В календаре всевозможных праздников 11 сентября обозначен днём рождения гранёного стакана. В качестве обоснования указано, что именно 11 сентября 1943 года первый гранёный советский стакан был выплавлен на старейшем в России стекольном заводе, расположенном в городе Гусь-Хрустальный. Но как же тогда известный романс на слова Г. Гридова и музыку Б. Прозоровского? «Стаканчики гранёные / Упали со стола. / Упали да разбилися, / Разбилась жизнь моя», - надрывные строчки в исполнении знаменитого певца Петра Лещенко записаны на пластинку задолго до указанной даты.
Любители живописи легко вспомнят, что гранёный стакан запечатлён на полотне «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина вместе с гранёным чайником. Внимательно приглядевшись, на этом стакане можно насчитать дюжину граней. Следовательно, гранёный стакан был известен задолго до даты, считающейся теперь его официальным днём рождения. Как же так получилось? Попробуем в этом разобраться.
История гранёного стакана
Сейчас стекло – материал дешёвый и легкодоступный. Но так было не всегда. Церковь, куда стекались многочисленные пожертвования, заказывала монументальные цветные витражи. Секреты изготовления качественного стекла обогащали семейства Венеции и Богемии. И в то же самое время бедняки закрывали окна жилищ слюдой или бычьим пузырём, а на стеклянную посуду смотрели как на диковинку. Её мог позволить себе только богатый человек. Среди разнообразной стеклянной посуды встречались и стаканы – сосуды, не имеющие ручки.
Картину Диего Веласкеса «Завтрак» (El almuerzo), хранящуюся в Государственном Эрмитаже, искусствоведы датируют 1617 годом. На её переднем плане нарисован стол, где стоит тарелка с устрицами, ближе к центру булочка, немного правее два граната, а слева – стакан с желтоватым напитком. Он нам наиболее интересен, так как на верхней его части явно видно гранение (хотя и сильно отличающееся от современного). Стаканы были известны ещё в Древней Руси. Свидетелем тому слово «достаканъ», найденное как в Духовной грамоте Ивана Калиты, так и в русской грамоте 1356 года. Однако если огранка таких стаканов и происходила, то делали её вручную, что намного удорожало производство.
Первый публичный показ стакана, большая часть которого имела огранку, относят к периоду правления Петра I. Владимирский стекловар Ефим Смолин решил удивить царя и на одном из собраний вручил Петру гранёный стакан, заявив, что разбить его невозможно. Утверждение стекловара сильно зацепило самодержца. Выпив находившееся там вино, государь с такой силой жахнул стакан об пол, что шансов уцелеть у того не было. Присутствующая при этом знать, не расслышав восклицание царя «Стакану быть!», приняла его за призыв разбить и остальные стаканы. По легенде примета, что разбитая посуда – это к счастью, ведёт происхождение именно от того случая.
Массовое производство стаканов с гранями началось после строительства Акимом Васильевичем Мальцовым стеклянной мануфактуры на реке Гусь. После его смерти вдова Марья Васильевна выкупила Радицкую и Карачевскую фабрики для расширения производства. Стараниями Ивана Сергеевича Мальцова (1807-1880), Сергея Ивановича Мальцова (1810-1893) и Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) на основе Гусевской хрустальной фабрики и других стеклозаводов выросла целая стеклянно-хрустальная империя. Например, Сергей Иванович Мальцов для одного из своих заводов приобрёл американское оборудование и первым в России начал изготавливать прессованное стекло. Тем не менее, работу на его заводе нельзя было назвать лёгкой. Широко использовался женский и детский труд, так как этим категориям работу оплачивали в меньшем размере, чем мужчинам. «Я нынче уже был на стеклянном заводе и видел ужасы, на мой взгляд. Девочки 10 лет в 12 часов ночи становятся на работы и стоят до 12 дня, а потом в 4 идут в школу, где их по команде учат… Здорового лица женского и мужского увидеть трудно, а изможденных жалких – бездна», - так описывал жене посещение одного из предприятий писатель Лев Толстой. Для оплаты Сергей Иванович ввёл собственные бумажные эрзац-деньги, на которых значилось: «Записка его превосходительства С. И. Мальцова на получение из магазина разных припасов». Прибыль позволяла ему иметь не только свою железную дорогу и систему судоходства, но даже собственную полицию.
