Вереница меняющейся военной формы постепенно смазывается в памяти, навевая ложные воспоминания и заставляя ненароком ошибаться в том, кто чего и когда носил, даже специалистов. Киноведы любят разбирать современные сериалы на предмет казусов и нелепостей, допущенных в обмундировании героев. Но в череде кителей и гимнастёрок, петлиц и погон, касок и пилоток остаются предметы, кажущиеся незыблемыми, нестираемыми из воспоминаний. И один из них – будёновка Гражданской войны.
Появление будёновки
Слом старого режима в России шёл в соответствии со строчками международного пролетарского гимна: «Весь Мир насилья мы разрушим / До основанья, а затем / Мы наш, мы новый Мир построим». Шёл повсеместный отказ от старого, которое должно сменить новое, непохожее на всё то, что олицетворяло прежний режим. Особенно это касалось всего, что было на острие событий начавшейся Гражданской войны – великого противостояния расколотого общества. Уже 16 декабря 1917 года появился декрет об отмене прежних армейских чинов и званий. Основу новых вооружённых сил сначала составила Красная гвардия, проявившая себя при смене власти, а затем преобразованная в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). Считается, что до 1919 года в Красной армии единообразного обмундирования не было. Но это не означает, что не велась подготовка к его вводу.
При этом система опознавания «свой/чужой» должна была срабатывать мгновенно. Красноармеец не мог даже отдалённо напоминать белогвардейца, ибо ошибка стоила жизни. Поэтому приказом № 306 от 25 апреля 1918 года создаётся временная комиссия по проектированию обмундирования для РККА, приказом № 326 от 7 мая 1918 года публикуется призыв к созданию новой формы на конкурсной основе и разъясняются правила отбора, а приказом № 380 от 21 мая 1918 года утверждают состав тех, кто будет рассматривать поступающие работы. Революционный вихрь взбудоражил общество в крупных городах, поэтому неудивительно, что в конкурсе поспешили принять участие многие известные художники, в числе которых оказались С.Г. Аркадьевский и Б.М. Кустодиев.
Сложно сказать, кем именно была предложена форма головного убора, который в будущем назовут «будёновка». Пока историки в первую очередь ориентируются на эскизы Михаила Дмитриевича Езучевского. Он предложил несколько вариантов военной формы, схожей с той, в какой мы представляем древнерусских витязей и богатырей, а также напоминающей одежды русских стрельцов и ополченцев. Вернувшийся в 1918 году из австрийского плена художник сразу угодил в гущу событий, оказавшись в составе Комитета по выработке новых форм обмундирования и снаряжения РККА. В мастерской по изготовлению рисунков и проектов новых форм обмундирования, которой руководил Езучевский, и появились эти эскизы. На них нет точного соответствия будущей будёновке. Они скорее послужили её прототипом, отталкиваясь от образа древнерусского шлема. Приоритет Езучевского оспаривают сторонники Кустодиева, цитируя воспоминания дочери художника, утверждавшей, что сам живописец обиженно высказывался: «Ведь это моя идея, но кто-то ею воспользовался и получил денежки, а я остался ни при чём!» Других доказательств, что именно Кустодиев предложил старинные русские шлемы для головного убора красноармейцев, пока не получено. Ещё одним автором будёновки считается член Комиссии по выработке форм обмундирования РККА художник В.Д. Баранов-Россине. По мнению исследователей, именно он собрал все проекты, выделил из них самое конструктивное и оформил окончательные варианты предметов новой формы.
Днём рождения будёновки можно считать 18 декабря 1918 года. Именно тогда вышло постановление Реввоенсовета, утверждающее шлем из сукна в качестве зимнего головного убора. Тот же документ обязывал изготовить четыре тысячи шлемов и безотлагательно выдать их бойцам РККА.
Будёновка на Гражданской войне
Разумеется, «будёновками» новые шлемы тогда ещё не называли. Более того, на фронтах Гражданской войны мало кто вообще подозревал об их существовании. Красноармейцев тогда выделяли элементы красного или малинового цвета: повязки или нашивки на рукавах, а также бант на груди. На фуражки крепили металлическую красную звезду с плугом и молотом или вырезали её из материи. На шапках выделялась нашивная красная полоса.
