Если бы Шерлоку Холмсу довелось расследовать «Дело о кокошнике», встретив девушку в традиционном русском наряде, он смог бы многое рассказать о её личности. Характер головного убора подсказал бы ему статус этой дамы. Определить незамужнюю девицу несложно: она ходит с косой или распущенными волосами, и головной убор (например, венец) не покрывает её макушку. «Простоволосье» демонстрирует здоровье и красоту девушки. А вот после замужества непокрытая голова считается моветоном, сорванный головной убор — настоящим оскорблением!
О чём может рассказать русский кокошник?
Русский народный костюм с кокошником, в который облачена невеста, может свидетельствовать о недавнем замужестве. В кокошнике девушка ходит от свадьбы и до рождения первенца. Впервые став матерью, выбирает другой головной убор (например, повойник).
Эти умозаключения можно делать с поправками. В некоторых случаях даже девица надевает кокошник: он не считается атрибутом исключительно замужней женщины. При Николае I придворные дамы носят кокошники гораздо чаще, из-за чего нужно учитывать и время событий. Кокошник можно носить не только на свадьбу, но и в другие большие праздники.
Вид кокошника помогает оценить уровень достатка девушки: знатные дамы предпочитают русские народные кокошники, расшитые драгоценными камнями и жемчугом. Те, кто победнее, довольствуются вышивкой из бисера. Хотя и они могут получить богато расшитый головной убор. Нередко он переходит из поколения в поколение, да и соседи одалживают на время праздника.
Вид кокошника помогает определить губернию, в которой живёт девушка: в разных регионах государства сложились свои представления о том, как шить кокошник. Тому есть разные причины, начиная от традиций и заканчивая укладкой волос: пряди разделялись на две косы и могли быть уложены на затылке, на висках, надо лбом. Кокошник подстраивался под форму, чтобы надёжно держать косы.
Где увидеть достоверно, как выглядят достоверные наряды и головные уборы? Картотека может состоять из данных справочников и альбомов, картин художников и музейных экспонатов. И даже карточной колоды.
Вот как изображены девушки и женщины в кокошнике в альбоме «Одежды Русского государства», созданном Ф.Г. Солнцевым — профессором Императорской галереи художеств, который заведовал оформлением Большого Кремлёвского дворца.
А вот как изображались дамы на картах широко известной колоды «Русский стиль». У этих изображений есть реальные прототипы. 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся феерический костюмированный бал, на котором присутствовали знатные леди и господа. При подготовке праздника дело нашлось и костюмерам, создававшим необычайные платья в лучших русских традициях, и ювелирам — мастерам драгоценных украшений, и танцорам, и певцам, и художникам. И, конечно, гостям, прибывшим на бал.
Червовая дама оказывается не кем иным, как великой княгиней Ксенией Александровной. Эскиз кокошника, стилизованного под древнерусское убранство, был создан Евгением Карловичем (сыном Карла Фаберже). Он богат жемчугом, не только нашитым на кокошник, но и спускающимся в виде бус на плечи и шею княгини. Изящная золотая вышивка и камни придают изделию королевский вид. Лоб закрывает сетка-поднизь.
Крестовая дама - великая княгиня Елизавета Федоровна. Она выступала на балу в северно-русском кокошнике-луннике, расшитом драгоценными камнями.
Бубновая дама. В этом изображении есть черты нескольких представительниц бала: графини Александры Дмитриевны Толстой, княгини Веры Максимилиановны Кудашевой, Софии Петровны Дурново... Рисунок бубновой дамы не вполне отражает внешность и убранство знатных особ, но играет роль собирательного образа. Русско-народный кокошник Александры Дмитриевны имеет двойника в Государственном Эрмитаже. Это придворный головной убор, который носили все Великие Княжны при Николае II. Поверх него у дамы на карте повязана косынка.
