Подробно рассказав историю появления таких известных произведений плакатной живописи, как «Родина-мать зовёт!» и «Не болтай», а также кратко коснувшись этой темы в статье «Советские плакаты», мы решили посвятить один из обзоров целиком агитационным плакатам СССР времён Великой Отечественной войны. После краткого описания того, как была организована индустрия плакатов, мы познакомим вас с наиболее известными художниками и коллективами, прославившимися военными плакатами. А затем подведём итоги, поговорив о роли плакатов в эти трудные годы.

Владимир Серов «Защитим город Ленина» (1941 г.)

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В первые же дни после нападения Германии на Советский Союз стало ясно, что необходимо организовывать масштабную пропаганду, чтобы огромную страну не охватил хаос. Стремительное продвижение немецкой армии и оставление важнейших городов запада страны должно было стать зияющей раной для каждого. Но не катастрофой. Требовалось объяснить гражданам всю сложность положения, но в то же время дать твёрдую уверенность, что врага вскоре отбросят, а победа будет за нами. Одним из мощнейших средств агитации и пропаганды стали плакаты. 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати стало Совинформбюро. Работа шла через Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА, где создавались и утверждались основные образы агитации и пропаганды.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага» и «Родина-мать зовёт»

Первым плакатом Великой Отечественной войны считается работа Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», нарисованная уже к вечеру 22 июня. Она перекочевала наряду с «Родина-мать зовёт» Тоидзе на страницы учебников истории, став классикой плакатного жанра, так как соответствует критериям его лучших образцов. Без лишних слов плакат разъясняет вероломный разрыв договора о ненападении, срывание маски союзника, под которой пряталась нелицеприятная, но узнаваемая харя врага, выполненная чёрными красками. Ей противостоит советский солдат, который и выше, и прекраснее, и сильнее. А его штык символизирует неотвратимое наказание. Рассказывали, что на первой версии плаката штык красноармейца пронзал руку мерзкого, схожего с крысой Гитлера. Однако Сталин указал, что такой удар вряд ли нанесёт врагу большой ущерб. Поэтому художники спешно передали эскиз, и на печатной версии штык уже разил голову фюрера.

Информационно-агитационный военный плакат

На выпуск плакатов работали практически все издательства огромной страны. Например, к печати почти сразу подключили такого гиганта, как «Искусство». Порой, появившись в газете «Правда», рисованный сюжет сразу перекочёвывал в типографии «Искусства», чтобы быть растиражированным миллионами уже не в миниатюрной, а настенной версии. Кроме столицы плакаты массово печатали в Красноярске и Мурманске, Иванове и Горьком, Саратове и Свердловске, Ростове-на-Дону и Пензе, Куйбышеве и Тюмени, Челябинске и Хабаровске. И это лишь малая часть списка. В каждом городе, где была типография, были и заказы на плакаты, которые затем распространялись по организациям и предприятиям.

Военные плакаты республик Советского Союза

Даже в блокадном Ленинграде художники рисовали плакаты на актуальные темы и отправляли их в местную печать. Работали над плакатами и республиканские художественные школы. Например, Армения и Грузия. Но мы отметим лишь самых знаменитых художников-плакатистов военных лет.

Виктор Корецкий

Виктор Борисович Корецкий появился на свет в дореволюционном Киеве, но большая часть его сознательной жизни прошла под советскими знамёнами. К плакатной живописи Корецкий обратился в 1931 году. Первую известность ему принёс плакат 1937 года «Привет Великому Союзу ССР». Почти сразу после этого большое распространение получила пара его плакатов на военную тематику «Если завтра война...» и «Наша армия есть армия освобождения трудящихся всей земли». После начала Второй мировой войны Виктор Борисович запечатлел триумф советских военных при возвращении западных территорий страны на плакате «Встреча Красной Армии с населением Западной Украины и Западной Белоруссии».

«Будь героем!» (плакат и почтовая марка)

Интересная судьба получилась у одной из первых его военных работ. Плакат «Будь героем!» был оперативно отпечатан издательством «Искусство» и получил широкое распространение с 30 июня. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов посоветовал Корецкому перенести сюжет и на почтовую марку. Однако способ печати пришлось изменить. Для металлографии (глубокая печать, когда изображение создаётся краской в бороздках платы) рисунок пришлось разложить на линии. Поэтому марка вышла в обращение только 12 августа, став первой советской почтовой миниатюрой на тему ВОВ. При переносе Корецкий доработал сюжет, изменив направление взгляда бойца. Если на плакате воин смотрит на мать, с которой его связывает семейное прошлое, то на марке его взор уже обращён на фронтовое будущее.

