В этой статье мы поговорим о российских почтовых марках с изображениями экспонатов Эрмитажа, выпущенных в советский и постсоветский период.
Эрмитаж возник в царствование Екатерины Второй как частное собрание картин. Первые три сотни ценных полотен переданы императрице из Берлина Иоганном Эрнестом Горцовским в счет уплаты долга по снабжению продовольствием русской армии. Картины художников голландско-фламандской школы первой половины семнадцатого века разместили в уединенной части дворца, где Екатерина любила отобедать, отдохнуть, поиграть в карты в узком кругу приближенных (не более полутора десятков). Позже апартаменты стали называть Эрмитажем, в настоящее время это здание Малого Эрмитажа.
Почтовый блок 2014 года, посвящённый Эрмитажу
Коллекция императрицы разрасталась и постепенно перестала помещаться в прежнем здании. В 1771-1887 годах был построен Большой Эрмитаж, превращенный при Николае Первом в публичный музей.
После революции 1917 года музей обогатился частными национализированными коллекциями, собранием Академии художеств. Но были и тяжелые потери: Эрмитаж лишился полотен Рафаэля, Боттичелли, Хальса, Ван Эйка. Шедевры навсегда покинули Россию в результате распродажи 1929-1934 годов.
После Великой Отечественной войны коллекция Эрмитажа пополнилась трофейным искусством.
В постсоветский период Эрмитаж стал предпринимать усилия по приобретению произведений искусства 20 века.
Экспонаты Эрмитажа на марках СССР
Серия 1966 года
В 1966 году появляется серия из 5 марок «Государственный Эрмитаж»: «Золотой Олень», «Кувшин для вина», «Статуя Вольтера», «Малахитовая ваза», «Лютнист». Кроме основного изображения мы увидим сбоку и знаменитые фигуры атлантов.
Серия 1977 года, посвящённая Рубенсу
В 70-е годы искусство на марках обретает новый уровень. К серии добавляют художественно оформленные почтовые блоки. Некоторые марки получают красочные купоны, где кроме оформления содержится информационная часть.
Номерной почтовый блок к серии 1982 года
Следующим этапом становится стандартизация. Теперь все серии имеют единый формат и оформление. Так в почтовом блоке теперь собраны две одинаковые марки, между которыми располагается купон с информацией. «Изюминку» блоку придавал уникальный шестизначный номер. К номерным блокам филателисты испытывали особенный пиетет. Начиналась погоня за «первой сотней» и выискивание возможности заполучить красивый номер вроде «555555».
Представители серии "Немецкая живопись" с угловыми купонами и номерами на полях
Высшим шиком было собрать серию в квартблоках с угловыми купонами и номерами на полях листа. В этих случаях поля, обычно обрываемые или загибаемые внутрь, выставлялись напоказ. Разберём стандартную серию на примере выпуска 1983 года, посвящённого Рембрандту.
Серия 1983 года, посвящённая Рембрандту
Рембрандт Харменс ван Рейн – знаменитый голландский живописец 17 столетия. Художник подписывал свои картины лишь именем, тогда как большинство его коллег ставили на своих полотнах фамилию или инициалы. Знаки почтовой оплаты украшены картинами «Жертвоприношение Авраама», «Портрет старушки», «Портрет ученого», «Портрет Бартье Мартенс Доомер», «Старик-воин».
Номерной почтовый блок к серии, посвящённой Рембрандту
Успех Рембрандту принесла картина «Урок анатомии доктора Н. Тюльпа», после которой он получил официальное признание, доступ в высшее общество, поток заказов. Стремление художника к психологизму, виртуозная работа со светотенью, наблюдательность, способность творить в разных жанрах впечатляла современников. Он придумывал новые техники для придания полотнам реалистичности. Например, Рембрандт процарапывал невысохшую краску твердым концом кисти, чтобы волосы людей на картинах выглядели фактурными.
Экспонаты Эрмитажа на марках России
Серия "Русская эмаль"
В 1996 году выходит серия "Русская эмаль 17-20 веков в собрании Государственного Эрмитажа". В серию входят пять марок (1000 рублей «Потир. 1679 г.», 1000 рублей «Флакон-ароматник и флакон. Конец XVII в.», 1000 рублей «Чернильница подвесная. Рубеж XVII—XVIII вв.», 1500 рублей «Кофейник. 1750—1760-е гг.», 1500 рублей. «Флакон для духов. Конец XIX в. Часы-подвеска «Божья коровка». Рубеж XIX—XX вв.») и блок (5000 рублей «Оклад иконы «Богоматерь Казанская». 1894. Лампада. 1880—1890-е гг.»).
Марка из серии (малый лист с художественным оформлением полей)
С 17-го столетия эмаль стала применяться для декорирования предметов быта не только для боярской и дворянской знати, но и для купечества, ремесленников, зажиточных крестьян. Мастера украшали эмалью посуду, церковную утварь, коробочки, ларцы и другие вещи. Спрос на массовое производство таких изделий заставил задуматься об удешевлении материалов и процесса их создания. Мастера стали использовать не только золото и серебро, но и медь. Эмаль по литью с последующей полировкой после обжига упрощала процесс изготовления, снижало его стоимость.
Наивысшие достижения искусства русской эмали рубежа 19-20 веков связаны с фирмой Фаберже и работами ее талантливых мастеров.
Серия «150 лет Новому Эрмитажу»
В 2002 году печатают юбилейную серию «150 лет Новому Эрмитажу». За эти годы музейный комплекс пережил много разных исторических событий. Особенно тяжелые испытания выпали на долю его хранителей в годы Великой Отечественной войны. Основную часть собрания эвакуировали на Урал, подвалы зданий служили бомбоубежищами. Музей в годы войны не работал, но сотрудники продолжали заниматься научной работой, устраивали лекции по искусствоведению. Ни один экспонат Эрмитажа не был утерян во время войны. В серию входят четыре марки (2,50 рубля «Хендрик Гольциус. «Куртизанка» (1606 г.)», 2,50 рубля «Питер Пауль Рубенс. «Се человек» (1612 г.)», 5 рублей «Камея Гонзага (Александрия, III в. до н.э.)», 5 рублей «Мастер Филиппо Негроли. Шлем-бургиньот (Италия, 1530-е гг.)») и почтовый блок.