Серия монет «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)» последовательно показывает образцы вооружения, благодаря которому Советский Союз добился перелома в войне с Германией и победно завершил её в Берлине. Однако эти выпуски обошли вниманием защитные шлемы, спасшие жизни многих советских воинов. Мы уже подробно рассказывали о касках и шлемах, которыми обеспечивались иностранные армии от Первой мировой войны до наших дней. Эта статья расскажет о стальном советском шлеме СШ-36 – первой каске, разработанной отечественными конструкторами и запущенной в Советском Союзе в массовое производство.
Защитные шлемы РККА до середины 1930-х гг.
Убедившись в необходимости защитных шлемов на фронтах Первой мировой войны, командование армии Российской империи прорабатывало вопрос из закупки. Бригады русских стрелков, оказавшиеся во Франции, получали местную экипировку, в состав которой входила и «каска Адриана» (М15 или М1915), успевшая неплохо себя зарекомендовать. Весной 1916 года было решено приобрести у союзнической Франции два миллиона пехотных «касок Адриана». Однако император Николай II считал это решение поспешным, поэтому положительно вопрос решился только к середине лета. Для русских войск стандартную каску французы красили светлой охрой и ставили впереди кокарду с гербом Российской Империи. Изделию присвоили название М16 или М1916 («Модель 1916 года»). Поставки затягивались, и к концу года прибыло всего 340 000 штук.
Ещё раньше прорабатывался вопрос изготовления собственных аналогов «каски Адриана». Так появилась каска «Sohlberg» («Сольберг»), известная также как М17 или М1917. Для её производства планировали задействовать Ижорский завод, Саратовский завод «Жесть» и уральские Сергинско-Уфалейские горные заводы. Но основная часть заказа досталась Великому княжеству Финлядскому (предприятия «Граната», G.W. Sohlberg и V.W. Holmberg). Вес каски находился в пределах от 800 до 850 грамм. От «каски Адриана» М17 отличала повышенная прочность. На выделку шлема путём штамповки шла листовая сталь, усиленная никелем. Толщина шлема – примерно 1,2 мм. Вентиляционное отверстие сверху прикрывала приклёпанная накладка по типу гребня. Революция в России и отделение от неё Финляндии послужили тому, что в русскую армию ушло незначительное количество шлемов, а большая часть осталась у финнов. М16 и М17 по наследству достались РККА.
На основе М15 в СССР началось производство собственных защитных головных уборов, которые именовали «стальной шлем (каска) образца 1928 года». Внешне они походили на французский образец за исключением формы козырька и назатыльника. Теперь для маскировки использовали оливково-зелёную краску (цвет «хаки»). Правда, солдата демаскировала фронтально укреплённая большая красная звезда с серпом и молотом. Это наследие прежних времён, когда революционно настроенные солдаты отламывали имперский герб и заменяли его пятиконечным символом Революции, вырезанным из жести. Данная версия каски вместе с М16 и М17 использовалась РККА вплоть до конца 1930-х гг.
Однако на Всесоюзных маневрах 1929 года приняли решение, что этот шлем уже морально устарел, и ему срочно требуется замена. В 1930 году свой вариант армейского шлема предложил лейтенант Александр Абрамович Шварц. В то время Веймарская республика считалась чуть ли не союзником СССР (оба государства оказались вытесненными из различных международных организаций из-за противодействия стран, ставших победителями в Первой мировой войне), что привело к большому числу контактов между военными специалистами с обеих сторон. Это нашло отражение в облике представленного стального шлема М30 («модель 1930 г.»), напоминающего немецкие образцы. У Шварца не было пресса, способного сделать цельный шлем, поэтому приходилось сваривать его из частей. Опытная партия (менее сотни экземпляров) не снискала одобрение специальной комиссии Штаба РККА, поэтому серийное производство шлемов данного образца так и не началось.
Каска СШ-36 (стальной шлем образца 1936 года)
Отказ от М30 не сразил Шварца. Напротив, полученный опыт только подвиг его на дальнейшие разработки. Работая на должности инженера высшей квалификации Контрольно-технического отделения Научно-Технического отдела Главного артиллерийского управления РККА в звании интенданта первого ранга (соответствует полковнику), Шварц реализует множество идей, лёгших в основу новой каски, получившей предварительное название «Красноармейский шлем стальной образца 1935 года». По некоторым сведениям, образец был показан ещё в 1934 году, а в его испытании принял участие сам Семён Михайлович Будённый. Пробуя прочность каски рубящими ударами, Будённый указал, что лезвие опасно соскальзывает с края каски, что приведёт к существенному увечью бойца. Поэтому каска обрела широкие боковые поля, которые по идее должны были силой нанесённого удара придать вражескому лезвию иное направление и увести в сторону от плеча бойца РККА.
9 августа 1935 года появляется секретное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № С-39сс «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА», регламентирующее уже к октябрю предоставить опытные образцы каски и план развёртывания их выпуска. В конце ноября Климент Ефремович Ворошилов сделал доклад «Утверждение образца стального шлема для РККА», а Политбюро ЦК ВКП(б) дало согласие на его выпуск. Производство доверили Лысьвенскому металлургическому и металлообрабатывающему заводу имени газеты «За индустриализацию» (далее ЛМЗ). Окончательный вариант каски утвердили в январе 1936 года. В результате названием изделия стало «СШ-36» («Стальной шлем образца 1936 г.»). Кроме Лысьвы в производстве шлема принимала участие московская фабрика «Освобождённый труд», делавшая подтулейники с подбородочным ремнём.
