«Новый Гоголь», «пророк», «русский Данте», «Всадник в пустыне, с одним колчаном стрел» — так еще при жизни называли Федора Михайловича Достоевского – великого русского писателя, мыслителя, публициста.
Детство
Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в конце октября 1821 года. Его отец служил лекарем Мариинской больницы для малоимущих. Мать происходила из купеческого рода. У будущего писателя были старший брат Михаил и сестра Варвара, а также младшие братья и сестры — Андрей, Николай, Вера и Александра. Проживали Достоевские в тот самом доме, где сегодня расположен музей писателя (ул. Достоевского, д. 2). Старшие братья Михаил и Федор с домашними учителями изучали французский язык, математику и словесность, а в семейном кругу по вечерам много читали. Настольной книгой у детей были «104 рассказа из Ветхого и Нового завета». Особенно любили в доме и русскую классику: Карамзина, Жуковского, Пушкина. Пушкин был любимым автором юного Достоевского, особенно нравилась ему повесть «Пиковая дама». После гибели поэта, по воспоминаниям брата Михаила, Федор даже собирался носить траур по своему кумиру.
Учеба
Первое образование Федор Михайлович получает в элитном пансионе Чермака, где преподавали лучшие педагоги Москвы. После трех лет обучения Достоевский по настоянию отца отправляется в Петербург, где продолжает учебу в Главном инженерном училище. Свое пребывание там будущий писатель считает ошибкой и поэтому все свободное время читает Шекспира, Корнеля, Расина, Гете и Шиллера, а также мечтает о литературной деятельности. Достоевский пробует себя в написании пьес и работает над созданием трех драматических произведений: «Борис Годунов», «Мария Стюарт» и «Жид Янкель», рукописи которых теперь утрачены.
Ф.М. Достоевский. Карандашный набросок работы К.А. Трутовского. 1847 год
Начало литературной деятельности и кружок Петрашевского
После выхода из училища Достоевский приступает к написанию своего первого романа «Бедные люди» (1844-1845). Прочитавший за одну ночь рукопись Николай Некрасов сразу же передает ее Виссариону Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!» Белинский скептически относится к восторженному отзыву, но вскоре после прочтения соглашается с Некрасовым. На Достоевского обрушивается небывалая слава.
В течение следующих двух лет молодой писатель знакомится с важными для себя людьми – Тургеневым и Одоевским, бывает в салоне у Панаевых. Позднее он увлекается революционными идеями и сближается с кружком петрашевцев. На одном из собраний молодые люди читают нелегально распространявшееся письмо Белинского к Гоголю. После чего в скором времени Достоевский попадает под арест, его заключают в Петропавловскую крепость. После восьми месяцев пребывания в тюрьме выходит приговор: «Смертная казнь через расстрел». 22 декабря 1849 года приговор должны были привести в исполнение. Но Достоевский, уже прощаясь с жизнью, слышит, что расстрел заменили на четырехлетнюю каторгу. Этот судьбоносный момент оказал колоссальное влияние на личность и творчество писателя. Осмыслив случившееся, в тот же день Федор Михайлович пишет брату: «Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья».
Каторга
По дороге в Омский острог Достоевский встречается с женами декабристов. Они дарят ему Евангелие – его единственную книгу на каторге. Евангелие станет основой его творчества, и позднее отражение этого эпизода мы увидим в романе «Преступление и наказание», где Соня с Раскольниковым также читают священное писание. Свой «каторжный» экземпляр Евангелия Достоевский хранит всю жизнь и передает его с благословением своему сыну Федору.
Годы, проведенные в остроге, будут переосмыслены в романе «Записки из мертвого дома». Достоевский изобразит далекую и малоизвестную сибирскую каторгу в живых и ярких образах, причем даже в лицах закоренелых злодеев он найдет признаки человечности.
На каторге Достоевский также знакомится с молодым офицером Дмитрием Ильинским, что несправедливо осужден на 20 лет за мнимое отцеубийство. Эта историю в последствии будет взята за фабулу романа «Братья Карамазовы» (1879-1880).
