Кажется, что число филателистов неуклонно снижается, а вместе с тем на рынке увеличивается число почтовых марок всевозможных стран и эпох, что приводит к падению цен на советские марки. Да, многомиллионные тиражи последних лет существования Советского Союза (а филателия была одним из самых массовых увлечений в СССР) немало этому поспособствовали. Тем не менее, есть категория почтовых марок, цена на которые неуклонно движется вверх год от года. Это советские серии довоенной поры в хорошей сохранности, где даже стандартный выпуск марок РСФСР может иметь приличную стоимость. Причины роста цен кроются в скромных тиражах, большинство марок из которых сгинуло в почтовом обороте, а также отсутствии специализированных альбомов – кляссеров, позволявших фиксировать марки без ущерба для них. В те давние годы большинство коллекционеров просто вклеивало марки в обычные тетради. Поэтому негашёные марки без дефектов с оригинальным клеем сейчас раздобыть очень сложно. Тем более, выпуски, которые и во времена СССР коллекционерами ценились крайне высоко.

Советский спорт на редких марках

Серия «Всемирная спартакиада», 1935 г.Серия «Всемирная спартакиада», 1935 г.

В 1964 году Владимир Саксонов и Вячеслав Колков опубликовали повесть «В портовом городе» (читателям журнала «Вокруг Света» она известна под названием «Меркурий в петлице»). Её главный герой работал в таможенной службе, а сюжет неоднократно вертелся вокруг почтовых марок. «Теперь бы ещё “Спартакиаду” достать, - сказал Гешка. - Законная серия…» Герои повести здесь обсуждают выпуск 1935 года «Всемирная спартакиада», выполненного художником Завьяловым с помощью фототипии. Уникальные спортивные состязания задумывались в противовес официальным олимпиадам и должны были собрать спортсменов-пролетариев разных стран мира. Организатором выступал Красный спортивный интернационал, основанный в начале 20-х годов под эгидой Коминтерна. Но к середине 30-х Красный спортинтерн находился на закате своей деятельности, и Всемирная спартакиада 1935 года так и не состоялась. Однако вышедшая в её честь спортивная серия стала мечтой не только мальчишек, но даже взрослых филателистов. Первые позиции (например, марку номиналом 4 копейки «Футбол») выпустили тиражом по 200 000 экземпляров. Они легко добывались или обменивались. Зато марки номиналом 15 копеек «Теннис» и 35 копеек «Барьерный бег» отпечатаны в количестве 60 000 штук каждая. Именно они стали ключевыми позициями серии и стоят сейчас в идеальной сохранности примерно по десять тысяч рублей. Полный комплект «Всемирной спартакиады» даже из гашеных экземпляров - это жемчужина любой спортивной коллекции.

Серия «Спорт», 1938 г.Серия «Спорт», 1938 г.

Филателисты, не сумевшие раздобыть дорогую почтовую марку - «теннисиста» из «Всемирной спартакиады», восполняли пробел с помощью другой серии, в составе которой тоже был спортсмен с ракеткой. Восемь марок отражали различные сцены спортивных соревнований СССР от лёгкой атлетики и лыжных гонок до фантастической композиции, на которой в парадном строе ехали мотоциклы, водители которых удерживали на спине гимнасток с огромными знамёнами. В этой серии ключевой маркой являются 50 копеек «Футбол», хотя у неё и не самый маленький тираж. Целиком серия «Спорт» имелась далеко не у всех, и обладатели полного комплекта очень им гордились. Серия с использованием метода фототипии создана художниками Дубасовым и Столярским. Отсутствие её привязки к какому-то конкретному событию демонстрировало небывалую по мировым меркам массовость советского спорта.

Народы СССР на почтовых марках

Серия «Народы СССР», 1933 г.Серия «Народы СССР», 1933 г.

«Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима». Советский Союз образован четырьмя республиками, населёнными русскими, украинцами, белорусами и народами Закавказья (грузинами, армянами и азербайджанцами). Впоследствии к ним присоединились узбеки, туркмены и таджики. Кроме того, РСФСР населяли многочисленные малые и большие народы, поэтому казахов и киргизов выделили в отдельные республики. Советская власть безустанно повторяла, что СССР – это добровольное объединение народов. Поэтому неудивительно, что народам самой большой страны мира посвятили отдельный почтовый выпуск. Из раннего СССР это, пожалуй, самая длинная тематическая серия – 21 позиция (не считая разновидностей). И довольно редкая, так как тираж большинства позиций составил по 200 000 штук, а два старших номинала отпечатаны в количестве 150 000 экземпляров. Над серией работали художники Голядкин, Дубасов, Завьялов и Новский. Кроме основного населения республик в серии представлены и малые народности, например, лезгины (марка номиналом 2 копейки), крымские татары (марка номиналом 3 копейки), тунгусы, абхазы, коряки и др. Ценность серии в её комплектности, которую во времена СССР мало кто мог себе позволить, и полным выпуском обладали немногие филателисты. Девятикопеечная марка «Грузины» считается редкой в сравнении с остальными позициями (опять же, без учёта разновидностей).

Дирижаблестроение

Вспомним ещё одно художественное произведение – «Повесть о дружбе и недружбе», написанную Аркадием и Борисом Стругацкими. Одна из её глав напрямую посвящена таинственному помещению, где были представлены уникальные коллекции, составленные из особо ценных экземпляров. «Не помня себя, он приблизился к столу и раскрыл наугад один из больших кляссеров. Кровь ударила в лицо, закружилась голова, его бросило в жар: кляссер был набит «цеппелинами». И не подумайте, здесь были далеко не одни только марки, посвященные межконтинентальным перелетам дирижабля «Граф Цеппелин», ничего подобного! Здесь были собраны все марки всех стран с изображениями дирижаблей. Здесь был «цеппелины» Италии и «цеппелины» Лихтенштейна, «цеппелины» Парагвая и редчайшие «цеппелины» США, знаменитые немецкие «Поляр Фарт» и «Зюдамерика Фарт», здесь были великолепные советские серии, посвященные дирижаблестроению…»

Серия «Дирижаблестроение», 1931 г.Серия «Дирижаблестроение», 1931 г.

Дирижабль – частый гость на довоенных почтовых миниатюрах СССР. Выше приведена серия марок 1931 года «Дирижаблестроение» в беззубцовом варианте. Кажется, что дирижабли захватили власть в стране Советов. На десятикопеечной марке корпус дирижабля распростёрся от пустынь Средней Азии до снегов Крайнего Севера. Номинал 15 копеек показывает, как дирижабль пролетает над гордостью советской энергетики – ДнепроГЭСом. На марке 20 копеек он величаво следует над Красной площадью, а 50 копеек показывают покорение дирижаблем всего земного шара. Рублёвый номинал представляет нам работу советских конструкторов-дирижаблестроителей. Всплеск интереса к дирижаблям у советских граждан вызвало прибытие знаменитого немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в СССР. Казалось, у этого вида воздушного транспорта блестящие перспективы. Однако в туманном будущем скрывались аварии и катастрофы, а затем и полное забвение. Тем не менее, серия «Дирижаблестроение» всегда занимала почётное место в коллекциях, посвящённых освоению воздушной стихии. Следует знать, что в данном случае зубцовые и беззубзовые марки имеют разные каталожные номера, поэтому полная экспозиция должна обязательно включать каждую марку в 2 экземплярах (с перфорацией и без неё).

50 копеек «Аспидка»50 копеек «Аспидка»

У марки 50 копеек, эскиз которой разработал художник Василий Завьялов, сложилась интересная судьба. Обычный её вариант имеет тёмно-коричневый цвет. Журнал о филателии, ответственным редактором которого был известный коллекционер Фёдор Григорьевич Чучин, писал об этой марке, что она «фиксирует роль дирижабля в исследовании малоизвестных областей земного шара. Воздушный корабль пролетает над Северным полюсом, который за последние годы приковал к себе внимание всего мира, особенно после катастрофы дирижабля “Италия” и незабываемых подвигов “Красина”». А небольшую часть тиража отпечатали чёрно-серым цветом с тёмно-синим оттенком. Название цвета (аспидный) подарило марке собственное имя – «аспидка». Малое количество экземпляров (всего 3 000 штук) делает «аспидку» одной из редчайших и самых дорогих марок СССР. Может, на международном рынке её рейтинг не столь высок, как у ценных экземпляров розовых и голубых маврикиев, первого выпуска Великобритании номиналом 1 пенни или экземпляров уникальной марки тифлисской почты, но для советских коллекционеров её слава непререкаема. Мы приводим «аспидку» вместе с демонстрацией водяных знаков, которые тогда использовались для защиты от подделок. Ведь марки – те же деньги, только узкоспециализированного назначения. Каталогом почтовых марок для «аспидки» определена отдельная позиция. Известно, что один из листов избежал перфорации. По приблизительным подсчётам из 24 его марок сохранилось всего три уникальных экземпляра беззубцовой «аспидки».