«Народ и армия — непобедимы!» (плакат и почтовая марка)

Корецкий был далеко не новичком в деле создания плакатов. Этим объясняется и то, что он стал одним из самых заметных художников военного времени. В 1941 году Виктор Борисович нарисовал ещё один знаковый плакат того периода – «Народ и армия — непобедимы!» В нём тоже ярко отражён главный принцип плакатного творчества Корецкого – сочетание натурных фотографий с рисунком карандашом и гуашью. Здесь взгляды солдата и рабочего идут по линии движения снаряда – к невидимому нам врагу. На лицах читается единая решимость и твёрдость. Сомнения в строчках, выполненных красными буквами, не возникает. В 1965 году художники Гознака перенесли и этот плакат на почтовую марку серии, посвящённой юбилею Победы.

«Воин Красной Армии, спаси!» (слева), «Боец, спаси меня от рабства!» (справа)

Тема защитника Отечества реализована Корецким в плакатах-призывах. Здесь зритель становится участником сюжета, так как призыв обращён непосредственно к нему. Первый плакат советские граждане увидели 5 августа 1942 года в газете «Правда». Несмотря на разгром немецкой армии под Москвой, судьба страны оставалась тяжёлой. Шли жесточайшие бои на подступах к Сталинграду. Западные территории страны находились под оккупацией, и жизнь оставшихся там людей была невыносимой. Этой же теме посвящён плакат Корецкого «Боец, спаси этих ребят от голодной смерти. Истребляй немецких разбойников».

«Наше счастье охраняет Советская армия»

За военный период Корецким нарисовано более сорока плакатов. Но и после Победы он не оставил плакатную живопись. Возвращение к мирной жизни через поднятие страны из руин знаменует его плакат «Восстановим!» 1947 года. Союз военного и гражданского тоже не перестал быть актуальной темой. Но теперь он выглядит не драматично, а оптимистично. В подобном ключе Корецким создан плакат «Наше счастье охраняет Советская армия».

Виктор Иванов

На момент начала войны Виктору Семёновичу Иванову было немногим более тридцати лет. Но большинство из них он провёл в тесной связи с искусством, начав с учёбы в Училище изобразительных искусств памяти 1905 года, где его творческим наставником был Евгений Николаевич Якуб. Пройдя учёбу у педагогов Академии художеств в Ленинграде, Иванов занялся агитационно-политическими плакатами.

«Вперёд! На Запад!» (слева), «На Запад!» (справа)

Первым его знаковым плакатом периода Великой Отечественной войны стал «Вперёд! На Запад!», нарисованный Ивановым в 1942 году. Интересна композиция, которая здесь основана не на противостоянии, так как чёрный цвет формы краснофлотца вместе с призывом и символикой СССР образуют единое целое. Более того, в эту композицию вовлекается и зритель, ведь моряк нарисован так, будто бы обращается к идущему вместе с ним в атаку. А вот образ противостояния Иванов реализовал в плакате 1943 года «На запад». Здесь красноармеец сбивает указатель отступившей немецкой армии, противопоставляя победную силу и мощь Красной Армии, частичкой которой является сам. До Победы ещё далеко, но вектор движения не только задан, но и осуществляется. Корецкий в образах советских солдат передавал их героическое достоинство и бесстрашие.

Форсирование Днепра и плакат Иванова

Но самым известным военным плакатом Иванова стал «Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана, Буга!», созданный в том же 1943 году. Тяжелейшая битва за Днепр началась в августе. Плакат как бы даёт посыл бойцу, находящемуся на уже освобожденном берегу могучей реки. То есть зарождает твёрдую уверенность, что и остальные намеченные рубежи успешно будут достигнуты. Днепровское сражение олицетворяет колонна советских бойцов, преодолевающих водную преграду по наведённому мосту. Как известно, к концу декабря 1943 года битва за Днепр Красной Армией была выиграна. И плакат Иванова тоже можно считать патроном, успешно посланным в цель.

