В любой коллекции есть экземпляры, которые их владелец считает украшением своего собрания. Чаще всего, они отмечены повышенной редкостью и ценой. Филателия – не исключение. Дорогие почтовые марки описаны в десятках книг. Они становятся героями телесериалов и полнометражных фильмов. Те, что входят в сотню самых примечательных, зачастую являются ньюсмейкерами наших дней, как и всё, что имеет к ним хоть какое-нибудь отношение. Из отечественных миниатюр заслуженное звание «раритет» давно получили некоторые экземпляры авиапочтовых марок РСФСР и СССР, а также «Консульский полтинник» и марка Тифлисской почты. Но сегодня вы узнаете о главных сокровищах мировой филателии. Мы уже рассказывали о «Красном Меркурии» (одной из самых редких марок мира) и «Розовой Гвиане», единственный сохранившийся экземпляр которой пока удерживает статус «самая дорогая почтовая марка».
Жёлтый трёхскиллинговик
Кроме выше приведённого названия его ещё именуют «Шведский уникум», и с аукционной оценкой в 5 000 000 долларов США он вполне может посостязаться с «Британской Гвианой» за звание «Самая дорогая марка в мире». Это представитель первой серии стандартных почтовых марок Швеции, где номиналу в три скиллинга предназначался зелёный цвет, а жёлтым окрасили марку в восемь скиллингов. Откуда взялась «перепутка»? Выдвигают несколько версий, по одной из которых клише с 8 на 3 скиллинга поменяли, а краску оставили прежней. Другая версия предполагает, что при работе клише для 8 скиллингов треснуло, при этом работы продолжили клише для 3 скиллингов, не заметив ошибку, так как цифры «3» и «8» выглядели похоже. В любом случае работу неправильным клише быстро прекратили, иначе редких марок сохранилось бы больше.
С «Британской Гвианой» эту марку многое роднит. Известен всего один экземпляр, который, как и «Гвиану» обнаружил школьник. Георг Вильгельм Бакман интересовался марками, поэтому просматривал конверты от писем, приходивших его деду. Среди прочих марок он выбирал самые необычные, поэтому и обратил внимание, что среди попадавшихся ему зелёных трёхскиллинговых экземпляров первого стандарта оказался один жёлтый. Нельзя сказать, что марка, невзирая на нетипичный цвет, очень заинтересовала Георга. Поэтому, когда представился случай, он без раздумий продал её торговцу за 7 крон (примерно полдоллара). Опытный торговец отлично понимал, что любые отклонения от нормы у филателистов весьма ценятся, и с помпой представил приобретение на одной из выставок. Расчёт оправдался: слухами о необычной марке заинтересовался самый известный коллекционер той эпохи – барон Филипп Феррари. В 1894 году барон приобретает экземпляр, аналога которого так и не нашлось, за 4000 гульденов (примерно 3000 долларов США). Ко второй половине ХХ века «Шведский уникум» уже обрёл статус первого номера в списке филателистических редкостей Европы. На последнем аукционе, когда он выставлялся на торги, итоговая сумма перескочила отметку в 2 300 000 долларов США. На данный момент «Шведский уникум» застрахован на 15 000 000 долларов, которые выплатят владельцу, если произойдёт страховой случай.
Голубая Александрия
Это ещё одна почтовая марка, известная в единственном сохранившемся экземпляре. Её примечательность не только в редкости и дороговизне, но и круглой форме. Оформление непритязательное – по краям цветочный орнамент, ниже которого круговая надпись «ALEXANDRIA POST OFFICE», а в центре указано «PAID 5» (тариф за доставку в размере пяти центов уплачен). Бумага этой марки голубого цвета, что отличает её от точно таких же шести уцелевших, но напечатанных на тёмно-жёлтой бумаге. «Жёлтые Александрии» тоже входят в разряд дорогостоящих марок, о чём говорит факт, что одну из них не так давно продали за 460 000 американских долларов.
