Российская филателия знает немало фальшивых марок, но одними из самых интересных и исторических (в буквальном смысле слова) являются фальшивки, сделанные итальянцем Марко Фонтано в 1922 году. Курьезность в том, что итальянский фальсификатор, ничегошеньки достоверно не знавший о жизни советской республики, выпустил на рынок советские марки, попытавшись отразить в них реалии молодой страны Советов. И, как ни странно, это ему удалось. Фальшивые марки за его авторством вышли очень даже неплохими для того времени.
И хотя секрет псевдосоветских марок раскрыли буквально по горячим следам, сегодня специалисты смотрят на них с большим интересом, ведь Марко Фонтано запечатлел в своих фальшивках часть истории едва народившейся Советской республики. Чего стоят портреты Троцкого и Зиновьева…
Настоящая история
Собственно, из-за портретов политических деятелей фальшивки Фонтано для советских филателистов на целые десятилетия оказались тайной за семью печатями. Нет, нашим филателистам имя Марко Фонтано все-таки знакомо, так как итальянский фальсификатор выпустил две серии своих фальшивых советских марок. Серия «Одесский помгол» политической крамолы не представляла. И если бы не портреты «врагов народа» в другой серии, которые на момент создания марок еще таковыми не являлись, то и она преспокойно осела бы в филателистических альбомах советских филателистов.
Зато, благодаря Марко Фонтана, портреты Троцкого и Зиновьева вообще оказались на марках. Просто фантастика, учитывая, что с этими людьми стало потом, и какая мрачная завеса молчания окружала в СССР их имена. Да и Владимиру Ленину, тоже «засветившемуся» в фальшивой серии предприимчивого итальянца, оставалось жить всего два года. Марко Фонтано удалось ухватить и навеки запечатлеть важный кусочек истории нашей страны. Пусть его марки – всего лишь фальшивка, но история-то – настоящая!
Все неслучайно
Марко Фонтано представлял пример «классического» фальсификатора. Он беззастенчиво пользовался алчностью филателистов, пытавшихся заполучить любой ценой редкие марки. Нет марок на рынке? Да что вы говорите?! Вот вам и такую, и такую марочку!
Незаконную, но весьма прибыльную и увлекательную деятельность Фонтано начал еще до Первой мировой войны. Фальшивые марки его «ручной работы» пользовались неизменным спросом у наивных филателистов, особенно у начинающих.
Историки от филателии задавались вопросом, почему итальянец решил выпустить фальшивые марки именно советского государства, где он сам никогда не был. Интересно также, почему он выбрал именно 1922 год для «итальянской эмиссии советских марок».
Ответы кроются в самих вопросах. Именно потому, что страна Советов на годы оказалась изолированной от остального мира, в зарубежной филателистической среде возник жуткий «голод» на советские марки. Ведь они выпускались! Но на Запад практически не попадали. Кроме того, как выглядели марки советской России, на Западе никто не знал, так что подделки могли спокойно выдаваться за настоящие.
И 1922 год Фонтано тоже выбрал не случайно, а с очень точным расчетом, сулящим большую выгоду. После окончания Гражданской войны молодая Советская республика стала налаживать контакты с мировым сообществом. Этой цели должна была особенно послужить Генуэзская конференция в апреле-мае 1922 года.
Надо ли говорить, что внимание всего мира было приковано к этой конференции вообще и к таинственной Советской республике в частности? Для фальсификатора Фонтано наступал лучший период для сбыта фальшивок – при таком повышенном интересе его псевдосоветские марки разлетелись на «ура!» по всему свету. Причем вполне официально – через солидную контору «Товарищества итальянской филателии» в Венеции.
Мистика и трагизм
Накануне конференции в Генуе западная пресса широко освещала голод, разразившийся в волжских губерниях в 1921-1922 годах и погубивший почти 5 миллионов человек. Запад охал и ужасался. На этой трагедии многие аферисты неплохо нагрели руки. Липовые фонды помощи голодающим в Поволжье открывались один за другим, и получали огромные барыши.
Марко Фонтано также воспользовался ситуацией, чтобы выкинуть на рынок серию из 7 позиций, вошедших в историю как «Одесский помгол». Напечатанные на белой бумаге, без водяных знаков и даже указания страны, которая их выпустила, они имели лишь два слова по-русски – «почта» и «руб».