Победные плакаты Иванова

Перелом в ходе войны выражается в смене настроения плакатов Иванова. Созданный в 1944 году плакат «Ты будешь жить счастливо» сводит воедино ребёнка, который уже точно дождётся мирной жизни, и бойцов, которые за эту мирную жизнь продолжают сражаться. А плакат «Ты вернул нам жизнь!» словно подводит общий итог выигранной войны, показывая, во имя чего это было сделано.

Алексей Кокорекин

Кубанский художественно-педагогический техникум стал тем местом, где Алексей Алексеевич Кокорекин освоил основы живописи. Он пробовал себя в разных жанрах (иллюстрации, пейзажи, тематические картины), но в историю советского искусства вошёл в большей мере с созданными им плакатами. В начале 1930-х гг. появляются его первомайские работы: «Да здравствует 1 мая!» с пионерским строем (1932 г.) и «1-е Мая. Мы с вами, товарищи!», где советский рабочий протягивает руку зарубежному трудовому народу. А далее идут плакаты на армейскую тему: «Строй сомкнув, с товарищами рядом…» и «Да здравствует непобедимая Красная Армия!»

«Смерть фашистской гадине!» (слева), «Свет в окне — помощь врагу» (справа)

В первый год войны самые известные плакаты Кокорекина исповедуют принцип минимализма. Противостояние геройского красного с чёрным вражеским знакомо ещё со времён гражданской войны. В этом стиле нарисован плакат «Смерть фашистской гадине!», где отважный красноармеец, словно Георгий Победоносец, насмерть разит фашистского змея, свернувшегося в виде свастики. «Свет в окне — помощь врагу» напоминает жителям советских городов, что любая оплошность сейчас грозит смертью.

Краснофлотец и красноармеец на плакатах Кокорекина

Но минимализм – не единственный стиль, которым мастерски владел Алексей Алексеевич. Плакаты 1942 и 1943 гг. показывают достаточно сложные для плакатного жанра композиции со множеством мелких деталей. Моряка (плакат «За Родину!») и красноармейца (плакат «Когда бронебойщик стоит на пути, фашистскому танку никак не пройти») объединяет суровое выражение лица, недвусмысленно показывающее желание отстоять Родину. В этой же манере выполнен плакат «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк». Кокорекин мог передать экспрессию лица, выразить глубину чувств и эмоций в глазах героев, позволявших зрителю в полной мере почувствовать их подвиги.

Призывы для трудового фронта (худ. Кокорекин)

Обращения к мирным гражданам включали призывы всесторонней помощи тем, кто сейчас сражается. Лозунг «Всё для фронта! Всё для победы» реализован в плакате «Фронту от женщин СССР», посвящённому занявшим места у станков, где раньше стояли ушедшие на войну мужчины. То, что содействие бойцам можно оказывать разными способами, демонстрирует плакат Государственного займа, который рука не поднимается отнести к рекламным. Грядущая поступь Победы чувствовалась в плакатах Кокорекина «Воину-победителю — всенародную любовь!» и «Так будет с фашистским зверем». А яркая финальная точка завершившихся сражений – это его работа «Победоносной Родине — слава!», где над силуэтом Московского кремля сияет орден Победы.

Дмитрий Моор

Наряду с новыми светилами плакатной живописи трудились и мастера старой школы, среди которых был и Дмитрий Стахиевич Моор. Ещё до революции Дмитрий Орлов взял псевдоним Моор в честь главного героя драмы Фридриха Шиллера «Разбойники», так как гневный протест против «чернильного века» нашёл место и в его душе. Однако дореволюционные работы Моора – это ещё только искры. Его художественный талант запылал факелом лишь после того, как самодержавие было скинуто. Плакаты «Врангель ещё жив, добей его без пощады!» и «Помоги!» стали одними из злободневнейших иллюстраций того времени, когда новая советская власть, переживая голод и разруху, боролась с внешними и внутренними врагами в процессе становления.

«Ты записался добровольцем?» (слева), «Ты чем помог фронту?» (справа)

Но наиболее известен его знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?» Оказалось, что и через два десятка лет он не утратил актуальности. Образ бойца, сердито обращавшегося к тем, кто не спешил вступать в ряды Красной Армии, стал иллюстрацией самой Гражданской войны и напоминанием, что во время неё отсидеться в стороне не получится. Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрия Стахиевича попросили обновить плакат революционного времени. На новой версии солдат с тем же лицом уже одет в современное обмундирование. Сменился и призыв на «Ты чем помог фронту?» Более известным, чем ранняя версия, этот плакат не стал. Но его массово печатали (в том числе, и на языках народов СССР). На других плакатах Моора периода ВОВ запечатлены зверства фашистских захватчиков.