С «Голубой Александрией» связана романтическая история. 25 ноября 1847 года из Александрии в Ричмонд, штат Виргиния, отправился жёлтый конверт. Получателем значилась Жанетт Браун. Отправителем был Уоллес Хуфф. Несмотря на дальнее родство, молодые люди испытывали друг другу не только искреннюю привязанность, но и нечто большее, о чём говорили в переписке. Судьба оказалась к ним благосклонна, и очень скоро Уоллес и Жанетт сочетались браком. Разбирая семейных архив, уже находившаяся в почтенных годах их старшая дочь Мэри нашла стопку писем, где оказался тот самый конверт, на котором была наклеена голубая круглая марка. Быть может, Уоллес выбрал марку именно из-за цвета, чтобы она не затерялась на фоне конверта. Мэри разобралась в ценности находки и вышла на знаменитого собирателя Джорджа Уортингтона, который не пожалел за конверт три тысячи долларов. С каждой сменой хозяина стоимость уникального послания возрастала, и в 1981 году его реализовали уже за миллион.
Розовый и Голубой Маврикий
Эта пара, выглядящая не очень презентабельно, также полноправно входит в группу редчайших почтовых марок. Первый стандартный выпуск Британского Маврикия копирует по цвету и оформлению почтовые знаки метрополии, где оплату при помощи марок производили с мая 1840 года. Губернатор Маврикия решил во всём следовать Лондону, поэтому озаботился тарификацией почтовых отправлений. Решили брать пенни за пересылку по столице (Порт-Луи) или два пенса за перевозку на соседний остров Родригес и за его пределы. Решили не ждать знаки почтовой оплаты из Лондона, а изготовить их самостоятельно. Для создания клише за 10 фунтов и 10 шиллингов нанимают местного гравёра и часовщика Джозефа Осмонда Барнарда (при номинальной сумме всей партии в 10 фунтов и 5 шиллингов). Отличием от миниатюр Великобритании здесь должны были стать надписи «Маврикий» («Mauritus») и «почтовый сбор оплачен» («Post Paid»). Однако Барнард по невыясненным обстоятельствам вместо последней гравирует «Post Office». Спешно печатается тираж по 500 каждой из позиций. У губернатора предстоит бал, и его жена 21 сентября 1847 года рассылает приглашения, оплачивая их доставку новёхонькими марками. На острове ошибку заметили и клише исправили: все последующие выпуски имеют надпись «Post Paid». А вот филателисты обнаружили ошибку не сразу. Ещё долгое время альбомы, в которых находился лист для наклейки марок Маврикия, эти две позиции игнорировали.
Считается, что из партии с ошибкой сохранилось всего 26 марок обоих цветов. Примечательна история двух негашёных (розового и голубого) «Маврикиев», которые благодаря консорциуму маврикийских бизнесменов вернулись на остров. Они послужили основой для создания музея «Голубой Маврикий». Правда, оригиналы хранятся в специальном помещении архивного типа, а в составе экспозиции выставлены лишь копии знаменитых марок. Но если их более десятка каждой, почему они стоят в одном ряду с той же «Британской Гвианой»? Роль играет их история. Это первые марки заграничного владения Британской короны, и можно сказать, что они послужили родоначальниками направления коллекционирования марок с ошибками. О них написаны многочисленные исследовательские труды, а жизнеописание их создателя Джозефа Барнарда издано в виде книги. Именно слава, сопровождающая «Маврикии», заставила филателистов биться на торгах за «Бордоское письмо» - конверт, на котором присутствует пара ценных экземпляров разного цвета. В итоге он ушёл за 5 750 000 швейцарских франков – максимальную на тот момент сумму, которую когда-либо отдавали за предмет филателии.