Выше фрагмент прейскуранта от 15 июля 1914 года Уршельской хрустальной фабрики, принадлежавшей тогда Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову. Среди различного рода стаканов фигурируют и гранёные, которые хорошо раскупались. На Уршельском стекольном заводе в 1914 году начала работать специализированная печь-автомат, штампующая гранёные стаканы. А они ещё с XVIII века постепенно находили применение во всех сферах российской жизни. Например, армейская доктрина Павла I предписывала солдату в день пить вина не более гранёного стакана. Оригинальную версию гранёного стакана в конце 19-го столетия предложил Николай Гаврилович Славянов. Демонстрируя возможности изобретённого им аппарата для дуговой электрической сварки, уральский инженер сварил стакан из чёрных и цветных металлов и сплавов, гранями которого являлись колокольная бронза, томпак, никель, сталь, чугун, медь, нейзильбер и классическая бронза. На всемирной электротехнической выставке в 1893 году в Чикаго «Славяновский стакан» получил медаль «За произведённую техническую революцию».
Очень ценилась гранёная посуда в трактирах, кабаках, корчмах и прочих питейных заведениях, где собиралась непритязательная публика, которая, подвыпив, обращалась со стаканами крайне неосторожно. Преимущество гранёного стакана перед цилиндрическим не только в том, что его сложнее разбить, но и в том, что при падении он не укатывался далеко. Видимо, в одном из таких заведений родилось прозвище «Маруськин поясок», означавшее часть стакана, не имевшую граней. Выражение «Налей по маруськин поясок» быстро расползлось по всей России. Продукция стекольных заводов пользовалась всё большим спросом, поэтому Гусевский завод уже в советский период постепенно расширился до целого города, которому дали имя Гусь-Хрустальный.
Гранёный стакан Веры Мухиной
После революции заводы и фабрики Мальцовых стали собственностью государства, а из их названий исчезли имена прежних владельцев, заменившись фамилиями деятелей революции. В 1924 году «Гусевской хрустальный завод» переименовали в «Стекольный завод имени Бухарина». С этого момента и до 1937 года включительно на его продукции появилось клеймение «С/З им. БУХАРИНА», «БУХР 1» или просто «БУХ.». За этот период Бухарин успел перейти в число «врагов народа», а в 1938 году его расстреляли. Бытует мнение, что именно это клеймо послужило рождению прозвища «бухарик» относительно любителей «заложить за воротник» и грубо звучащего слова «бухло», обозначающего выпивку. В качестве примера продукции того времени можно привести стопку из бесцветного стекла объёмом 90 мл, имеющую десять граней. Известны также зеленоватые стаканы с гранями-шестеренкой.
Потребность в огромном количестве стаканов была у заведений общепита, число которых резко выросло. По замыслу власти в первые годы после создания СССР рабочий человек должен быть полностью освобождён от бытовых процессов. Обедом его кормила заводская столовая, а завтракать и ужинать предполагалось в предприятиях бытового обслуживания. В конце 1930-х годов уже внедрялись посудомоечные машины, но обычные круглые стаканы для них не подходили. Да и существующие гранёные требовали доработки. В интервью с хранителем коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Аллой Чукановой можно узнать, что участие известного скульптора Веры Мухиной в судьбе гранёного стакана – не слухи и не домыслы. Феодосийский музей Мухиной имеет в запасниках воспоминания художника Успенского – члена рабочей группы под руководством Веры Игнатьевны. Разработки стакана, который был бы прочным, красивым, удобным и стойким к мытью в посудомоеечных машинах, велись на базе Ленинградского завода художественного стекла. Однако там в распоряжении разработчиков был лишь маленький цех, поэтому производство одобренных изделий сразу стали внедрять на другом заводе. А вот циркулирующие слухи о том, что к разработке гранёного стакана приложил руку Казимир Малевич, подтверждения не имеют. Кстати, место выпуска первой партии обозначить крайне затруднительно. По запросу газеты «Комсомольская правда» специалисты стекольного завода Гусь-Хрустального ответили, что никогда не выпускали подобных стаканов, и на Гусевском хрустальном заводе их не делали тоже. Уршельский же завод подтвердил, что эти стаканы вполне могли быть их продукцией, правда точную дату запуска линии там назвать не сумели.