Виктор Дени

Вражеские политики на плакатах Дени

Стиль работ Виктора Николаевича Дени сложился в первые годы Советской власти, и эти плакаты являлись карикатурами на злобу дня. В довоенное десятилетие Виктор Николаевич мастерски освоил гиперболу и гротеск. Все эти наработки пришли вместе с ним и в плакаты военного времени. «Лицо гитлеризма» (1941 г.) смело можно назвать повторением пройденного, так как сразу вспоминается его чёрно-белая работа «Лицо фашизма» (1927 г.). Как отмечают исследователи творчества Дени, «художник, концентрируя внимание зрителя на лице и руках, подчёркивает несколькими штрихами характерные особенности физиономий своих героев, своеобразие их манеры поведения».

«На Москву! Хох! От Москвы: Ох!»

Карикатурно представив разгром немецкой армии под Москвой на плакате «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», Виктор Николаевич словно обрисовал общий ход всей военной компании, когда Гитлер вроде Наполеона будет вынужден бежать от Москвы, и даже его столица не сможет стать укрытием от победоносного натиска русского солдата. Несостоятельности планов Гитлера посвящены работы «Молниеносная война» и «Фашистская ставка. Красноармейская поправка».

Плакат «Каждый удар молота – удар по врагу!» разных эпох

В сотрудничестве с Долгоруковым Дени создаёт плакат «Сталинград», где разгром врага знаменует красный штык, молнией падающий с небес и протыкающий поверженного немецкого генерала. Это содружество породило и плакат «Каждый удар молота – удар по врагу!», актуализирующий творческое наследие Дени времён Гражданской войны. Оба плаката применяют один художественный приём: рабочий показан реалистично, а его враг – карикатурно. Обновлённый плакат нашёл место в жизни: его снова, как и двадцать лет назад, крепили к станкам на фабриках и заводах.

Плакаты Виктора Дени

Одним из знаковых стал плакат «Красной Армии метла нечисть выметет дотла!», который пережил своеобразную эволюцию. Первая его версия появилась в 1943 году. На ней суровый боец отгонял метлой врага от Кремля. Вместо прутьев метлу составляли клинки, на каждом из которых значилось имя освобождённых советских городов. В 1945 году Дени перерисовал плакат, заменив будущее время глагола на прошедшее, чем тоже иллюстративно подвёл итоги войны, обозначив Победу советского народа.

Кукрыниксы

Творческое трио Кукрыниксы сложилось в середине 1920-х гг. Сначала дуэтом выступали Михаил Куприянов (КУ) и Порфирий Крылов (КРЫ), а Николай Соколов (НикС) вступил в команду чуть позднее. Почти сразу же их шаржи и карикатуры начали греметь в столичном художественном обществе. Изюминкой было то, что никто из троицы не выпячивал свои заслуги, а коллективно вырабатывал общий узнаваемый стиль. И это получилось, так как работы Кукрыниксов начали появляться в газете «Правда» и журнале «Крокодил».

«Клещи в клещи» (слева) и «Потеряла я колечко…» (справа)

В создание военных плакатов-карикатур художники включились очень активно. Кроме уже упомянутой нами работы ими создано множество других, нашедших воплощение не только в виде газетных или журнальных публикаций, но и плакатов. Кроме карикатурно-отталкивающего образа врага использовался едкий юмор, включая игру слов, которая нивелировала какой-нибудь страшный смысл. Например, когда у Москвы начало сжиматься кольцо вражеских войск, и заговорили, что столицу СССР берут в клещи, сразу же появился плакат «Клещи в клещи». Сталинградское окружение, куда угодила армия Паулюса, Кукрыниксы проиллюстрировали едкой карикатурой, обыгрывающей русскую народную песню «Потеряла я колечко…». А освобождение столицы Белоруссии они отметили выходом плаката «Два котла: пустой котёл в Берлине и русский котёл под Минском».