Гавайские миссионеры
Этот выпуск Гавайского королевства из трёх номиналов предназначался для оплаты доставки газет (2 цента), писем по архипелагу (5 центов) и корреспонденции, отправляемой в США (13 центов). Внимания заслуживает тонкая и ломкая бумага, на которой в типографии печатали номинал, обрамлённый растительным орнаментом. Созданные в июне 1851 года, они являлись знаками почтовой оплаты до 1856 года. Изначальный тираж установить не удалось. Из-за плохого качества бумаги до наших дней их дошло крайне мало. Название выпуску дали миссионеры, в большом количестве раскупавшие серию для рассылки первых писем, которые франкировались марками в качестве подтверждения оплаты. Наиболее редки марки номиналом 2 цента: известно всего 10 гашеных экземпляров и лишь один без штемпеля. Последний стал участником мрачной детективной истории. После убийства знаменитого филателиста Гастона Леру, его квартиру тщательно обыскали. В числе прочего был найден тайник, где оказался альбом с почтовыми миниатюрами. Догадливый сыщик сопоставил содержимое альбома со списком коллекции, также лежавшим в тайнике, и установил, что в альбоме нет двухцентового «Гавайского миссионера». Это дало повод обратиться к известным коллекционерам и торговцам марками. В числе интересующихся именно марками Гавайских островов оказался Гектор Жиру, пользующийся большим уважением в коллекционных кругах. Сыщику не составило труда подружиться с Жиру, который через некоторое время похвастался двухцентовой негашёной маркой. Попавшего под подозрение коллекционера допросили, требуя разъяснить, как ему удалось приобрести столь редкий экземпляр. Через какое-то время Жиру признался, что он пошёл на убийство, так как прежний владелец гавайского двухцентовика наотрез отказался продать или обменять это сокровище.
Так называемый «Конверт Доусона» демонстрирует, что среди мусора можно отыскать настоящий клад. Он находился в стопке документов, подлежащих утилизации в огне. Но стопка сгорела лишь частично. Долгое время фабрика не работала, и всё это время редкие марки лежали внутри давно потухшей печи. При восстановлении фабрики обгоревшую стопку извлекли. На счастье для раритетов, рабочий, занимавшийся уборкой, увлекался марками, поэтому не бросил конверт в прочий утиль, а захватил с собой, чем спас от уничтожения две редких почтовых миниатюры. Чтобы понять, насколько дорог этот конверт, приведём результаты торгов 1995 года – 2 090 000 долларов США, что даёт ему возможность посоревноваться по дороговизне с конвертом, на который наклеена «Голубая Александрия». Впрочем, и марки без конвертов дешёвыми не назвать. Цена гашеных экземпляров порой достигает четверти миллиона.
Перевёрнутая Дженни
Говоря о редких марках с ошибками, невозможно обойти стороной «Inverted Jenny», на которой самолёт Curtiss JN-4 выполняет незапланированную фигуру высшего пилотажа. Этот выпуск относится к зарождению авиапочты США в середине второго десятилетия ХХ века. Почтовое ведомство сомневалось в успехе доставки отправлений самолётами, ведь тариф на неё составлял 24 цента вместо трёх, которые уплачивались за обычную пересылку. Биплан «Дженни» фирмы «Кёртисс», на котором и планировалась доставка, стал героем новой марки. Появлению раритета послужили технологии того времени, когда оба цвета печатали отдельно. Этот способ приводил не только к ошибкам, когда часть изображения оказывалась вверх ногами, которые уже случались в 1869 и 1901 гг., но и к появлению интересных разновидностей. Есть такая и у «Дженни»: при повторном проходе лист получил сдвиг и самолёт отпечатался левее, словно уже покинул заданную точку. Филателисты называют такую марку «Быстрая Дженни».
На каждом листе находилось сто марок. Если выявляли лист с перевёрнутым самолётом, его изымали и уничтожали, как производственный брак. Но одному удалось ускользнуть. В отличие от выше разобранных марок, «Перевёрнутую Дженни» обнаружили сразу при поступлении в почтовое отделение. Коллекционеры, зная о возможности брака, вели настоящую охоту за «перевёртками» подобно нумизматам, терпеливо перебирающим монеты из упаковок монетного двора. На этот раз удача улыбнулась Уильяму Т. Роби, целенаправленно зашедшему на почту в целях осмотра новых марок. «У меня замерло сердце», - вспоминал он потом о секунде, когда увидел бракованный лист. Роби немедленно выкупил сокровище и тщательно просмотрел остальные листы, но с «перевёрткой» больше не нашёл.