Серия «Дирижабли», 1934 г.

Дирижабли можно найти в составе серий «Пятилетка в четыре года» (1930 г.), «Арктический рейс ледокола “Малыгин”» (марки 4 номиналов от 30 копеек до 2 рублей) и «Авиационный спорт» (1938 г.). Кроме того, в честь советского дирижаблестроения выпущена серия авиапочтовых марок 1934 года, в составе которой мы увидим дирижабли «Ворошилов», «Правда» и «Ленин». Последний из-за малого тиража тоже было непросто найти даже среди гашеных марок. Интересной особенностью серии является то, что на всех марках номинал кратен пяти.

На пороге космоса

Советские зрители отлично помнят, как в кинокомедии «Цирк» американскому цирковому аттракциону «Полёт на Луну» противопоставляется советская цирковая феерия «Полёт в стратосферу». Символичное название отсылало к подвигам стратонавтов. Стратостат неразрывно связан с космосом, так как первый аппарат подобного плана учёный Огюст Пикар (Швейцария) создавал для изучения космических лучей.

Серия «Полет стратостата СССР - 1», 1933 г.

В Советском Союзе покорение стратосферы приобрело характер соревнования. Практически одновременно готовились стартовать две команды. Первым удалось совершить полёт экипажу стратостата «СССР-1» в составе конструктора К.Д. Годунова, а также пилотов Э.К. Бирнбаума и Г.А. Прокофьев. 30 сентября 1933 года аппарат поднялся на высоту 19 000 метров, установив мировой рекорд. Грандиозное событие отметили серией из трёх марок с однотипным оформлением, различающимся лишь цветом и номиналом. Несмотря на младший номинал, ключевой маркой из этой троицы является синяя (5 копеек) из-за вдвое меньшего в сравнении с остальными количества (50 000 штук). Эти три марки считаются ценной частью любой коллекции на тему «Авиация» или «Космос», особенно составленной из негашеных экземпляров.

Серия «Памяти стратонавтов», 1934 г.

В конце января 1934 года в небо поднимается ««Осоавиахим-1», в кабине которого находились П.Ф. Федосеенко, И.Д. Усыскин и А.Б. Васенко. Экипажу хотелось превзойти успех другой команды по всем параметрам. Во-первых, стратостат впервые стартовал зимой. Во-вторых, планировалось пересечь отметку в 20 километров. К сожалению, превышение предела безопасной высоты полёта привело к катастрофе, хотя удалось зафиксировать, что аппарат побывал на высоте 22 000 метров. Подвиг увековечен серией «Памяти стратонавтов», на каждой почтовой миниатюре которой показан портрет одного из членов геройского экипажа.

Серия «Памяти стратонавтов», 1944 г.

В том же оформлении, но с изменёнными цветами, серию выпустили к десятилетию полёта. Стоимость стандартных почтовых услуг в тот момент повысилась, поэтому все три марки представлены номиналом 1 рубль. Этот выпуск раздобыть для коллекции намного проще, чем марки 1934 года. Но и среди них есть достаточно дорогая разновидность – серо-синяя марка с портретом Федосеенко, имеющая не ромбовидный, а квадратный растр (точечную структуру полутонового изображения).

Стратонавты на марках СССР

Героям-стратонавтам довелось оказаться на марках СССР и послевоенной поры. В 1964 году выпущен зубцовый и беззубцовый вариант марки, на котором запечатлён памятник в Саранске (аппарат упал в Инсарском районе Мордовской области). Данная марка завоевала приз на международном конкурсе в Буэнос-Айресе, и этот успех запечатлели в составе очередной серии почтовых миниатюр. К полувековому юбилею полёта стратостата «СССР-1» выпустили марку достоинством 20 копеек. С тиражом в четыре с половиной миллиона редкостью она не является. Однако часть тиража напечатана малым листом с художественным оформлением полей, где представлено развитие отечественного воздухоплавания от первых самолётов до космических кораблей. Лист данного формата напечатан в небольшом количестве, поэтому именно в его составе марка «Стратостат СССР-1» является редкой и ценной.

Малый лист почтовых марок «Стратостат "СССР-1"», 1983 г.