Вторая половина XIX — начало XX века — время необычайного расцвета русского искусства. Эта эпоха дала множество имен, которые вошли в сокровищницу мировой культуры: писателей, композиторов, художников, архитекторов. В это же время складывается отечественная школа ювелирного искусства, возникает и развивается русский стиль, объединяющий древнерусские традиции, фольклор и искусство стиля модерн. Имена знаменитых ювелиров — Болина, Овчинникова, Хлебникова и, конечно же, Карла Фаберже — стали для всего мира символами блистательного серебряного века русской культуры.
Биография Карла Фаберже
Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его предки имели немецкие, французские и датские корни. В 1842 году его отец Густав Фаберже основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге. По воспоминаниям его сотрудника Франца Бирбаума, это была скромная мастерская, изготавливавшая неуклюжие браслеты, брошки и медальоны с камнями и эмалями. В 1860 году отец оставил ювелирный бизнес на попечение управляющих и вместе с семьей перебрался в Дрезден.
Решив пойти по стопам отца, Карл Фаберже получил образование ювелира в дрезденской школе искусств и ремесел. Затем он отправился в длительное путешествие по Европе: изучал искусство работы с драгоценными металлами, мастерство камнерезов и эмальеров в Германии, Франции и Великобритании, посещал величайшие музеи и галереи. Также он обучался в коммерческом колледже в Париже. После этого он вернулся в Санкт-Петербург, где с 1867 года занялся реставрационными работами ювелирных изделий, и возглавил (по различным данным, в 1870 или 1872 году) ювелирную мастерскую, основанную его отцом.
В первые годы работы в Санкт-Петербурге наставником Карла Фаберже был партнер его отца Езекия Пендин. В 1870-е годы фирма занималась реставрацией и каталогизацией коллекции Императорского Эрмитажа. Это позволило Фаберже развивать свой вкус на произведениях старых мастеров, оттачивать мастерство. В начале 1880-х гг., после смерти Пендина, Карл Фаберже становится единоличным руководителем фирмы.
Широкую известность фирме Фаберже принесли копии скифских украшений, выполненные мастером Э. Коллиным. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия Фаберже привлекли внимание императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Император распорядился выставить работы ювелира в Эрмитаже как образец превосходного современного искусства. Мария Федоровна отмечала в одном письме, что «Фаберже — несравненный гений нашего времени».
После такого успеха фирма получила множество новых заказов. А в 1885 году Карлу Фаберже было поручено изготовление подарка для императрицы Марии Федоровны — первого пасхального яйца. Успешное выполнение этого заказа навсегда изменило жизнь мастера. В 1885 году ему было присвоено звание поставщика Двора Его Императорского Величества, а в 1911 году — еще более высокое звание придворного ювелира.
Талант Карла Фаберже проявился и в подборе сотрудников. Например, одним из ведущих его мастеров являлся Михаил Перхин — самородок, которого Карл привёз из Карелии. Среди ювелиров фирмы были не только русские, но и финны, англичане, швейцарцы и немцы. Численность сотрудников фирмы Фаберже выросла с 20 человек в 1882 году до 455 человек в 1896 году. Расширяющееся производство потребовало создания множества мастерских, руководители которых обязывались работать по рисункам и моделям фирмы.
В 1899-1900 гг. строится четырехэтажное здание в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, дом 24, в котором Карл Фаберже собрал всех лучших мастеров. Отделения фирмы открываются в Москве, Одессе и Киеве. К 1910-м годам у Фаберже работало уже около 600 сотрудников.
Изделия фирмы Фаберже неоднократно получали награды зарубежных выставок изящных искусств: в 1885 году в Нюрнберге, в 1888 году в Копенгагене и в 1897 году в Стокгольме. Однако подлинное международное признание пришло к нему в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где его ювелирные изделия получили золотую медаль. Мастер был удостоен звания кавалера Ордена почетного легиона. Фирма стала получать множество зарубежных заказов, Фаберже стал поставщиком королевских дворов различных стран мира.
История происхождения яиц Фаберже
Яйца Фаберже — самые знаменитые творения мастерской прославленного ювелира. Первое пасхальное яйцо было создано в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как подарок для его супруги Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой эмалью, напоминающей скорлупу, а внутри, в золотом «желтке», — изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, находилась крошечная рубиновая корона и рубиновый кулон в форме яйца.
Первое яйцо не являлось полностью уникальным. В начале XVIII века было создано несколько похожих яиц, хранящихся в настоящее время в музеях Копенгагена, Вены и Дрездена. В каждом из них также спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Кроме того, дизайн для творения Фаберже был утвержден императором Александром III.
«Куриное» яйцо, выполненное мастерами Фаберже, настолько понравилось императору, что он стал заказывать изготовление таких подарков ежегодно. С 1887 года Карлу Фаберже была предоставлена полная свобода в определении того, как будет выглядеть следующее яйцо и какой сюрприз оно будет содержать.
Все ювелирные яйца, созданные для императорской фамилии, за исключением самого первого, являются уникальными произведениями искусства. Некоторые яйца Фаберже напоминают о знаковых исторических событиях: юбилее победы над Наполеоном, открытии Транссибирской магистрали, 300-летии дома Романовых. Внутри каждого яйца присутствует какой-то особенный сюрприз.