Уильям потратил целую неделю на походы к владельцам филателистических магазинов. Он догадался связаться и с журналистами, позаботившись, чтобы о необычных марках сообщило как можно больше газет. В итоге Роби удалось выручить за лист, купленный по номиналу (24 доллара), пятнадцать тысяч. После нескольких перепродаж очередной торговец разорвал лист на восьмиблок, несколько квартблоков и отдельные экземпляры. Восьмиблок впоследствии также разделили на два квартблока, один из которых за 220 000 приобрёл Принстонский университет. Среди уцелевших квартблоков наиболее ценится тот, где на полях проставлен номер: в 2005 году его купили за 2 970 000 долларов. Одиночные марки периодически всплывают на аукционах, набирая в итоге суммы от 350 000 до миллиона. Засветилась «Перевёрнутая Дженни» и в кинокартине «Миллионы Брюстера», главный герой которой озадачен проблемой израсходовать 30 миллионов за месяц. Экземпляр «Дженни» он приобретает за миллион с четвертью и отправляет с его помощью обычное письмо.
Исчезнувшая дева
Первый стандартный выпуск Британских Виргинских островов поступил в продажу в декабре 1866 года и в начале 1867 года. Наименьшим номиналом был пенни, наибольшим – шиллинг (12 пенсов). Для шиллинга (марки карминного цвета) решили напечатать дополнительный тираж. С ним-то и приключилась необычайная история. Заказ выполняла лондонская фирма Waterlow & Sons, получив печатные формы от предприятия Nissen & Parker. Как и в случае с «Дженни» каждый лист из 20 марок (4 ряда по 5 экземпляров) проходил через печать дважды. Сначала на бумагу ложился красный фон, а затем допечатывалась Святая Урсула - покровительница колонии, ставшая её официальным символом. После этого лист отправлялся на перфорацию.
События закрутились с того момента, когда Эдвард Д. Бэкон случайно покупает в Лондоне несколько потрёпанных книг. Между страницами одной из них лежали типографские отпечатки. Другой счёл бы их рекламным мусором, выбросил и забыл. Но Бэкон оказался филателистом. Опытный коллекционер разобрался, что стал владельцем пробных оттисков первого выпуска Виргинских островов, а также нескольких неполноценных марок второго. На них был только красный цвет, разорванный лучащимся пространством, которое должно создавать ореол вокруг Святой Урсулы, но сама христианская мученица на марке отсутствовала. Если бы экземпляр не имел перфорации, Бэкон признал бы его пробой, но края оформляла зубцовка. Как мог пройти перфорацию лист со столь явным дефектом? Высказывалось предположение, что после первого прохода он просто прилип снизу к другому листу и поэтому второй проход пропустил. Но тогда при подсчёте выявили бы недостачу. Неизвестно точное количество «Исчезнувшей девы». Называют от четырёх до шести экземпляров. В 2005 году один из них на аукционе был продан за 148 000 американских долларов. О подобной истории с непропечатанным цветом, сделавшим редкой космическую марку США, мы рассказывали в статье «Тайна исчезнувшего флага».
Лучистая звезда
Ещё один филателистический раритет, героем которой стало сотканное из лучей сияние, - это доплатная марка 1878 года из первого общефедерального выпуска Швейцарии. Односантимовая марка серии имела в центре подобие расходящихся лучей, на которых сверху отпечатали номинал. Центр всех остальных марок решили оставить в виде белого круга. Через один век и один год после его выхода в обращение служащий лондонской филателистической компании, разбирая ранние марки Швейцарии, увидел марку с лучистым центром, поверх которого значилась не единица, а пятёрка. В каталогах эта разновидность отсутствовала. Так как форму для печати листа собирали из ста маленьких клише, видимо, когда печаталась марка 5 сантим, то среди клише без лучей случайно затесалось одно, предназначенное для ранее изготовленной марки номиналом 1 сантим. Возможно также, что существовал пробный лист из 100 пятисантимовых марок, который демонстрировали ответственным лицам ещё до того, как приняли решение убрать лучи из центра. Находка стала большим событием в мире филателии. Удивительней всего то, что за сто лет никто не подозревал о такой разновидности. Из гипотетической сотни экземпляров уникальной марки пока найден единственный, что ставит его наравне с «Британской Гвианой» или «Шведским Уникумом». Правда, учитывая, что на продажу «Лучистая звезда» не выставляется, дать оценку её стоимости крайне сложно.