Демонстрация бойцам плаката «Проездом из Германии цирк “Гитлер и компания”»

Художники не только рисовали, но и выезжали на передовую, показывая и комментируя новые плакаты. Каждая такая встреча была ярким событием для фронтовиков и действовала не хуже выступления агитбригады с прославленными артистами. И карикатурный образ, и хлёсткая подпись вызывали смех, поднимали настроение, дарили надежду на скорейший разгром врага. Наверное, в этот момент художники чувствовали, что тоже успешно бьются с врагом, только не пулей, а кистью. После снятия блокады в январе 1944 года они побывали и в Ленинграде.

«Конец»

Вклад Кукрыниксов в общее дело Победы оценили, отправив их в побеждённую Германию. Там, на местах закончившихся сражений, художники собирали материал для эпических работ. Одной из них стало полотно «Конец», показывающее последние дни в ставке Гитлера, где собравшееся командование панически прислушивается к звуку уличных боёв. В этой командировке художникам довелось рисовать на Нюрнбергском процессе тех, на кого они все военные годы придумывали уничижительные карикатуры. Для Кукрыниксов сражения не закончились: в последующие годы они занялись карикатурами на противостояние Запада возрождающемуся СССР, что потом стали называть Холодной войной.

«Окна ТАСС»

Первые номера «Окон ТАСС»

Кукрыниксы стали главными художниками творческого объединения «Окна ТАСС», принявшего эстафету от знаменитых «Окон РОСТА», действовавших в период Гражданской войны. Инициативу возрождения высказали М. Черемных, H. Денисовский, В. Лебедев и В. Козлинский, успевшие поработать в «Окнах РОСТА». В работе этого объединения главным была актуальность. Событие только-только произошло, но уже нашло воплощение на плакатах. Некогда было вырисовывать мелочи. Всё, что можно, делали по трафарету. Плакаты «Окон ТАСС» – это своеобразный боевой листок, только затрагивающий события не конкретного подразделения, а вещающего в масштабах страны.

Пример выпуска «Окна ТАСС»

В объединение, располагавшееся на Кузнецком мосту, также входили такие художники, как Александр Иванов, Пётр Котов, Николай Радлов, Пётр Шухмин. Однако здесь требовался не только графический образ, но и ёмкие запоминающиеся строчки, поэтому к работе привлекли Демьяна Бедного, Самуила Маршака, Василия Лебедева-Кумача и других известных мастеров пера. Координировали работу редактор Г.М. Кофман, журналист И.М. Анцелович, а также художники В.С. Слыщенко и Н.Н. Игнатьев, которые работали в «Окнах ТАСС» с первых дней их создания. Всего в работе «Окон ТАСС» приняли участие около 70 поэтов и более сотни художников.

«Окна ТАСС» № 1248

Если собрать всё творчество «Окон ТАСС» по номерам, то можно составить практически полные хроники военных действий от первых тяжёлых до последних победных дней войны. Творческое объединение прекратило работу только в декабре 1946 года, успев сделать 1484 выпуска.

«Боевой карандаш»

Примеры сатирическо-карикатурных выпусков

В Ленинграде было создано своё творческое объединение художников под названием «Боевой карандаш». Вернее, оно возобновило свою деятельность. Ведь первый номер «Боевого карандаша» появился в самом конце 1939 года, красочно представив «Новогоднюю ёлку у белофинского волка». Плакат «Фашизм – враг человечества! Смерть фашизму!», появившийся 25 июня, стал первым шагом творческого коллектива в годы ВОВ.

Информационно-агитационный выпуск

Выпуски обрели невероятный успех, так как отражали самое важное, что происходило в Ленинграде сейчас. Но это были не только карикатуры или призывы, а ещё и детальное информационное оповещение, рассказывающее, как дежурить на крышах или оказывать медицинскую помощь. Как и Кукрыниксы, авторы «Боевого карандаша» считались личными врагами фюрера. Плакаты едко высмеивали немецкую армию и поднимали дух горожан во время блокады.

Агитационный выпуск «Боевого карандаша»

За годы войны творческий коллектив успел создать сто три номерных выпуска. Однако существуют плакаты «Боевого карандаша» и без номеров. Кроме того, художники рисовали и сюжеты открыток агитационного характера, которые тоже можно счесть плакатами. Общий тираж этих изданий оценивается в два миллиона экземпляров. После окончания войны коллектив распался, но в 1956 году его снова возродили, чтобы «Боевой карандаш», как и прежде, остро реагировал на важнейшие события теперь уже мирной жизни.

