Знакомые нам по книгам и кинофильмам гусары имеют образ сложный и даже противоречивый. С одной стороны, перед нами предстаёт безусловный храбрец, выше жизни чтущий дружбу, воинскую честь и службу Отчизне. Не зря же глагол «гусарить» означает «проявлять удаль и безудержную смелость». С другой, гусары часто ассоциируются с гуляками и кутилами, склонными к безрассудным поступкам, особенно, если на кону стоит шанс добиться успехов у женщин. В этом смысле понятие «гусарство» стало синонимом бесшабашности.
И всё же русская литература и советское кино сумели придать гусару определённое очарование, выгодно выделяющее его среди иных военных. Во многом этому способствовали не только подвиги на поле брани, но и обмундирование с богатой золотой отделкой. Гусарская форма словно сама превращала обычного служаку в героя-победителя.
Ментик как элемент гусарского обмундирования
Понятие «гусары» пришло в Россию из Венгрии вместе с яркой формой одежды этих воинов. Считается, что в ней смешались элементы турецкого и венгерского народных костюмов. Гусары входили в армии многих европейских держав. Письменные упоминания о гусарах, состоящих на службе у русского царя, появились ещё в первой половине XVII века. При Петре I формирование гусарских соединений происходило в 1707 и 1723 гг. В них записывали выходцев из южнославянских народов, основную массу которых составляли сербы. Начиная с Анны Иоанновны, правители России периодически набирали гусарские полки. При реформировании армии Екатериной II в середине 1780-х гг. название «гусарские» заменили на «легкоконные». Но уже через несколько лет Воронежский и Ольвиопольский полки снова стали именоваться гусарскими.
Наивысший пик гусарской славы пришёлся на Отечественную войну 1812 года. К этому времени в русской армии было двенадцать гусарских полков, объединённых четвёрками в три гусарские дивизии. Кроме них существовал ещё лейб-гвардии Гусарский полк. Сложившаяся экипировка гусар к этому моменту была достаточно сложна, включая множество элементов одежды и снаряжения. При этом она сохранила традиции мадьярских гусар Священной Римской Империи, включая покрой одежды, наличие сумки-ташки и большое количество цифровки – расшивки галунами, бахромой и различными типами шнуров. В этом обзоре мы подробно разберём ментик, но коснёмся и доломана, так как именно их чаще всего путают друг с другом, так как их узорчатая вышивка совпадает.
А ведь визуально доломан и ментик легко отличить, ведь первый – куртка, а второй – накидка с меховой оторочкой, которой у доломана нет. Доломан – обязательный элемент формы, который гусар носил круглогодично. Ментик защищал в холодное время, когда его надевали «в рукава». В большинстве случаев он тоже пребывал при гусаре, но в тёплую погоду его лишь накидывали на левое плечо или за спину («наопашь»). Летом от ношения ментика освобождались гусары, вооружённые пиками. Возле опуши (мехового воротника) пришивали крепёжные шнуры, первый из которых имел на конце петлю, а второй – пуговицу-«костылёк». В застёгнутом виде они удерживали ментик, если он был просто наброшен. Есть упоминания и о крепёжном шнуре, проходившем под мышкой правой руки. Завидев отделку из меха, узнаём ментик. Если же на гусаре куртка с высоким воротником без меховой опуши – это доломан. Накинутым на одно плечо ментик носили не только в России. На картинах европейских мастеров можно увидеть британских и французских гусар, на чьих плечах так же изящно красуется ментик.
Название «ментик» прямо отражает суть предмета, ведь по-венгерски «mente» означает «плащ» или «накидка». Попав в русский язык, слово тут же началось приспосабливаться к новым правилам и обзавелось версиями «ментия» и «ментеня». Последнюю занёс в свой словарь Даль, дав ей определения «плащик» и «епанечка». Правда, Владимир Иванович считал, что слово это происходит от немецкого «Mantel», означающего «пальто» или «шинель».
«Ментія - цветами по полкамъ, а покроемъ такая же, какъ и въ прежнее царствованіе, только съ высокимъ, какъ у всехъ предъидущихъ войскъ того времени, воротникомъ, - обшивалась белою смушкою».