В чём же достоинство стакана образца 1943 года? Исследователи называют несколько причин. Особенностью стало гладкое кольцо, идущее по верхнему краю окружности. Считается, что оно придаёт стакану дополнительную прочность (в некоторых источниках его так и называют – «усилительное»). Внимания заслуживает и технология изготовления – варка стекла при температуре около 1500° и двойной обжиг. Такая технология позволяла делать стаканы, которые могли уцелеть при падении с метровой высоты на бетонный пол. Когда партию этих стаканов смешали с посудой прежнего образца и запустили в посудомоечную машину, выбрав самый жёсткий режим, то не разбились лишь новые. Важность гранёного стакана подчёркивает и то, что запуск его массового производства пришёлся на середину войны. Казалось бы, все заводы и фабрики должны были перевести на выпуск оружия и боеприпасов. Но нет, даже в военные годы Гусевской завод продолжил выпуск сортовой посуды, рассчитанной на массового потребителя.
По одной из легенд у стандартного стакана должно быть ровно шестнадцать граней, что совпадало с числом республик, входивших тогда в Советский Союз. Однако число граней могло отличаться: 10, 12, 14, 18 и даже 20. Выпускали даже стаканы с 17-ю гранями, но производство быстро свернули, так как нечётное количество граней было сложнее в изготовлении. Первые стаканы с десятью гранями были самые дешёвые – всего три копейки. Цену выдавливали на дне, поэтому считается, что фраза «простой, как три копейки» тоже ведёт происхождение от гранёного стакана. Стандартный стакан с 16-ю гранями стоил семь копеек, а с 20-ю – вдвое дороже.
Посмотрим на основные характеристики стандартного гранёного стакана:
- Верхний диаметр: 7,3 см;
- Нижний диаметр: 5,5 см;
- Общая высота: 10,5 см;
- Ширина гладкого кольца: 1,4 см;
- Общая вместимость: 250 мл;
- Вместимость до уровня кольца: 200 мл.
Однако промышленность штамповала стаканы разных объёмов на 50, 100, 150, 200, 250 и 350 миллилитров. В некоторых версиях верхняя кромка была в полтора раза шире: не 1,4 см, а 2,1 см.
После внедрения автоматов по продаже газированной воды гранёный стакан обрёл ещё одну область применения. Такие автоматы ставили в фойе кинотеатров и вестибюлях организаций, на вокзалах и оживлённых улицах больших городов. В каждом автомате находилось от одного до двух стаканов (запасной, чтобы не задерживать очередь, обычно размещался на месте для мойки). Они благополучно дожили до начала 1990-х годов, так как психология советского человека обычно не позволяла воровать общественное достояние.
Похищали их разве что любители «сообразить на троих». Постепенно привычную гранёную посуду начали вытеснять «выдувные» стаканы, изготовление которых обходилось дешевле. Внедрению венгерского оборудования поспособствовали и взрывы «гранчаков». В 1970-е годы на завод доставили французское оборудование с дополнительной операцией закалки для снятия остаточного напряжения в стекле. Импортная техника частично выпускала брак – стаканы взрывались, не выдерживая температуры. Уцелевшие после закалки стаканы тоже служили недолго, так как оказались более хрупкими. Пришлось вернуться на отечественные линии.
В советский период гранёный стакан часто встречался в мультфильмах и кинокартинах, так как прочно прописался в быту. С его помощью вырезали кружочки теста для вареников и пельменей. Он служил мерой веса и объёма, так как рецепты кулинарных изданий типа «Книги о вкусной и здоровой пище» призывали отмерять сахар и муку, семечки и ягоды, воду и крупы именно стаканами. В стакан засыпали соль и ставили его между двойными рамами, чтобы снизить влажность воздуха и не допускать обледенения стёкол. Отводки саженцев проращивали чаще тоже в самых обыкновенных гранёных стаканах.