Художественные особенности советских плакатов Великой Отечественной войны

В военные годы успело появиться столь много плакатов, что можно составить целую энциклопедию, посвящённую им. Но почему многие из них забылись, тогда как наиболее яркие встречаются и в современной жизни (хотя появление их в качестве интернет-мемов вряд ли можно назвать использованием по назначению)? Чтобы плакат стал знаковым, он должен быть эффективным. Для этого кроме актуальности требуется лаконичность изображения, экспрессивность каждой фигуры, скупая цветовая гамма, а также текст, остающийся в памяти с одного прочтения.

Николай Аввакумов «Мы армию нашу растили в сраженьях»

Важны также образы и выстроенная из них композиция. Но эти приёмы были отработаны на политической карикатуре задолго до войны. На первых же плакатах и солдатам врага, и верховному командованию Третьего рейха придали смешные и уродливые звериные черты. Это расчеловечивало врага, вселяя ненависть и презрение к нему. В изображении противостояния СССР и немецко-фашистских захватчиков красный советский солдат рисовался большим и могучим, а чёрный вражеский – хилым, страшным и низкорослым. Такой приём вселял моральное превосходство над противником и уверенность в будущей победе. Для усиления эффекта враг рисовался уже поверженным или взору представали огромные потери противника. Некоторые художники рисовали на заднем плане героев-воинов былых эпох или ставили их в одну шеренгу с красноармейцами. Такая историческая аллегория напоминала, что у русского войска в активе уже много славных побед и грядёт следующая.

В.С. Виноградов, Я.С. Николаев «На Отечественную войну»

Плакаты военных лет отражают главные темы, которые акцентировали основную проблему текущего момента. Многие плакаты звали зрителя в атаку, рисуя, что другого варианта развития событий просто нет. Вместе с рвущимся в бой красноармейцем или моряком присутствовали символы страны. Часто это было большое Красное знамя, на котором рисовали герб или призыв «За Родину, за Сталина!». На дальнем плане изображали танки, а в небе – самолёты, подсказывая, что бой ведёт не только это подразделение, а грозные силы. Динамично показывали боевое столкновение, где советский боец выходил победителем, поражая врага, часто имевшего страшные или смешные черты. Особую группу составляли плакаты призывы «Спаси!», «Отомсти!», «Смерть детоубийцам!». Здесь изображали ужасы оккупированных частей страны, призывая освободить их как можно скорее и не ведать к врагу ни малейшей жалости. К плакатам, напоминающим о бдительности, можно отнести тот же «Не болтай!». Неоднократно применялся приём «До и после», показывая перелом в ходе военной кампании.

Значение агитационных плакатов Великой Отечественной войны

Плакаты Великой Отечественной войны считаются одним из самых значимых и впечатляющих видов художественного выражения. Они мобилизовали людей, укрепляли их боевой дух и формировали патриотическую атмосферу во время войны. Плакаты развенчивали слухи и мифы о несокрушимости противника. Они поддерживали население в тылу, призывая на трудовые подвиги в помощь фронту. Плакат говорил любому, что он – не одиночка, а гражданин великой страны, ведущей сейчас священную битву.

Плакаты «Бей насмерть!» и «Красной Армии – СЛАВА!»

Интересный факт заключается в том, что знаковые плакаты стали основой для сюжета последующих. Художники включали прославившиеся плакаты в создаваемые композиции, усиливая акцент. Например, на дальнем плане плаката «Бей насмерть!» изображён плакат «Воин Красной Армии, спаси!» В 1944 году художник Леонид Голованов создаёт плакат «Дойдем до Берлина!» Прототипом героя плаката стала фотография снайпера Василия Голосова, погибшего 16 августа 1943 года под Харьковом. На победном плакате Голованова «Красной Армии – СЛАВА!» присутствует тот же самый боец на фоне плаката «Дойдём до Берлина!». И рядом торжественное утверждение «Дошли!». Получается, что даже после смерти Василий Голосов остался в рядах Красной Армии и символично закончил войну в столице поверженного Третьего рейха. Уже только один этот случай показывает, насколько большую роль сыграли в истории нашей страны советские плакаты времён Великой Отечественной войны.

★ ☆ ★ ☆ ★ ☆ ★ ☆ ★ ☆ ★ ☆ ★ ☆ ★