Слова «ментия» и «ментик» долгое время были синонимами, присутствуя в различных описаниях и разговорной речи, но постепенно первое исчезло из употребления. И ментик, и доломан были утверждены в качестве гусарской униформы Воинской Комиссией 10 мая 1763 года. Относительно ментика (ментии) в принятом документе можно найти упоминание, что он в длину едва достигал середины бедра и имел довольно широкую юбку за счет вставных клиньев на лифе, относительно узкие рукава и меховую опушку из смушки или овчины по внешнему краю и обшлагам. На груди располагались шнуры на концах, которых закручивались петли, оформленные медными или оловянными пуговицами. Пуговицы размером покрупнее размещались посередине и выполняли уже положенную им, а не декоративную роль. Декорирование ментика и доломана строго регламентировалось.
Например, 17 декабря 1812 года после слияния Иркутского драгунского полка с недоукомплектованным Московским гусарским новое соединение именуют «Иркутский гусарский полк», и его гусарам надлежало носить ментики и доломаны без бахромы с пятью рядами пуговиц. Гусары других полков в то время использовали для отделки бахрому, а их ментики и доломаны имели пуговицы в три ряда. Однако 13 апреля 1821 года все гусарские полки получили указание переделать ментики и доломаны по примеру Иркутского.
Стоимость ментика и доломана
На покупку обмундирования казна выделяла средства, но строго следила за сроками носки того или иного предмета формы. Исходя из среднего размера гусара, ему выдавали 1 аршин 9 вершков сукна на доломан, а на ментик, который тоже плотно облегал фигуру, той же материи приходилось чуть больше - 1 аршин и 10 вершков. Кроме этого, требовалась подкладка. Для ментика её делали из некрашеной каразеи (2 аршина). Рукава укрепляли, вшивая туда холст (2 аршина), на грудь и спину шла клеёнка (1 аршин). Для меховой отделки брали овчинные смушки. Подкладка доломана была холстинной (4 аршина). 12 копеек отпускалось на нитки, которые шли на шитьё, и воск для них.
Когда российский престол занял Александр I офицеры гусарских полков украшали мундиры шнуром, галунами, и бахромой из золотых или серебряных нитей (жёлтый или белый цвет отделки зависел от полка). Это требовало существенных расходов, и летом 1803 года разрешили для отделки брать не металлические, а шёлковые элементы. В 1809 году золото и серебро использовалось только для парадной формы, а для повседневной носки брали гарусную нить из мягкой крученой шерстяной пряжи. Во время Отечественной войны приняли очередное послабление, разрешив декорировать обмундирование тканью с хлопчатобумажной основой, чтобы не вводить гусаров в убыток в это непростое время. В отделке использовался шнур двух типов: плоский, сплетенный «косичкой» (мы его видели выше на примере ментика и доломана Мариупольского гусарского полка) и круглый, скрученный (подобный доломан Сумского полка хранится в Музее Суворова).
В значительную сумму обходились золотые или серебряные пуговицы. Они были двух типов. Обычную роль застёжки исполняли только пуговицы центрального ряда, напоминавшие шарики, спаянные из двух полусфер. По бокам использовали декоративные пуговицы – полусферы с припаянной петелькой. На ментик нашивали по 30 декоративных пуговиц и по 15 «шариков». Столько пуговиц требовал доломан. Труднее всего приходилось Иркутскому полку, форма которого требовала пять рядов пуговиц. Можно найти сведения, что комплект пуговиц, изготовление которых покрывала казна, гусар должен был использовать двадцать лет. В случае порчи или утери пуговиц гусары восполняли недостачу из собственных средств. Поэтому при пошиве нового комплекта формы на неё часто переходили пуговицы от старой. Общие расходы на ментик или доломан можно приблизительно понять по старым описаниям:
«Доломанов строевым чинам по числу ментий; на каждый сукна повеленного цвета по 1 аршину 9 вершков, за аршин 3 руб.; на подкладку холста 4 аршина 8 вершков, аршин по 6 коп.; клеенки 1 аршин по 7 коп.; тесьмы гусарской широкой 2 аршина 8 вершков по 12 коп.; узкой 9 аршин 9 вершков по 8 коп.; снурка гусарского 32 аршина по 1 коп. аршин; на шитье и нитки по 5 коп.; итого за один 6 рублей 45 и 3/4 коп.; на локти у доломанов и на обшивку около петель и крючков, по образцу кожи красной к каждому на 20 коп… К тому доломану пуговиц медных литых: больших 17, каждая по 8 коп.; меньших по 34, каждая по 4 коп.; а всего на один доломан 2 рубля 72 коп… К тому же доломану крючков железных с петлями, к воротнику одна пара да к рукавам 10 пар, за портище по 3 коп…»
В портище, к слову сказать, шло12 пар крючков. Иные источники указывают, что само изготовление доломана для рядового составляло 2 рубля и 2 копейки, а для унтер-офицера — 3 рубля 82 копейки. Видимые разночтения можно списать на разные годы источников, так как цены порой существенно менялись. Кроме того, цены измерялись как в рублях серебром, так и в рублях ассигнациями, а эти курсы сильно отличались (особенно, в военный и послевоенный периоды).