После массовых поставок в войска каска СШ-36 стала отличительной особенностью красноармейца, так как полусфера с выступавшими боковыми полями и козырьком внешне сильно отличалась от «каски Адриана» и её аналогов. Правда, гребень, защищающий вентиляционное отверстие, сохранился, но значительно уменьшился в размерах. Для изготовления шлема использовалась броневая сталь толщиной 1,1 мм, при этом каска весила 1,2-1,3 кг. Вес зависел от формы и размера шлема. Производились каски круглой, овальной и вытянутой формы, при этом для каждой формы существовало три размера (большой, средний и малый).
Голову бойца защищал подшлемник М30 в виде купола, выполненного из ткани, понизу обшитой кожей или кожзаменителем. Подстроить его по форме головы помогал шнур, проходивший внутри края верхней части. Между каской и подшлемником проходили гофрированные алюминиевые полосы, служившие амортизацией и помогавшие вентиляции. Фиксировалась каска подбородочным ремнём из ткани или кожи, длину которого регулировала пряжка. Как и прежде, для маскировки шлем имел тёмно-зелёный или оливковый цвет. Для СШ-36 решили не применять накладную звезду, а просто наносить красным её контур.
Применение СШ-36 в боях
Когда в Испании началась гражданская война, Советский Союз начал поставки вооружения республиканцам и воевавшим на их стороне интербригадам. В составе поставок были и каски СШ-36, однако исследователи считают, что число этих шлемов было невелико. Тем не менее, именно Испания считается для СШ-36 первым боевым крещением. Непосредственно Красная армия опробовала СШ-36 в боевых условиях у озера Хасан, где вела бои с отрядами вторгшихся японских милитаристов. После сражений подсчитали, что применение защитного шлема снизило смертность бойцов Красной Армии от ранений черепа до 5,8%.
Прозвище «халхинголка» закрепилось за каской после приграничного конфликта Монголии и марионеточной империей Маньчжоу-го. Монгольские рубежи защищала РККА, сражавшись с японской армией у реки Халхин-Гол всё лето 1939 года. Для защиты головы советские солдаты в большинстве применяли именно СШ-36, о чём свидетельствуют многочисленные фотографии. СШ-36 опознать достаточно просто, завидев небольшой выступ («гребень») на верхушке шлема.
Далее «халхинголка» отправилась на воссоединение СССР с территориями Западной Украины и Западной Белоруссии, временно утраченными после Первой мировой войны. А затем последовала Советско-финская война 1939-1940 года. Так как боевые действия последней проходили зимой, СШ-36 перекрашивали в белый цвет для лучшей маскировки на фоне снега. Уже в период этих кампаний не только начата разработка нового защитного шлема для РККА, но и произведены первые партии СШ-39, а затем и СШ-40 (этот шлем предполагал ношение под ним не только пилотки, но и зимней армейской шапки).
Быстро заменить СШ-36 не получилось из-за начавшейся войны с Германией. Поэтому на фронт шли поставки как новых шлемов, так и старых запасов. Однако привычный образ советского бойца времён Великой Отечественной войны уже не учитывает СШ-36. Голову воина-освободителя, знакомого нам по плакатам и фильмам, защищает каска уже без характерного гребня.
Японской армии довелось ещё раз повстречать «халхинголки», когда Красная Армия перешла в 1945 году границу СССР на Дальнем Востоке и начала освобождать оккупированный японцами Китай. Подразделения, подтянувшиеся из поверженной Германии, в большинстве своём уже носили каски нового образца. Но отряды, стоявшие на охране границы всю первую половину 1940-х гг. ещё были снабжены довоенными запасами шлемов, среди которых большую часть составляла каска СШ-36.
Причины отказа от СШ-36
И Польский поход, и война с белофиннами выявили ряд существенных проблем у шлема СШ-36. Например, те самые широкие поля, которые по слухам рекомендовал Будённый, создавая эффект паруса при сильном ветре, мешали солдату в быстрой атаке. Выдвинутый вперёд козырёк сокращал сектор обзора, а участок над козырьком легко пробивался пулей. К работе над улучшением конструкции привлекли инженеров и техников ленинградского НИИ-13. К этой группе прикомандировали военных Народного комиссариата обороны и специалистов ЛМЗ, которые разъясняли те или иные аспекты практической реализации выдвинутых идей. Интересно, что испытывать новый шлем (по воспоминаниям одного из конструкторов М.И. Корюкова) снова вызвался Будённый. Опробовав опытный образец шашкой и не увидев существенного урона, легендарный кавалерист сначала с установленного испытаниями расстояния, а затем практически в упор расстрелял шлем из нагана. Однако каска с честью выдержала прямое попадание пуль.
В 1939 году ЛМЗ снимает с производства СШ-36 и начинает делать каски нового образца. В годы войны, после разрушения Сталинградского металлургического завода «Красный Октябрь», Лысьва остаётся единственным местом, где для армии массово изготавливали каски СШ-40. Во-многом благодаря самоотверженной работе Лысьвенского металлургического завода весь военный период городу Лысьва 10 сентября 2021 года присвоено звание «Город трудовой доблести».