Пиковая дама - княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. На балу 1903 года она выступала в двух нарядах, а точнее, меняла некоторые элементы наряда (рукава, которые не были пришиты к сарафану, и головные уборы). Один из головных уборов — прекрасный однорогий кокошник, обшитый жемчугом и обилием драгоценных камней. Второй — чёлка, он же венец. Несмотря на это, для прототипа игральной карты был выбран портрет княгини, сделанный художником Маковским К.Е.
Гостьи, прибывшие на бал, наряжались в кокошник, русский народный костюм допетровского времени. Впрочем, некоторые выбирали и другие головные уборы. Они были запечатлены на фотографических чёрно-белых изображениях (фотография появилась в России в 1839 году), которые потом опубликовали в издании «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903».
Откуда появился головной убор и почему кокошник — русский?
История кокошника на Руси — древняя, скрывающая ответы на многие загадки. Спустя много веков непросто отследить ход заимствований и изобретений, которые привели к нынешнему виду головного убора.
Предполагается, что ещё в начале прошлого тысячелетия славяне могли заимствовать вид кокошника из Византии, которая славилась своими тиарами. Русь торговала с этим государством и могла оценить их диковинные вещицы. Заимствования возможны также из культур других народов, например, монгольских.
Головной убор — кокошник — находили в древненовгородских захоронениях. Это также, возможно, говорит о том, какое имеет кокошник происхождение. Гораздо больше упоминаний о нём происходит в XVI веке, что побуждает отсчитывать историю кокошника с этого времени. Постепенно головной убор вживается в образ русского человека и становится традиционным.
Кокошник — русский народный предмет, как и все русские наряды. Во время правления Петра I произошла перемена: их выкорчёвывали из славянской культуры в угоду европейской. Если человек носил русский костюм, на него накладывался штраф. Вот небольшая вырезка из указа государя, изданного 22 декабря 1704 года: «...женска пола... носить платье Немецкое против прежних образцов, шапки и кунтоши, а исподния бостроги и юбки и башмаки Немецкия ж. А Русскаго платья и Черкесских кафтанов и тулупов и штанов и сапогов и башмаков отнюдь никому не носить и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать».
Если же покупатели не исполняли указ, следовало наказание: «...с пеших по 13 алтын по две деньги, с конных по два рубля с человека». Для мастеровых — тех, кто создаёт национальную одежду — тоже было предусмотрено наказание.
Головной убор начали вновь надевать во время правления Екатерины II, а при Николае I он стал элементом придворного костюма.
Что такое «русские кокошники»?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вслушаться в звучание слова. «Кокошник» - неявная отсылка к семейству пернатых.
В допетровские времена иметь своё хозяйство было обычным делом: куры, петушки с гребешками, квочки, курки, наседки. Все эти слова можно объединить одним словом – «кокош», которое сейчас не на слуху, но встречается в словарях, в том числе «Словнике устаревших и малоупотребительных слов». От слова «кокош» образуется и «кокошник», по сходству гребня у петушка и высокого, яркого головного убора.
Известный собиратель русских слов и традиций Владимир Даль определял кокошник как опахало или округлый щит вокруг головы, веер, которому придаёт форму толстая бумага. Опахало крепится к шапочке и волосняку.
Делать удивительный головной убор мог далеко не каждый: для этого требовались профессиональные навыки. Поэтому их изготовлением занимались мастерицы-кокошницы. Вот арсенал материалов и навыков, которыми они владели:
- Придать картону, картузной бумаге или холсту фигурные очертания, которые станут основой для будущего кокошника.
- Обтянуть красивой тканью (бархатом, кумачом) картон, чтобы уплотнить основу и скрыть все его изъяны.
- Обшить лентами, бусинами, драгоценными камнями, перламутром и жемчугом либо бисером. Жемчуг и колотый перламутр особо ценились за красоту и мягкий свет. Добыть жемчуг было несложно: его собирали в водоёмах, например, в озере Ильмень.