Дополнительно приходилось тратиться на вышивку трубачам, ведь их доломаны и ментики на плечах имели так называемые «раковины», отделанные басоном – белой или жёлтой шерстяной тесьмой. С 1809 года его выкладывали по швам мундира. В общей сложности требовалось 15 аршин басона, а стоил он по восемь копеек за аршин. Поэтому доломан для трубача обходился немногим меньше, чем для офицера, - 3 рубля 22 копейки. С мая 1817 года на рукавах ментиков и доломанов трубачей появились крыльца по цвету воротника доломана и нашивки по цвету отделочного шнура.
Самой внушительной расшивкой формы могли похвастать те, кто служил в лейб-гвардии Гусарском полку, им отделка обходилась куда дороже остальных. В качестве примера приведём Михаила Юрьевича Лермонтова, запечатлённого в обмундировании именно этого полка. На основе данного портрета создана и памятная серебряная монета 3 рубля 2014 года в честь 200-летия со дня рождения поэта.
Цветовая гамма ментика и доломана
Цвета ментика и доломана служили для знающих людей системой быстрого опознавания «свой-чужой». Это опознание представлено в кинокартине «Гусарская баллада», когда Шурочка Азарова, переодевшаяся для бала в мундир корнета, у входа сталкивается с поручиком Ржевским. Тот оставливает Шурочку со словами: «Вы-с корнет? Мундир на вас, конечно, павлоградский». Зритель, не сведущий в цветах, закреплённых за гусарскими полками, не замечает ошибки Ржевского. А ведь на девушке светло-песочно-серые ментик и доломан, а также красные шаровары, предписанные Сумскому гусарскому полку, вместо бирюзового ментика и тёмно-зеленого доломана, в которых ходили гусары Павлоградского полка. Сам же Ржевский носит мундир уже знакомого нам Мариупольского гусарского полка.
Для сравнения познакомимся с цветовой гаммой трёх других полков. У Александрийского полка ментик и доломан чёрного цвета, а обшлаг рукавов и воротник последнего – красные. Коричневые доломаны и ментики носили гусары Ахтырского полка. Обшлаг и воротник у их доломанов имели жёлтый цвет. У Белорусского полка цвет ментика и доломана не совпадал. Первому был предписан красный цвет, а второму – синий. При этом красным цветом на доломане выделялись воротник и обшлаг рукавов. Красными были ментик и доломан Лейб-Гусарского полка. А воротник и обшлаг рукавов имел синий цвет.
Проверим, соблюдается ли историческое соответствие в других фильмах, героями которых стали гусары. В первую очередь, вспомним кинокартину «Эскадрон гусар летучих». Известно, что главный герой её сюжета Денис Давыдов служил в Ахтырском полку. И мы уже знаем, что и ментик, и доломан гусары этого полка носили коричневого цвета. На кадре и Давыдов, и его друзья в обмундировании именно этого цвета. Так что здесь ошибки, подобной случившемуся в «Гусарской балладе», нет.