Небольшая партия новых шлемов не могла покрыть потребности РККА, поэтому в первую очередь её решили передать в войска, уже заслужившие славу в боях. Поэтому первыми ранее невиданные головные уборы получили подразделения Семёна Будённого и Михаила Фрунзе. Бойцы, увидевшие, что выданный им предмет новой формы похож на старинный русский шлем, дали ей прозвище «богатырка». Однако для всех остальных остроконечный убор соратников служил отличительным знаком отдельных подразделений, поэтому на фронте его сразу стали называть «будёновка» или «фрунзевка». Похожая история позже произошла с формой-афганкой, которую внутри Афганистана советские войска называли «эксперименталка». Но для других вид военного, прибывшего к ним в форме нового типа, выдавал прохождение им службы в ОКСВА, что приводило к возгласу: «О, в афганке приехал».
По ходу Гражданской войны имя Семёна Михайловича Будённого все больше гремело и становилось и легендарным, поэтому в отношении подчинённых ему подразделений закрепилось название «будёновцы», а остроконечных уборов – «будёновки» (хотя к тому времени новая форма уже распространилась повсеместно).
Шапка-будёновка - головной убор красноармейца
Во время Гражданской войны появляется ряд документов, которые планомерно меняют судьбу будёновки в качестве головного убора военнослужащих Красной Армии. Её подробное описание, занимающее полторы страницы, приведено в приказе Революционного военного совета Республики (РВСР) от 16 января 1919 года № 116. Уже в апреле появляется новый приказ, который увеличивает диаметр пришивной суконной звезды с 8,8 см до 10,5 см.
Мы привыкли видеть на будёновках в фильмах большие матерчатые звёзды красного цвета. Но на самом деле цвет пришивной звезды зависел от рода войск. Пехотинцы пришивали на будёновку малиновые звёзды, кавалеристы – синие, пограничники – зелёные, инженерные войска – чёрные, а лётчики – звезду голубого цвета. Артиллеристам предписывался оранжевый цвет (правда, тогда его чаще называли померанцевый). Красной была металлическая звёздочка, которая крепилась в центр нашивной. Впрочем, в документе этот знак отличия назывался «значок-кокарда установленного образца с вишнёвой эмалью».
На пошив будёновки брали сукно зелёного или оливкового цвета на ватной подкладке. Шести сферических треугольников сходились наверху в остроконечную верхушку. Фронтальную часть обозначал овальный козырёк. Шею сзади прикрывал назатыльник, чьи удлинённые концы застёгивались под подбородком. Но если погода позволяла, назатыльник складывали, фиксируя парой пуговиц. Таким образом и будёновка, и пришивная звезда на ней превращались в элементы обмундирования.
Роль будёновки возрастает, когда 31 января 1922 года выходит Приказ РВСР № 322. В описание зимнего шлема вносятся изменения относительно конструкции верхней части. Со звезды исчезает кант, а она сама уменьшается с 10,5 до 9,5 см. Но главное – при переходе на летнюю форму одежду боец теперь будет получать не прежнюю фуражку, а летний шлем светло-серого цвета. С этого момента будёновка на голове бойца носится круглогодично. Причём, её ношение строго регламентировано (за малыми исключениями для определённых подразделений). Но в качестве летнего головного убора будёновка продержалась недолго. В 1924 году фуражка возвращается, а военно-воздушные силы теперь будут носить её и летом, и зимой.
Проверку на прочность в качестве защиты от холода будёновка не прошла во время советско-финляндской войны. Зима выдалась морозной, и сукно леденело, отдавая остатки тепла. Подводя итоги военной компании, командование озаботилось новым форменным головным убором, который лучше противостоял бы морозам. В результате уже в 1940 году решили заменить будёновку шапкой-ушанкой. Но замена шла постепенно, поэтому будёновки продолжали выдавать новобранцам, так как ранее сделанные запасы были ещё велики. Шапками-ушанками в первую очередь старались снабжать военнослужащих северных районов.
Даже в первые годы Великой Отечественной войны будёновки ещё можно было повстречать не единожды. Доказательством тому январские снимки 1942 года, сделанные военным фотокорреспондентом Евгением Халдеем в освобождённой десантом Керчи. По мере увеличения поступающих из тыла шапок всё меньше фронтовиков оставалось в будёновках. Хотя в тыловых частях, училищах и спецшколах её продолжали носить, можно сказать, что ещё до Победы этот форменный головной убор окончательно ушёл в историю.