- Витиевато украсить вышивкой заднюю часть кокошника. Вышивка богата мифологическими мотивами о плодородии, оберегании и благополучии тех, кто носит кокошники русские.
- Вплести дополнительные украшения. Например, рясы - жемчужные нити, которые висят по бокам и ниспадают на плечи.
Список материалов, которым украшали изделие, может продолжаться. Сами кокошники разнообразны и могут быть созданы разными средствами. Были они и однорогие, и двурогие, и конусовидные, и покрытые шишками, и в виде высоких шапочек, цилиндрические, овальные и даже в форме седла.
Многочисленность форм, которые демонстрирует кокошник — это в древней Руси традиции. Во многом они зависят от того, как укладывали волосы в губернии. В Нижегородской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской и других губерниях часто делались однорогие, высокие кокошники, сетка-поднизь которых закрывала лоб практически до бровей ажурными сегментами – «сборами». Плелось такое украшение из конского волоса и жемчуга, крепилось к очелью - той части кокошника, которая обхватывала чело, то есть лоб.
В Олонецкой области (Каргопольский уезд) кокошник представлял собой шапочку с лопостями, которые закрывали уши, и выдвинутым вперёд очельем. В Архангельске кокошники имели овальную форму, украшенную декором. В Тверской губернии форма была шлемовидная.
Ниже представлены ещё несколько форм, характерных для той или иной губернии:
Они состояли из нескольких элементов, которые применялись все вместе или выборочно:
- Очелье (оно же начельник, налобник и т.д.) - часть кокошника и некоторых других головных уборов, которые покрывают лоб.
- Волосник, представляющий собой шапочку на волосы.
- Простёганный холст или картон, который держит форму веера, месяца, одного или нескольких рогов. Именно на него нашивают всё богатство драгоценных камней, фольги, жемчуга, бусин, парчи, вышивки.
- Рясны - жемчужные нити по краям головного убора.
- Поднизь - сетка жемчуга, которая крепится к очелью.
- Ленты, фиксирующие одежду на затылке.
- Лопасти, позволяющие прикрыть уши.
В дополнение к кокошнику иногда накидывают шёлковые или шерстяные платки, украшенные орнаментальной вышивкой, золотой и серебряной нитью (убрус), вуалью, кисеей, фатой, дымкой (полупрозрачными тканями). Платки могут закалывать под подбородком.
Особенно интересна в любом изделии вышивка, которая охраняла и дарила благополучие женщине, носившей головной убор. Кокошник становится книгой, проводником в более древний мифологический мир, который позволяет изучать мировоззрения древних людей.
В государственном музее-заповеднике «Царицыно» имеется кокошник — старинный головной убор, родом из Новгородской губернии. Кокошник имеет овальную форму, украшен золотой и серебряной нитью, колотым перламутром и жемчугом. На тыльной стороне имеет редкое изображение в виде вертикальной модели Вселенной — мирового древа. Это центральная ось, которая в рисунке делится на несколько мотивов. Нижний — антропоморфное дерево, которое оканчивается цветком-солнцем. По бокам сидят две сестры, Доля и Недоля — сёстры-пряхи. На вершине композиции Макошь с конями-лосями, вокруг неё небесная и солнечная символика, что издревле ассоциируется с плодородием. Сама Макошь стоит в позе с опущенными руками и солнечным ореолом — так богиня изображается во время летнего солнцестояния и созревания злаков. Над конями вышиты райские птицы Сирин, а над ними ещё две, символизирующие белый свет и плодородие. На самом верху композиции расположен двуглавый орёл, у которого есть более древнее значение, нежели герб страны: воплощение небесного огня и солнца.
Все эти образы — одно большое пожелание светлого и достойного жизненного пути той, кто надевает кокошник. Безусловно, такая тщательно продуманная вышивка находит место не на всех кокошниках. Но каждый из них создан с наилучшими пожеланиями.