Клеймение гранёных стаканов
Гранёный стакан с торговой маркой на дне
Существует немалое количество коллекционеров, выбравших в качестве основного предмета гранёные стаканы. Важнейшим вопросом на этой стезе является идентификация места производства: расшифровка товарного знака (если таковой имеется). Клеймение стеклопосуды стало возможным, когда от ручной её выделки начали переходить к механизированным процессам. В 1898 году в Соединённых Штатах изобрели бутылочный автомат, который проставлял на продукции заводское клеймо. Массовое изготовление прессованного стекла привело к тому, что рельефное клеймо, ставившееся чаще всего на дно стеклопосуды, декларировало конкретную фирму. Матрица его уже закладывалась в отливочную форму. Российские, а затем и советские стеклозаводы двигались по тому же пути. Относительно идентификации несомненным достоинством стеклопосуды в отличие от хрусталя стало то, что на последний сведения о производителе обычно переносили наклейкой. Утрата наклейки приводит к тому, что понять, где именно делали предмет, во многих случаях невозможно. А вот клеймо на стекле чаще всего подлежит расшифровке. Выше мы уже показывали, что одно и то же предприятие может клеймить свою продукцию по-разному. Поэтому идентификация иногда заметно усложняется.
Своеобразная унификация клеймения советской стеклопосуды произошла уже в период позднего СССР. Это связано с ратификацией Парижской конвенции 1783 года об охране промышленной собственности и Мадридской конвенции 1891 года о международной регистрации товарных знаков. Появляется насущная потребность в собственных Trade Mark, поэтому Совет Министров СССР выпускает регламентирующее Постановление № 442 от 15 мая 1962 года «О товарных знаках», дополненное в 1974 году специальным положением Госкомитета Совмина. С 1963 года «Бюллетень изобретений и товарных знаков» начинает публиковать регистрируемые в Советском Союзе клейма и марки. На их основе энтузиасты составили мини-каталог в виде обзорной таблицы, объединившей товарные знаки предприятий по выпуску художественного стекла, прессованной сортовой посуды и стеклотары. Подробнее эта тема раскрыта в книге «Товарные знаки заводов, выпускающих стеклянную тару, сортовую посуду и термосы», выпущенной в 1981 году специалистами Министерства промышленности строительных материалов СССР совместно с Гусевским филиалом ГИСа. А мы рассмотрим варианты клеймения на примере уже известного нам Уршельского стекольного завода.
Уршельское стекло и его клеймение
Годом основания Уршельского стекольного завода (посёлок Уршельский или Уршель, Гусь-Хрустальный район Владимирской области) считают 1858-й. Иван Сергеевич Мальцов планировал это предприятие под выпуск дешёвой посуды из простого стекла, ламповой трубки и аптечной посуды. Мощнейший импульс развития завод получил в 1913 году, когда заработала печь бельгийской системы «Гобби» для непрерывной выработки дешёвых сортов столовой и аптечной посуды.
В период гражданской войны завод не работал, а после возобновил выпуск стекла. В рамках послереволюционных переименований он получил имя Льва Троцкого. Модернизация завода началась в 1926 году, и основной продукцией на тот момент стали бутылки. В первые годы завод маркировал продукцию клеймом «ИВСТЕКЛО УРШ. ЗАВ.» (трест «Ивановское стекло», Уршельский завод). На десятилетие Советской власти предприятие получило новое имя - Завод имени 10-летия Октября (впоследствии, Завод имени Х годовщины Октября). Тогда заводской штат состоял из четырёх сотен сотрудников. В довоенное время клеймом завода было сокращение «УРШ. З-Д.». Завод успел в 1940 году пройти ещё одну модернизацию, а потом производство переоборудовали для военных нужд: бутылки для горючей смеси, аптекарская тара, светотехническое стекло и солдатские фляги. Известно, что в это время продукция маркировалась оттиснутой надписью «УРШЕЛЬСКИЙ СТЕКЛО З-Д». После войны выпуск стеклопосуды продолжился, а с 1955 года её начали производить механизированным способом.