После завершения каторги Достоевский служит рядовым и унтер-офицером, прапорщиком, в 1859 году в чине подпоручика уходит в отставку, а в конце года получает право вернуться в Петербург. Каторга не проходит бесследно для здоровья писателя: вскоре он начинает испытывать приступы эпилепсии (эта проблема соотношения физического и нравственного здоровья человека будет представлена в романе «Идиот», главный герой которого – князь Мышкин также страдает падучей болезнью). Но все же, несмотря на все трудности и лишения, каторга примиряет Достоевского с жизнью, он возвращается, просветленный пониманием ее смысла и значения.
Ф.М. Достоевский. Фотография М.Б. Тулинова. 1861 год
Возвращение в Петербург
Вернувшись в Петербург, Достоевский со своим братом Михаилом приступает к изданию журнала «Время», а позже — «Эпоха». На страницах этих журналов он печатает свои ранние произведения «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья» и другие.
В 1862 году Достоевский отправляется в Европу. Но его финансовое положение оставляет желать лучшего. Из-за долгов писатель вынужден оставить работу над «Преступлением и наказанием» («психологическим отчетом одного преступления», как о своем романе говорил сам автор) и подписать с издательством договор на создание в кратчайшие сроки другого романа. «Работа из-за денег задавила и съела меня. Эх, хотя бы один роман написать, как Толстой или Тургенев, — не наскоро и не наспех», — пишет он в тот драматичный момент своему брату Михаилу и приступает к «Игроку», в котором отражает свои непростые отношения с Аполлинарией Сусловой (женой Василия Розанова) и рулеткой. Записать роман ему помогает профессиональная стенографистка Анна Сниткина, а в следующем году она становится его супругой, будучи на 25 лет моложе писателя.
В 1868 году Достоевский завершает работу над «Идиотом», где пытается изобразить положительно прекрасного человека. Задача оказывается непростой, так как, по замечанию самого писателя, идеал ни в России, ни в Европе еще не выработался и «на свете есть только одно положительно прекрасное лицо — Христос».
В 70-е годы Достоевский по предложению Н. Некрасова публикует в журнале «Отечественные записки» роман «Подросток». А в 1876 году самостоятельно издает «Дневник писателя», после чего полностью посвящает себя работе над «Братьями Карамазовыми».
Ф.М. Достоевский. Фотография Н. Досса. 1876 год
Последние годы жизни
В последние годы жизни Достоевский принимает активное участие в общественно-культурной жизни: выступает с чтениями на литературных вечерах, произносит триумфальную речь на открытии памятнику Пушкину в 1880 году. В эти дни популярность писателя достигает апогея. Он становится «властителем умов» своего поколения. И каждое его появление на концертах и чтениях сопровождается овациями. Достоевский планирует восстановить работу над «Дневником писателя» и написать продолжение «Братьев Карамазовых». Но 26 января 1881 года он умирает от давней болезни – эмфиземы легких.
Ф.М. Достоевский. Фотография К.А. Шапиро. 1879 год
Монеты и медали, посвященные Ф.М. Достоевскому
К 150-летию со дня рождения писателя в 1977 году в СССР отчеканили настольную медаль весом 30 г при диаметре 35 мм. На обороте представлены инициалы писателя и годы жизни.
Медаль «150-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского», 1977 год
Следующий юбилей — 175 -летие со дня рождения Ф.М. Достоевского широко отмечался по всему миру в 1996 году: в России и европейских странах прошли конференции и литературные чтения, посвященные жизни и творчеству писателя. Русско-немецкий институт культуры предложил установить памятник Достоевскому в Дрездене в память о его дрезденском периоде творчества (тогда были написаны «Бесы» и «Вечный муж»). А в России выпустили почтовую марку и памятную монету, посвященные писателю. Монета номиналом 2 рубля с портретом Достоевского вышла в серии «Выдающиеся личности России». Она отчеканена Ленинградским монетным двором из серебра, диаметр ее составляет 33 мм, а вес 15,87 г. На реверсе монеты представлена сложная метафорическая композиция: портрет писателя на фоне православного храма с колокольней, фрагмент любимой картины Достоевского – «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, кандалы как символ каторги и подпись-факсимиле писателя.
Россия, 2 рубля 1996 года «175-лет со дня рождения Ф.М. Достоевского»