Славу Ивану Яковлевичу Билибину принесли яркие неповторимые по выразительности иллюстрации к сказочным сюжетам, которые вошли в серию книг Экспедиции заготовления государственных бумаг, поступившую в продажу в начале ХХ века. Билибин тщательно работал над каждой деталью. Удивительными кажутся даже сопутствующие рисунки. Например, виньетка для последней страницы обложки книг первой сказочной серии, которая показана ниже.
Талант Билибина не ограничивался книжными иллюстрациями. Иван Яковлевич сотрудничал с различными журналами, создавал декорации для знаменитых театральных постановок, а в эмиграции делал восхитительные зарисовки далёких стран. Но всё же большинству он известен именно как воспеватель русских сказок. Дореволюционную серию Гознак в 1980-х годах перепечатал большим тиражом в адаптированном к современному языку варианте, поэтому многие запомнили эту шестёрку как любимые сказки детства. Фолианты и тонкие книжечки с иллюстрациями Билибина появляются и в наше время (например, издательства Книговек и Весь). Попробуем представить тот путь, который прошёл художник, когда создавал первый цикл картин для русских народных сказок.
Иллюстрации к сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке»
Можно сказать, что поворотным событием в жизни Ивана Билибина стало посещение выставки в Академии художеств, где Виктор Васнецов показал публике картину «Богатыри», над которой работал около двадцати лет. Сам Билибин так описывал свои чувства: «Ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа». От созерцания былинных героев в голове Билибина рождались замыслы собственной интерпретации персонажей народных сказаний и сцен, фиксирующих наиболее яркие моменты сказочных сюжетов. Пока пойманные ощущения не ушли, художник нарисовал акварельные иллюстрации к двум известным русским сказкам. Одной из них стала та, где повествовалось о том, как Иван-царевич совершал подвиги на сером волке.
Внимательный зритель ухватит стремление Билибина на первых порах изобразить то же, что и его кумир, создавший «Богатырей». На одной из иллюстраций главный герой остановился перед путеводным канем с указаниями судьбы. Может показаться, что мы с другого ракурса обозреваем «Витязя на распутье» Васнецова, завершённого в 1882 году. У Билибина тоже и главный герой в кольчуге и шлеме, и колчан приторочен, и конь белого цвета, и черепа светлеют у камня. Однако он рвётся сказать больше. Васнецовская степь, над которой продолжают парить птицы-могильщики, не простирается здесь на всю ширь, а сдвигается вбок. На передний план выступает могучая вертикаль в виде мрачной ели – представительницы дремучего леса, который станет одним из главных героев сказочных сюжетов Билибина.
100 рублей 2006 года, ПМР
Ключевой момент сказки, где герой сумел ухватить за хвост чудесную птицу и вырвать огненное перо, получился в исполнении Билибина настолько удачным, что сейчас считается каноничным. Поэтому он почти без изменений перекочевал на 100 рублей ПМР 2006 года. Серия «Легенды и сказки народов Приднестровья» объединила героев русских, молдавских и украинских сказок (кроме Ивана-царевича с Жар-птицей в её состав вошли две монеты, на которых запечатлены Ивасик-Телесик и Фэт-Фрумос).
3 рубля 2017 года, "Жар-птица"
Билибинские герои сразу узнаваемы и на монете 3 рубля 2017 года, открывшей серию «Легенды и сказки народов России». Изображению на монете придали три слоя: дальний лесной план выполнен лазерным матированием, на переднем плане Иван-царевич ловко хватает птицу, но она выделена яркой окраской и поэтому кажется ещё ближе к зрителю. С иллюстрации Билибина на монетное поле перешли и детали рамочного орнамента: пара волшебных птиц и чудесный цветок.
При анализе иллюстрации, где всадник замер возле путеводного камня, можно подумать, что Билибин вознамерился копировать Васнецова, но такой вывод стал бы большой ошибкой. На других иллюстрациях Билибин намеренно строит композицию иначе, чем предшественник. Достаточно взглянуть на то, как он решил показать возвращение главного героя в сравнении с полотном Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (1889 г.).
Иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка»
Второй сказкой для иллюстрирования Билибин выбрал «Царевну-лягушку». Для больших картин во всю страницу будут использованы те же наработки, что и для предыдущей сказки. Центральный сюжет помещён в художественную раму, которая вместила в себя некоторые важные детали сюжета. Например, повторяющаяся пара стрел как бы напоминает о двух старших братьях, тоже стрелявших из лука в поисках суженых. Другие фрагменты рамы обрисовывают нам животный и растительный мир места, где происходит действие.
Иллюстрации поменьше могут следовать иной концепции. Скажем, не иметь рамы, огибающей страницу, но выделять повторением какой-то знаковый предмет. Например, иллюстрация выше подчёркивает необычность испечённого каравая, о котором в сказке говорится: «…изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие».