Пообщавшись с коллекционерами, можно узнать, что часть продукции маркировалась двумя буквами «УЗ». Иногда на дне можно отыскать и оттиск года (например, «1961»). Бывший главный инженер Анатолий Пронин, проработавший на заводе почти три десятилетия, вспоминал, что в 1950-е годы на изделиях ставили клеймо «сУз» (стекольный Уршельский завод), которое было заложено в рельефе металлической формы и получалось в процессе изготовления изделия способом автоматического выдувания или прессования в автоматах АПП-12. По словам Пронина после 1950-х это клеймо не применяли.
Выход Постановления, о котором мы рассказали выше, заставил руководство предприятия задуматься о собственном товарном знаке. Так появился новая маркировка в виде шести треугольников, вписанных в окружность. Используется она с 11 февраля 1963 года. Видимо, в связи с очередной сменой названия потребовалась перерегистрация. Как сообщает АО РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ: «Официальная торговая марка с идентификационным номером 47677 зарегистрирована 29 марта 1974 г. Заявка на регистрацию была подана 17 декабря 1973 г. Исключительное право на торговую марку действует до 17 декабря 2003 г. Правообладателем является Уршельский стеклозавод им. Х годовщины Октября Владимирская обл».
Если заглянуть в каталог, можно заметить, что Уршельский завод имеет ещё одну торговую марку, используемую с февраля 1973 года (в коллекционной среде его прозвали «рак»"). На гранёных стаканах оно встречается крайне редко. В любом случае, изучение вариантов уршельского клейма и его возможная датировка – увлекательное исследование для многих коллекционеров отечественной стеклянной посуды.
Гранёный стакан в XXI веке
Мастерская Фаберже, известная уникальными подарочными яйцами, пробовала утвердиться и в иных направлениях настольных украшений. В работе Карла Фаберже «Пролетарский завтрак» яйцо предстаёт уже в форме яичницы, рядом с которой возвышается гранёный стакан. Это настольное украшение было вызовом, показывая, как произведение искусства формируется из кусочков примитивизма, быта низших слоёв населения. Правда, кирпич сделан из яшмы, на изготовление фрагмента газеты «Ведомости СПБ градоначальства», рыбки и мух пошло серебро, а стакан – чистый хрусталь. Оригинальный предмет сейчас оценивается более миллиона долларов. А может ли сейчас сравниться с ним обычный стакан?
Гранёные стаканы наших дней
Значительно проигрывая в стоимости, гранёный стакан всё же может побороться с изделием Фаберже за статус произведения искусства. Современные стаканы из простой посуды превращаются в нечто большее. Предмет слева олицетворяет знаменитое пуленепробиваемое стекло, как бы «поймав» гранью настоящую пулю. Центральный стакан, выполненный по той же технологии, знаменует ушедшую советскую эпоху и красную пятиконечную звёздочку с серпом и молотом в качестве одного из государственных атрибутов того периода. А предмет справа доказывает, что гранёный стакан и в новом веке остаётся символом России. Но каждый из них при этом остаётся привычным сосудом для питья.
Казалось бы, в этом столетии кружки всевозможных форм и расцветок навсегда вытеснили стаканы из домашнего хозяйства. Но производство стаканов не остановилось. К выпуску подключаются и новые предприятия. Например, Опытный стекольный завод Гусь-Хрустального начал их выпуск с 1998 года. На рынке сейчас лидирует гранёный стакан типа «Optima» (24 грани, диаметр горлышка 8 см, диаметр дна 5,5 см). На момент создания обзора оптовая цена партии из 3248 штук равняется 14,56 рубля, а при покупке 6596 стаканов снижается до 13,1 рубля.
Одним из мест, где всё ещё можно повстречать гранёные стаканы, остаются пассажирские составы «Российских железных дорог». Традиция пить ароматный горячий чай в стаканах зародилась ещё у пассажиров дореволюционных поездов. Но и сейчас можно заказать у проводника чай, который принесут в красиво оформленном подстаканнике.