Например, в честь коронации Николая II и его супруги было создано яйцо, внутри которого находилась точная копия кареты, в которой ехала императрица во время церемонии. Ювелир Георг Штейн работал над миниатюрной каретой больше года по 16 часов в сутки и в результате смог повторить даже некоторые детали ходовой части. Крошечная карета могла ездить и поворачивать, ее дверцы открывались, изнутри спускались миниатюрные подножки.
Всего фирмой Карла Фаберже было создано не менее 71 ювелирного яйца, в том числе 52 — для императорской семьи. При жизни Александра III заказывалось одно яйцо в год, а после его кончины стало создаваться по два яйца ежегодно: одно для императрицы Александры Федоровны, другое — для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Последние два яйца готовились к выпуску в 1917 году, однако одно из них так и осталось незаконченным из-за февральской революции.
Существуют также яйца Фаберже, выполненные по частным заказам. Они не такие роскошные и зачастую повторяют замысел императорских яиц. Среди них особое место занимают семь яиц, подаренных А. Ф. Кельхом своей супруге. Остальные яйца были выполнены на заказ для Феликса Юсупова, Эммануила Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц.
Драгоценные яйца Фаберже изготавливались из золота, серебра, а иногда и не очень традиционных материалов: горного хрусталя и дорогих сортов древесины. Применялись украшения из драгоценных камней и эмали. Стоимость производства одного яйца начиналась от 1500 рублей и достигала 28 300 рублей. В эту цену закладывалась, разумеется, не только стоимость материалов, но и работа нескольких ювелиров на протяжении года или дольше — именно столько занимало изготовление одного яйца.
Стоимость яиц Фаберже в настоящий момент оценить сложно, поскольку они крайне редко появляются на аукционах. Яйцо, принадлежавшее семье Ротшильдов, было продано в 2007 году на аукционе Christie's за 8,9 миллиона британских фунтов, а «Зимнее яйцо» ушло в 2002 году за 9,6 миллиона долларов США.
Другие работы Фаберже
Помимо пасхальных яиц ювелирная фирма Карла Фаберже занималась изготовлением множества других видов изделий из драгоценных металлов и камней. Так, в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге выставлены серебряный ковш со вставками из красной эмали, серебряная емкость для хранения карандашей в виде фигуры князя Ивана Калиты, пресс-папье, молочники, кувшины, кубки из серебра, золотые табакерки и портсигары, резные фигурки из камня, нефритовое блюдо с золотой отделкой, броши, фоторамки и шкатулки.
Когда в 1885 году Фаберже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества, работавшие на него мастера получили неограниченный доступ к коллекции Эрмитажа, позволявший им учиться на классических образцах. Композиции изделий сохраняли стиль прошлых веков, но прилагались к современным предметам. Вместо табакерок появлялись папиросницы, вместо безделушек неопределенного назначения — настольные часы, чернильницы, и т.д.
Сложившийся со временем собственный неповторимый стиль изделий Фаберже отличает изысканность форм, сочетаний фактур и цвета. В одном небольшом произведении могли сочетаться различные оттенки золота, утонченная гамма эмалей и драгоценных камней. Фаберже использовал больше драгоценных и полудрагоценных камней, чем какой-либо мастер в истории ювелирного искусства. Особое внимание Фаберже уделял эмалям. Для его творений наиболее характерна эмаль по гильошировке, то есть густой сети волнистых фигурных линий.
Фирма Фаберже выпускала не только роскошные вещи для богатых, но и предметы, рассчитанные на массового потребителя: недорогие подвески в форме пасхальных яиц, рамки для фотографий, флаконы для духов, броши.
В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, произошло падение спроса на предметы роскоши, а также возникла нехватка драгоценных металлов. Хотя пасхальные яйца для императорской семьи и продолжали изготавливаться вплоть до февральской революции, в военные годы фирма Фаберже занималась, в основном, производством изделий из меди, таких как графины, тарелки, кружки и табакерки. В мастерских также производились медицинские шприцы и даже ручные гранаты.
После Октябрьской революции
После большевистской революции 1917 года фирма Фаберже перешла под контроль комитета работников, а затем была национализирована. Опасаясь ареста, Карл Фаберже сбежал на последнем дипломатическом поезде в независимую Латвию, а затем в Германию. Он умер в 1920 году в Швейцарии.
Двое из четырех сыновей Карла Фаберже — Агафон и Александр — были арестованы. Впоследствии оба они работали на советское правительство. Александр Фаберже в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса, но почти сразу эмигрировал в Париж. Агафон Фаберже с 1922 по 1927 год работал уполномоченным Гохрана и оценщиком, после чего также сумел перебраться за рубеж.
Имущество фирмы Фаберже, а также коллекция его работ, принадлежавшая императорской семье, после революции были национализированы. Лишь одно яйцо — «Георгиевское» — смогло покинуть Советскую Россию вместе с законной владелицей: в 1918 году вдовствующая императрица Мария Фёдоровна увезла его на родину, в Данию. Оставшиеся в России вещи советское правительство принялось распродавать зарубежным коллекционерам. Лишь 10 яиц было сохранено в Оружейной палате Московского Кремля.
Самую большую коллекцию работ Фаберже за рубежом удалось собрать американскому магнату Малкольму Форбсу. В 2004 году коллекция была выкуплена российским предпринимателем Виктором Вексельбергом. С 2013 года предметы из этой коллекции, в том числе 9 императорских пасхальных яиц, выставлены в Музее Фаберже, который открылся в отреставрированном дворце Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге.