения кумыков оказались в зоне столкновений Тохтамыша и Тамерлана, из-за чего мирное население понесло большие людские потери.
Абдуль-Ваххаб Казанищенский, кумыкский архитектор XIX века
В середине XVI века года грузинский царь Симон I Великий (1537-1633) и несколько дагестанских князей обратились к Ивану Грозному (1530-1584) с просьбой защитить их земли от притеснений кумыкских шаухалов. Русские войска разгромили соединения Шаухальства и Тюменского хана, а в 1560 г. разграбили столицу Тарки. В 1594-1605 гг. русские войска совершили несколько походов в Дагестан, однако потерпели поражение от кумыкской армии Солтан-Махмуда. Как пишет русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826), кумыки смогли остановить экспансию Российского государства на Северном Кавказе почти на 120 лет.
Кумыкский кинжал XIX века
В середине XVII века свое внимание на Шамхальство обратил иранский шах Аббас II. Он предложил шамхалу Сурхаю III (1610-1668) построить в кумыкских землях несколько персидских крепостей, но получил решительный отказ. В 1568 г. кумыки вместе с дагестанскими племенами напали на иранские земли в южной части Каспия. По сообщениям историков того времени, в начале XVII века иранцы были вынуждены выплачивать дань кумыкским князьям и шамхалу, чтобы они не разоряли иранские порты и не мешали торговать персидским купцам.
Кумыкский танец на фото 1870-х гг.
Долгое время союзниками кумыков выступали Оттоманская империя и Крымские ханы, а кумыкские воины служили в крымских гарнизонах. В те времена подавляющей религией кумыков постепенно становился ислам. Их проповедники, мусульмане-сунниты, способствовали распространению этого верования среди других народов Кавказа – чеченцев, ингушей, карачаево-балкарцев и дагестанцев. Кумыки всегда славились мастерством изготовления холодного оружия, в первую очередь кинжалов. Их клинки были известны не только по всему Кавказу, но и в Крымском ханстве и Турецкой империи. Кумыкские мастера-оружейники XVI века также были известны изготовлением богато инкрустированных сабель, шомпольных ружей и пистолетов.
Вступление Петра I в Тарки. Картина Ф. Рубо (1893 г.)
В XVII веке кумыкское шамхальство распалось примерно на 10 султанатов, княжеств и ханств. Наследником шамхалов считалось Эндиреевское ханство, которое к 1700 г. стало культурным центром кумыкского народа. Дальнейшие клановые разногласия привели к тому, что шамхальство не смогло сдерживать натиск российских войск. Персидский поход 1722-1723 годов, в котором лично участвовал Петр I (1672-1725), привел к тому, что территории кумыков отошли Российской империи. Однако в 1735 г. южное и западное побережье Каспия снова было передано под управление Персии согласно Гянджинскому договору.
Тарковский шамхал Абу-Муслим. Рисунок 1845 г.
Кумыкское шамхальство сначала выступало на стороне России, но по мере наращивания присутствия русских войск на Кавказе стало вступать с ними в вооруженные конфликты. Однако шамхалы не смогли объединить под своим началом воинов различных кавказских народов, чтобы сохранить независимость. Гюлистанский мир, которым завершилась Русско-персидская война 1804-1813 гг., привел к присоединению остатков владений шамхальства к Российской империи. В дальнейшем на территории кумыкского народа в период с 1818 по 1878 гг. было поднято пять восстаний против русского владычества. Некоторые историки считают, что Северо-Кавказский имам Шамиль (1797-1871) по национальности был кумыком. Среди прочих, он возглавил Шамхальское восстание 1843 г., в ходе которого уничтожил 12 русских укреплений.
Имам Шамиль на фото 1859 г.
Концом кумыкской государственности стало упразднение Тарковского Шамхальства (1867 г.) и Кумыкского округа Терской области Российской империи (1869 г.). Царское, а затем и Советское правительство проводило политику заселения кумыкских земель другими кавказскими народами – аварцами, даргинцами, чеченцами и лакцами. В 1944 г. кумыки оказались в числе народов Кавказа, депортированных указом И.В. Сталина в Среднюю Азию.
На вопрос, где живут кумыки сейчас, этнографы отвечают: в Дагестане, Чечне и Северной Осетии. Территория проживания кумыкского этноса носит название «Кумыкия» и охватывает территории трех субъектов Российской Федерации. Кумыки говорят на кумыкском языке, имеющем кыпчакские корни. По данным переписи 2010 г., на Кавказе проживало более 400 000 кумыков, а их общая численность в мире составляла свыше 600 000 человек.
Дом шамхала в с. Кафыр-Кумух. Фото 1890-х гг.
Среди известных кумыков выдающийся советский режиссер Андрей Тарковский (1932-1986), снявший фильмы «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Как вспоминает балкарский поэт Кайсын Кулиев, Андрей Арсеньевич считал себя наследником кумыкских князей, шамхалов Тарковских. Историки и этнографы часто упоминают, что кумыки были признанными лекарями в области нетрадиционной, народной медицины. Еще в XIX в. кумыкские целители принимали больных со всего Кавказа. Кумыки также известны своим ковроткачеством – на Кавказе популярны ковры «арбабаш» на войлочной основе, окрашенные в синий, красный, серый и фиолетовый цвета с тонким, характерным растительным узором. Кумыки до сих пор вручную изготовляют уникальные шелковые платки «тастар» с шитьем золотыми и серебряными нитями.
Ружье Тарковского шамхала XIX века