3 рубля 2017 года, «Лягушка-царевна»
«Лягушка-царевна» стала второй и в серии монет «Легенды и сказки народов России». Правда, и царевич, и царевна здесь явно не в билибинском стиле. Можно было бы назвать его васнецовским, но Васнецом предпочёл изобразить главную героиню в танце на пиру. И тем не менее, есть в этой монете и билибинские мотивы. Во-первых, царевна здесь изображена дважды, и в лягушечьем обличии повторяет иллюстрацию Билибина. Во-вторых, обладатель книги с билибинскими иллюстрациями легко отыщет на одной из её страниц брата-близнеца плывущего к лягушке лебедя.
Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»
Акварели со сказочными сюжетами привлекли внимание знатоков, и Билибину поступило предложение украсить иллюстрациями серию из шести книг с русскими сказками. И не абы от кого, а от самой Экспедиции заготовления государственных бумаг, то есть места, где художественные особенности картины могли представить на печати с максимальной выразительностью. Предполагалось, что работа над серией займёт четыре года.
Билибин с радостью берётся за ответственную работу. Перерисовав «Серого волка» и «Лягушку-царевну», художник приступает к работе над сказкой «Василиса Прекрасная» (одна из иллюстраций имеет дату «1899», как и две ранние серии). Белый лист уже преображался после наброска эскиза. Первым задействовался чёрный цвет. Орнаментальные линии разграничивали бумагу для будущей заливки цветом, задавая объём и перспективу. Рисунок переносился на кальку, а с неё – на ватман. Далее белое пространство по заданным рубежам покрывала яркая акварель. Свободного от красок места не оставалось вовсе. Поэтому работы Билибина часто сравнивают с витражами.
Серебряная монета России
3 рубля 2009 года из совместного выпуска «Сказки ЕврАзЭС» нельзя назвать заимствованием из Билибина. Здесь, скорее, стандартное представление и об избушке на курьих ножках, и о девице-красавице (которая вполне может быть Василисой Прекрасной). Иван Билибин создаёт собственный мир лесной глухомани – жёсткий и страшный. Но тем ярче запоминается сюжет. И тем значимее выглядит подвиг Василисы, не побоявшейся тёмного леса и его обитательницы – уродливой колдунье, живущей на границе живого мира и мира мёртвых.
Картины Билибина завоевали мировую славу, а иллюстрация с грозно летящей в ступе Бабой-ягой стала одной из самых известных. Постепенно косматая колдунья заняла своё место в ряду легендарной нечисти и неуловимых чудищ, истории о которых любят читатели разных стран. Поэтому не стоит особо удивляться её появлению в составе серии однодолларовых монет Островов Кука «Mystical Creatures», куда в числе прочих также попали Медуза Горгона, Несси из озера Лох-Несс и Снежный человек.
Иллюстрации к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
В этой книге датированы далеко не все иллюстрации, но там, где год проставлен, значится «1900». То есть, можно предположить, что работа над «Финистом» велась параллельно с «Василисой Прекрасной». Билибин оттачивает не только мастерство художественной композиции, но и разрабатывает собственные шрифты, стилизованные под древнерусскую письменность. То есть, современным языком говоря, становится экспертом в области леттеринга, где каждая буква создается с вниманием к деталям и играет уникальную роль в композиции. Достаточно взглянуть на обложки и титульные листы каждой книги, вошедшей в серию, чтобы обнаружить, насколько непохожи друг на друга заголовки, выписанные крупными буквами.
Не меньшее внимание художник уделяет архитектурным деталям. И все художественные особенности созданы не на пустом месте. Ещё в 1899 году, когда шла работа над самыми первыми иллюстрациями, Билибин проживал в деревне Егны Весьегонского района Тверской губернии. Оторванный от привычных каменных домов и городских улиц художник пристально изучал деревенские избы, церкви, колокольни, зарисовывая резные украшения оконных наличников и скатов крыш. Все эти наработки потом переносились на эскизы, создавая мир поражающий и сказочностью, и узнаваемой реалистичностью. Впоследствии Билибин по направлению этнографического отдела Музея Александра III отправляется в экспедиции по вологодским, олонецким и архангельским землям, фотографируя и зарисовывая особенности местного деревянного зодчества.
Иллюстрации к сказке «Марья Моревна»
На стыке веков Билибин начинает работу над сказкой «Марья Моревна», повествующей о степной воительнице, одержавшей верх над самим Кощеем Бессмертным. Здесь большинство иллюстраций имеют дату «1901». Стиль Билибина совершенствуется, эксперименты со структурой композиции продолжаются. Не отходя от прежнего стиля, когда на рамке появляются отдельные детали сюжета, художник на некоторых иллюстрациях создаёт многослойные миры, где выше и ниже главной картины обрисовываются панорамы других мест сказочной страны.