Мифы, связанные с будёновкой
То, что будёновка остаётся идеологическим оружием, продемонстрировали 1990-е гг., когда в СМИ вбросили версию, что островерхий шлем разработали ещё при царе. По этой версии удивительная шапка, напоминавшая богатырский шлем, должна без лишних слов подчеркнуть славу наследников русских богатырей, когда российская армия-победительница торжественным парадом пройдёт по Берлину и Константинополю. Но после революции новая власть реквизировала хранившуюся на складах не пригодившуюся парадную форму и раздала её красноармейцам. Целью вброса было показать, что никчёмные «красные» даже форму свою разработать не могли и банально украли её у «белых». В рамках очернения советского строя вброс удался, так как проник в коллективное сознание, где превратился в безусловный факт. И сторонники этой версии любыми способами стараются доказать свою правоту, не желая верить, что никаких подтверждающих документов у этой гипотезы нет.
Второй миф связывает с первым фамилия художника Васнецова. Где Васнецов, там и его «Богатыри». Поэтому кому же разрабатывать головной убор, схожий с богатырским, как не автору знаменитого полотна. Виктор Михайлович Васнецов упорно фигурирует и в «белой», и в «красной» версиях создания будёновки. В последней его неизменно включают в список фамилий разработчиков. Но ни одного подтверждения, что над будёновкой работал Васнецов, пока не получено.
Будёновка в искусстве
Героизация будёновки как непременного атрибута героев Гражданской войны началась в 1950-е гг. Чем красивее и масштабнее преподносили подвиги Красной Армии в книгах и фильмах, на открытках и плакатах, тем ярче сиял героический ореол вокруг будёновки.
Впрочем, советское искусство взяло будёновку в качестве оружия почти сразу после её появления. Пример тому – знаменитый плакат Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» Это не единственный плакат Моора, где мы повстречаем будёновку. Того же сердитого и решительно настроенного бойца мы увидим на плакате «Будь на страже». Однако именно образ с плаката «Ты записался добровольцем?» стал каноничным изображением красногвардейца. В чёрно-красных цветах плакатов Гражданской войны выполнен и постер к фильму «Будёновка», поставленному по рассказам Аркадия Гайдара.
Но настоящей находкой для зрителя станет не фильм, а мультфильм «Будёновка», снятый студией «Киевнаучфильм» в жанре военной сказки. Начинает он как игровой фильм, где реальный мальчик, увлечённо читающий книгу о Гражданской войне, внезапно обнаруживает на столе будёновку, упавшую с головы убитого вестового. Грозный голос красноармейца предупреждает мальчишку, что, надев будёновку, тот перенесётся в 1919 год, однако, если есть желание помочь Революции, то надо доставить срочный пакет в штаб. «А если тебе станет страшно, - говорит боец, - сними будёновку, и ты снова окажешься дома». Герой храбро преодолеет все испытания, и будёновка покинет его голову лишь в момент, когда он упадёт, подстреленный вражеской пулей. И в тот же момент перенесётся обратно домой – живой, но повзрослевший.
«Красные дьяволята» и их реинкарнация 1960-х гг. «Неуловимые мстители» показывают нам юных героев в будёновках. Причём, синие звёзды уже не должны нас удивлять. Ведь вся четвёрка была приписана к кавалерии, а именно ей полагалось носить на будёновках звёзды этого цвета. Важную роль играет будёновка (да и всё красноармейское обмундирование) в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише». В советском истерне «Белое солнце пустыни» главный герой хоть и ходил в фуражке, но будёновку носил симпатичный и непутёвый Петруха. В качестве системы «свой/чужой» будёновку использует колоритный персонаж кинокартины «Свадьба в Малиновке» дед Нечипор, запомнившийся словами: «Опять власть меняется…» Тот же самый приём, но в обратную сторону использован в фильме «Дежавю», когда напуганный администратор гостиницы при виде человека в костюме поручика быстро натягивает фуражку с кокардой царской армии.
Окончательно будёновка обосновалась в своём героическом облике после двух экранизаций романа Николая Островского «Как закалялась сталь». И обаятельный Василий Лановой, и юный Владимир Конкин, играя роль Павки Корчагина, в будёновках смотрелись невероятно эффектно. Павка Корчагин в будёновке, прокладывающий узкоколейку, Александр Матросов, бросающийся на амбразуру немецкого дзота, и Юрий Гагарин, летящий в космосе, стали олицетворением трёх поколений советского человека, всегда готового на подвиг. Закрепили героический образ человека в будёновке монументальная лента «Офицеры» и детский многосерийный фильм «Макар-следопыт».
Сейчас будёновка - это не только страница нашей истории, но и искомый предмет для коллекционеров и реконструкторов. Популярность будёновки хоть и уступает пилотке, которую массово заказывают для детских патриотических праздников, но этот головной убор, напоминая о событиях вековой давности, призывает не оставаться в стороне от великих дел, а всё-таки совершить что-нибудь героическое.