Советский Союз оставил множество любопытных артефактов, среди которых не последнее место занимают почтовые марки. На фоне «бюджетных» образцов выделяются дорогие, что ценятся коллекционерами, и могли бы стать желанным приобретением на филателистическом аукционе. Ниже пойдет речь о редчайших почтовых марках советской эпохи.
Первые пятилетие планы в СССР еще не успели стать обыденностью, и потому сопровождались мощными пропагандистскими кампаниями. На этих негашеных экземплярах за 1930 год запечатлены промышленные пейзажи, дирижабль, а также призыв выполнить «пятилетку» в четыре года. Отметим, что марки различаются не только расцветкой, но и номиналом. В СССР оплата почтовых отправлений взималась в меру их веса и расстояния до адресата, хотя в годы Гражданской войны такая услуга в советской России предоставлялась бесплатно. Разумеется, речь идет о территориях, не охваченных сражениями.
Авиапочта Пятилетка в четыре года
В 1931 году состоялась передача почтового груза с дирижабля «Граф Цеппелин» на советский ледокол «Малыгин», в связи с чем выпустили серию авиапочтовых марок. Возможно, для нашего времени это кажется рядовым событием, но тогда оно стало сенсацией. Немецкий дирижабль преодолел путь над Северной Европой и водами Ледовитого океана для встречи с полярным судном с внушительной для той эпохи скоростью в 130 км/ч.
Ледокол постигла печальная судьба: он затонул во время шторма в октябре 1940 года вместе со всем экипажем. Именно поэтому до сих пор неизвестны точные причины и подробности этой трагедии.
Авиапочта Арктический рейс ледокола Малыгин для встречи с дирижаблем Граф Цеппелин
В период между мировыми войнами дирижаблестроение многим казалось подающим большие надежды в плане перевозки пассажиров и грузов. Особенно актуальным это было для Советского Союза, ведь воздушное судно не нуждалось в хороших дорогах, имея способность за пару дней добраться до самых дальних уголков страны. Эта особенность дирижаблей подчеркивается на марке, где от Москвы отходят стрелки в Среднюю Азию, на Дальний Восток и в районы вечной мерзлоты на Севере.
Увы, эра летающих колоссов окончилась куда раньше, чем многие могли бы подумать. Гибель «Гинденбурга» у причальной мачты в Нью-Джерси изрядно напугала потенциальных пассажиров, а бурное развитие авиации во Второй Мировой войне не оставило дирижаблям шансов на возвращение в строй.
Дирижаблестроение. "Аспидка " (чистая)
В 1934 году исполнилось 10 лет гражданской авиации, а также авиапочте СССР. На тематических авиапочтовых марках удостоился места самолет АНТ-9. Скорость полета в 200 км/ч с грузом до полутора тонн внушала уважение в начале 30-х годов, но массово этот самолет не выпускался. В годы Второй Мировой войны АНТ-9 использовались как военный транспорт. Для бомбардировок они применялись очень редко, рискуя при этом стать легкой мишенью для вражеских истребителей.
Обратим внимание на разнообразие задних планов на марках: почтовый самолет изображался на фоне металлургического завода, нефтяных вышек, колхозного поля или же ледокола, пробивающего себе путь в ледяном поле, и т.д.
Авиапочта. 10-летие Гражданской авиации и авиапочты (чистая, с водяными знаками)
Далеко не все почтовые марки посвящались техническим новшествам. К вековой годовщине со дня рождения Д.И. Менделеева (1834-1907) выпущена серия с его портретами и знаменитой периодической таблицей элементов. Она легла в основу всей современной химии, потому в Советском Союзе закрыли глаза на «нежелательное» происхождение ученого. Дед Дмитрия Ивановича был священником, отец дослужился до чина надворного советника (VII класс), а сам великий химик окончил гражданскую службу тайным советником (IV класс).
1934 год. 100 лет Менделееву (гашеные)
Годом позже исполнилось 40 лет со дня смерти Фридриха Энгельса (1820-1895), весьма почитаемой в СССР фигуры. Он известен как соавтор Маркса и один из отцов коммунистической идеологии. На марках видим копии фотографии, на которой запечатлена внешность Энгельса в 1879 году.
1935 год. 40-летие со дня смерти Фридриха Энгельса (чистые)
Крупная серия почтовых марок была приурочена к Всемирной спартакиаде 1935 года, советскому аналогу международных Олимпийских игр. Они имели целью показать пролетарский характер советского спорта в противовес «буржуазному». Надо сказать, инициатива не прижилась, и концу 30-х годов этот вид соревнований канул в Лету.
1935 год. Всемирная спартакиада (чистые)
Осенью 1935-го в Ленинграде провели Третий Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. К мероприятию была выпущена серия тематических марок. На каждой из них видим барельеф эпохи Сасанидов (III-VII века), а также название научного события на французском языке. Хотя СССР неизменно противопоставлял себя миру, он не мог находиться в полной изоляции. Поэтому использовался любой удобный повод для развития дипломатических отношений, пусть и не с передовыми странами.
1935 год III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии в Ленинграде
Отдельная серия почтовых марок напоминает о выборах в Верховные Советы союзных республик, что прошли в разгар «большого террора» в 1938 году. Каждой национальной республике посвящена своя марка с местным гербом и надписями на родном языке. Это событие несло скорее видимость свободы выбора, ведь оно ни в коем случае не должно было поколебать монополию ВКП (б) на власть в СССР.
1938 год Выборы в Верховные Советы союзных республик
Во время войны с гитлеровской Германией почтовые марки особенно ярко использовались как средство агитации. Показанный образец посвящен Народному ополчению, которое до сих пор вызывает жаркие споры среди историков. С одной стороны нерегулярные части стали той «соломинкой» в балансе сил, что не позволила Вермахту войти в Москву поздней осенью 1941-го. В то же время добровольческие соединения в основном комплектовались людьми, имевшими самое общее представление о правильном ведении боя. Поэтому потери среди ополченцев казались чудовищными даже на фоне крупных неудач первых месяцев войны.
1941 год. Народное ополчение
Среди послевоенных марок достаточно редкими считаются экземпляры из «пионерской» серии 1948 года, показывающей нам сцены из жизни этой детской организации.
1948 год. Всесоюзная пионерская организация