Марка Гшайдле
Не надо считать, что самые дорогие марки мира входят в состав лишь первых выпусков почтовых миниатюр. Представляем экземпляр, посвящённый Олимпиаде-80 в Москве. Почтовое ведомство Западной Германии уже отпечатало марку с олимпийской символикой, но тут олимпиаде решили объявить бойкот. Следовательно, пускать марку в оборот оказалось бы политически неправильно. Тираж в 30 000 целиком вернули Deutsche Bundespost и уничтожили, сохранив два листа для архива. Нереализованный выпуск дополнил бы внушительный список ему подобных, если бы не маленькое происшествие. Выяснилось, что от уничтожения спасли не два, а три листа, последний из которых прихватил с собой Курт Гшайдле, покидая пост министра почты и телекоммуникаций.
Марки из украденного листа использовались для франкировки обычных писем, рассылаемых женой и сыном экс-министра. Неудивительно, что через какое-то время гашёные «несуществующие» марки всплыли среди филателистов. На волне скандала Гшайдле повинился, возместил почте убыток по номиналу и заверил прессу, что даже не подозревал, насколько редкие марки его семья клеила на конверты. Но эту версию многие ставят под сомнение. Вполне возможно, что Гшайдле специально организовал запуск в почтовый оборот некоторого количества марок, чтобы из статуса иррегулярного выпуск перешёл в статус обычного и попал в каталоги. Эту гипотезу подтверждает периодическое появление на филателистическом рынке негашеных экземпляров олимпийских марок, вошедших в историю филателии под фамилией немецкого министра. Каталогом почтовых выпусков «Michel» марке Гшайдле присвоен специализированный номер XIII (римскими цифрами там обозначены позиции, изъятые или невыпущенные в обращение) с оценкой гашеных экземпляров в 30 000 евро. Однако на торгах 2008 года итоговая сумма за конверт с этой маркой уже перевалила за сотню тысяч евро.
Одри Хепбёрн
И, наконец, почтовая миниатюра 21-го столетия, которая не только полноправно считается редкой, но и успела получить неофициальный статус самой дорогой современной марки мира. В октябре 2001 года по отделениям Deutsche Bundespost разослали выпуск, посвящённый мировому кинематографу. Неприятности подстерегали серию ещё на этапе проектирования. В ряду других кинозвёзд должна была предстать Ингрид Бергман, однако наследники актрисы запретили использовать её образ. Чтобы не ломать серию, вместо кадра из «Касабланки» изобразили просто рулон с киноплёнкой. Второй удар последовал со стороны Шона Хепбёрн-Феррера – сына Одри Хёпберн, которому передали отпечатанный марочный лист. Увидев мать с мундштуком (всемирно известный кадр из кинокартины «Завтрак с Тиффани»), Шон вознегодовал, что марка пропагандирует курение, и заявил о нарушении авторских прав. Пришлось тираж изымать и уничтожать, сохранив, как и в случае марки Гшайдле, несколько листов для архивов.
В 2004 году филателист Вернер Дюрршмидт, которому несколько компаний по договорённости пересылали использованные конверты, с удивлением обнаружил ранее незнакомую позицию «кинематографической» серии, погашенную 14 октября 2003 года. Подлинность экземпляра подтвердили эксперты. Оказавшись на страницах прессы и превратившись в сенсацию, история заставила коллекционеров пристальнее проверять россыпи гашеных марок наших дней. Поэтому нахождение других «Одри» стало только вопросом времени. Количество раритетной позиции на филателистическом рынке увеличил Шон Хепбёрн-Феррер, выставив на аукцион свой лист из 10 марок за 430 000 евро. После покупки, новый владелец разукомплектовал лист на отдельные марки и сцепки. Листы из архивов не могут быть проданы почтовым ведомством до 2040 года, так как права на использование образа Одри Хёпберн до сих пор не урегулированы.
Интересно, что Одри Хёпберн словно суждено было оказаться запутанной в филателистическую историю. В её фильмографии имеется романтический детектив «Шарада», где сюжет вертится вокруг редких марок, которыми гордятся уникальные коллекции. На экране мелькнули «Шведский Уникум» и «Гавайские миссионеры» вкупе с «Бычьей головой» (ещё одной позиции категории «самые редкие марки мира»). Правда, сценаристы, опасаясь претензий филателистов в исторической недостоверности, «модифицировали» кинематографические «раритеты», заменив им номинал и цвет. К примеру, «Жёлтый трёхскиллинговик» красуется на конверте с номиналом 4 скиллинга.