«Помгол» – помощь голодающим. Согласно «легенде», эти псевдомарки марки были напечатаны для сбора помощи многочисленным голодающим в одесском округе. Если не рассматривать их происхождение, то «Одесский помогол» – марки красивые, оригинальные и не совсем типичные. Для советской России – особенно. Это их и выдало.
Зубчатые разноцветные марки «помгола» с нарисованными номиналами в 250, 500, 750, 1000, 2500, 5000 и 10000 рублей выполнены в стиле модерн и сильно отличались от мужественного советского реализма.
Мистическая атмосфера, трагичные изгибающиеся фигуры, развевающиеся полотнища и почти театральные одеяния никак не соответствовали ни жизни, ни духу рабоче-крестьянской республики Советов, ни четкой советской графике.
Поэтому разоблачение последовало быстро. В №2 журнала «Советский филателист» за 1922 год вышла разгромная статья «Спекуляция на голоде РСФСР», где филателистов всего мира предостерегали от приобретения подобных подделок. Но кого это когда-то останавливало!
Номинал в ажуре
Что касается второй, «забытой» серии советских фальшивок от Марко Фонтано, то у неё нет официального названия, хотя ей можно дать имя «Революционная». Ленин, Троцкий, Зиновьев, крестьянин, рабочий, красноармеец, а также серп и молот – эти образы довольно точно отражали советскую революционную тематику. Вполне может статься, что у Фонтано имелся некий информатор-консультант, просветивший итальянца насчет внутренней жизни в далекой стране Советов после революции и о последних события в ней. Хотя, возможно, информатор не знал, что Ленин запретил печатать советской почте марки со своим изображением.
Вторая серия псевдосоветских фальшивок также состоит из 7 позиций различного достоинства. Марка с кузнецом-рабочим – 10000 рублей, марка с крестьянином, занятым уборкой урожая – 22500 рублей, с красноармейцем, держащим знамя – 50000 рублей. В 100000 рублей оценивалась марка с народными символами революции – серпом и молотом. А лица деятелей революции оценивались еще дороже: В.И. Ленин – 150000 рублей, Г.Е. Зиновьев – 300000 тысяч рублей и, наконец, Л.Д. Троцкий – 450000 рублей.
Конечно политически неверным было придать изображению Ленина не самый высокий номинал, зато здесь числа практически совпадали с реальными номиналами советских марок. Как раз в апреле 1922 года Совнарком ввел новые почтовые тарифы (12 апреля – на внутреннюю корреспонденцию, а 30 апреля – на международную), обозначавшиеся пяти- и шестизначными числами.
Так что фальшивки Марко Фонтана, с вписанными в овал буквами РСФСР и текстом «почтовая марка», выглядели на этом фоне вполне правдоподобно. Филателисты-исследователи смогли довольно точно определить время их выпуска: апрель-май 1922 года.
Чужой дух
Но если с номиналы на подделках подозрения не вызывали, то сами изображения вновь «подкачали». Опять модерн и несвойственная советскому духу стилизация. Уже в сентябре 1922 года в журнале «Советский филателист» вышла статья «Спекуляция на революции РСФСР», громившая фальшивые марки мошенника-итальянца и его «модернистское искусство» Фонтано. Фигуры рабоче-крестьянских представителей сочли «вытянутыми в волосок и страдающими параличом всего тела».
Тем не менее, фальшивые марки второй серии Фонтано среди зарубежных филателистов разлетелись мгновенно: многие хотели иметь марку с портретом Ленина. Для некоторых западных коллекционеров это было единственное доступное изображение вождя русской революции. Хотя, положа руку на сердце, вытянутый портрет Ильича на подделке жутко искажен и едва узнаваем.
И если эти «изделия», даже будучи известными как фальшивки, продолжали на Западе кочевать из коллекции в коллекцию, то в Советском Союзе они в скором времени превратились в «белое пятно» на несколько десятилетий. Одним из последних косвенных упоминаний о том, что подобные псевдосоветские марки имели место быть, оказалась статья автора И. Уразова в журнале «Огонек» (№15) за 1937 год. В этой статье марки Фонтано уже назывались «декадентскими» (считай – контрреволюционными) и описывались в совершенно негативном ключе. Вновь краткие сведения о «творчестве» Марко Фонтано появились лишь в одной из глав книги «Страна Филателия» (автор Борис Кисин), вышедшей в конце 60-х.
В наши дни поддельные марки Марко Фонтано не вызывают такого неприятия и враждебности. Наоборот – они стали интересны как с точки зрения своих художественных достоинств, так и с исторической точки зрения вообще.
Арина ВЕТРОВА