Разберём ещё один фильм, оставивший заметный след в советском кинематографе. Речь пойдёт о картине «О бедном гусаре замолвите слово», где режиссёром выступил Эльдар Рязанов, в своё время снявший «Гусарскую балладу». По сюжету в город прибывает гусарский полк, но название полка ни разу так и не прозвучало. Цвет полкового обмундирования тёмно-зелёный с оттенком синевы. Кто из гусар носил такие цвета?
Здесь важно ответить не только на вопрос «Кто?», но и на вопрос «Когда?» Тёмно-зелёный цвет соответствует Киевскому гусарскому полку, но мы не найдём такое подразделение в списке гусарских полков периода Отечественной войны 1812 года. Оказывается, сражаясь с Наполеоном, Киевский полк относился к драгунским, а гусарским стал Повелением императора Николая I 14 декабря 1826 года. По сюжету действие картины происходит примерно через три десятилетия после Отечественной войны, когда Киевский полк уже стал гусарским. Верх одежды, включая доломан и ментик, у этого полка был оливковым. Но вот кивер и ташка имели ярко-красный цвет. Если же ориентироваться на номер киверного герба, то число «6» с конца декабря 1829 года носили гусары Павлоградского полка, но в марте 1833 года его передали Белорусскому полку, в то время носившему имя принца Оранского. Однако ментик у этих гусар был красный, а доломан – синий.
Выше мы приводим фрагмент таблицы, которая позволяет ориентироваться по цветам доломана (включая расцветку воротника и обшлагов) и ментика для гусарских полков, участвовавших в военной кампании 1812 года.
Дальнейшая судьба ментика
Очередная реформа обмундирования с 27 сентября 1866 года отменила ментик для штаб- и обер-офицеров армейских гусарских полков. Ментик оставили лишь в составе генеральской формы. А доломан стали именовать «венгерка». Офицеры надевали венгерки с шнурами из золотых или серебряных нитей лишь на праздник или парад. Остальные виды венгерок упростили, заменив серебряную нить – белой, а золотую – оранжевой. Высочайшим приказом императора Александра III от 18 августа 1882 года гусарские полки начали преобразовывать в драгунские. Всеобщей участи избежали только гвардейские полки (лейб-гвардии Его Величества и лейб-гвардии Гродненский).
Возрождение гусарских частей началось в конце 1907 года, так как проигранная русско-японская война и охватившее страну революционное движение сильно подкосили дух российской армии. Для его подъёма решили вернуть гусар в строй. Высочайший приказ императора Николая II № 155 от 2 апреля 1908 года вернул гусарским полкам прежние названия и мундиры, отмененные в 1882 году. Но если доломан входил в парадную, обыкновенную и повседневную форму мирного времени, то к ментику судьба оказалась не так благосклонна. Носить его было положено лишь гусарам трёх полков: Изюмского, Елизаветградского и Павлоградского. Выше приведён тёмно-зелёный ментик с бирюзовым подбоем, пошитый для Павлоградского полка. Елизаветградские гусары носили белый ментик со светло-синим подбоем. А в Изюмском полку ментик был тёмно-синего цвета с алым подбоем.
При этом ментик повседневной формы носили «в рукава», а ментик парадного обмундирования «наопашь». Для нижних чинов воротник делали из бараньей шерсти чёрного цвета, а отделка офицерского ментика была из чёрной мерлушки. Кроме того, ментик для офицеров имел шёлковую подкладку. Гусарские полки храбро воевали на фронтах Первой мировой войны, но недолго пережили Российскую империю. Подразделения гусар были расформированы весной 1918 года в рамках проходившей всеобщей демобилизации.
С этого момента гусары становятся историей, факты которой художественно переосмысливают писатели и режиссёры. Образ гусара неоднократно запечатлён в живописи. Одним из самых известных полотен считается работа Ореста Адамовича Кипренского «Портрет лейб-гусарского полковника г-на Давыдова». Однако это не Денис Васильевич, который, как мы уже знаем, носил коричневую форму Ахтырского полка. Здесь запечатлён его дальний родственник Евграф Владимирович Давыдов, в 1812 году командовавший лейб-гвардии Гусарским полком. Этот портрет оказался и на серебряной монете Банка России в честь столетия Русского музея.