Его товарищи по объединению «Мир искусства» подчёркивали, что Билибин выработал собственную манеру рисования ещё студентом университета. Но сейчас, работая тончайшей колонковой кисточкой, он создавал настоящие шедевры. Чёрные линии, обрамляющие цвета, почитатели таланта Билибина прозвали «стальная проволока», а самого художника уважительно называли «Иван – железная рука».
Сказки, иллюстрированные Билибиным, можно отыскать не только на монетах, но и на почтовых марках. В 1969 году Московская типография Гознака отпечатала серию из пяти почтовых марок. Три из них посвящены разобранным здесь народным сказкам, а ещё две представляют иллюстрации сказок Пушкина, выполненные Билибиным позднее.
Иллюстрации к сказкам «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка» и «Белая уточка»
Завершающая книга цикла включала не одну, а целых две сказки. Работа с ЭЗГБ научила художника многому. Он познакомился с различными сортами бумаги и понял, как структура материала повлияет на созданные им картины. Зная особенности типографских станков и продумывая толщину бумаги, Билибин добился того, что напечатанные страницы смотрелись ничуть не хуже оригинала.
Одной из последних иллюстраций стала «Княгиня на теремной башне», где главная героиня (которой и суждено быть превращённой ведьмой в белую уточку) смотрит на отплывающие корабли. Считается, что именно здесь художником применён приём разных точек зрения. Находящийся как бы сбоку на уровне резного окна зритель видел купола башен, городские ворота и флотилию с высоты (словно героиня), а саму княгиню так, будто смотрел на неё снизу.
Три сказки из этого цикла послужили оформлением выпущенного в 1984 году малого листа почтовых марок СССР. На миниатюрах использованы не только иллюстрации, но и фирменное «билибинское» обрамление, охватывающее поля листа. ЭЗГБ высоко оценила работы Билибина, поручив ему в дальнейшем иллюстрировать сказки Пушкина. После выхода «Сказки о царе Салтане» Русский музей Александра III приобрел оригиналы, а другие художники охарактеризовали Билибина, как «первого профессионала книги». Самым известным дореволюционным изданием считается «Сказка о золотом петушке» (1910 г.), где Пушкину уделялось меньше места, чем Билибину: стихотворные строчки занимали лишь малую часть листа, отдавая остальное пространство иллюстрациям. На этот раз оригиналы выкупила Третьяковская галерея. Сказочные сюжеты Билибин использовал и при создании театральных декораций.
Иллюстрации Билибина к другим русским народным сказкам
1 рубль 1992 года
В историю российской нумизматики Билибин вписал себя уже тем, что разработал Государственный герб для Временного правительства. В 1992 году Банк России выбрал этого орла своей эмблемой и начал чеканить на монетах. Билибин считал, что время империи ушло, поэтому с восторгом принял Февральскую революцию, но с негодованием – Октябрьскую. Ошибочно уверившись, что большевиков скоро сметут, Билибин вместе с эмигрантами оказался сначала в Каире, а затем – во Франции.
В отличие от многих из покинувших Россию после революции Билибин остался востребованным и за рубежом. На несколько лет Иван Яковлевич превратился в художника и театрального декоратора. Но о русских сказках он тоже не забывал. За время парижской жизни Билибин переработал прежние сюжеты и нарисовал новые. Несмотря на востребованность, он очень скучал об оставленной Родине. Поэтому он в середине 1930-х годов легко получил заказ на оформление посольства СССР в Париже, а потом принял решение о возвращении советского гражданства. Снова оказавшись в России, Билибин продолжил оформительскую деятельность. После начала войны Иван Яковлевич отказался уехать из Ленинграда, сказав: «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают». Блокаду пережить художнику не довелось.
3 рубля 2020 года «Морозко»
Декоративно-графическая орнаментальная манера, продемонстрированная Билибиным, сделала его кумиром множества художников. Уже после выхода серии сказок, изданной ЭЗГБ, обнаружилось, что стилю Билибина стали подражать и другие оформители. К примеру, его манеру начали копировать Эрнест Лисснер и Борис Зворыкин. Как и Билибин, восхищаясь Васнецовым, неумышленно переносил на свои работы какие-то приёмы предшественника (дань уважения можно увидеть хотя бы по фигуркам трёх богатырей на обложках серии), так и последователи ненароком используют определённые билибинские приёмы. Взглянем на серебряные 3 рубля 2020 года «Морозко» всё той же серии «Легенды и сказки народов России», сравнивая её с картиной Билибина. Да, грозный старик на монете совсем не похож на того, что из книги. Но его поза, жест руки в рукавице… Разве они не идентичны? В 2022 году Банк России продолжит серию очередной монетой. Даже интересно, найдём ли мы на её реверсе что-нибудь из наследия Билибина? Это покажет время.