В ряду круглых значков, которые в среде фалеристов за форму, размер и внешний вид получили прозвище «пуговицы», существует группа, объединённая названием «Древняя Русь». Рассматривающий её новичок может подумать, что изображённые на ней гербы имеют столь же длинную историю, как и города, которым они принадлежат. Но это не так. Прежде, чем перейти к серии, кратко разберём этапы зарождения в нашем отечестве такого геральдического понятия, как «городской герб».
История возникновения городских гербов в России
Первоначальное предназначение герба – быстрая визуальная система опознавания «свой-чужой». На рыцарских щитах рисовали принадлежность воина к тому или иному роду. Сам герб изображал достоинства или отличительные особенности данного рода. Постепенно это изображение стало ассоциироваться не с самим родом, а с территорией, которой этот род владел. В частности, с городами. Расцвет традиции городских гербов на территориях Западной Европы пришёлся на XV век. В данный период в русском царстве гербов городов в современном значении просто не существовало. Прародителем городских гербов выступали эмблемы, образованные от личных знаков местных князей. К примеру, на гербах Владимира и Львова мы увидим льва, который перешёл туда с личных знаков владимиро-суздальских и галицких князей. Таким образом в Древней Руси первоосновой для будущей геральдики также стали родовые эмблемы, постепенно перешедшие на печати, а после и на монеты.
Нечто, уже схожее с гербами, мы увидим на страницах Титулярника 1672 года, где вокруг записи полного государева титула расположились небольшие округлые картинки, символизировавшие тридцать три царства, княжества и земли, образовывающие царские владения и поэтому указанные в титуле. Впрочем, это ещё не гербы, как таковые, а всего лишь эмблемы.
Рисунок русской государственной печати из дневника Корба И.Г. Конец XVII века
В этих изображениях нельзя проследить автономию территорий, изображения не соответствуют установленным к тому времени правилам геральдики (нарушена цветовая гамма, искажена ориентация фигур). Но можно сказать, что понятие «городской герб» уже на пороге. В эмблемах угадываются мотивы, отражённые даже на современных гербах городов с длинной историей. Например, история о том, как князь Ярослав убил секирой медведя (зафиксирована в «Сказании о построении града Ярославля»), уже отражена на городской эмблеме. Специалисты считают, что термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года, как раз связанном с Ярославлем. Поэтому зарождение традиции создания гербов русских городов мы можем отнести лишь ко второй половине XVII века.
Прорыв в отечественной геральдике осуществил граф Франц Матвеевич Санти (Francisco de Santi), приглашённый Петром I в 1724 году и сразу назначенный товарищем герольдмейстера и церемониймейстером с предписанием: «для отправления геральдического художества». Санти развил бурную деятельность и сразу разослал гонцов по всей России, чтобы города сообщили ему, на основании чего выстраивать символику того или иного населённого пункта. Обратная связь получилась во многом противоречивой. Так Смоленск, прислав изображение городской печати (Пушка с птицей гамаюн, вокруг надпись "Печать царского величества княжества Смоленского"), известил, что у прочих городов его губернии не имеется никаких печатей или гербов.
Герб города Серпухов, составленный Франциско Санти
Отсутствие местной символики не пугает Санти. Он подробно изучает историю населённых пунктов и создаёт для них гербы, порой заменяя смысл уже существующих эмблем на современную символику, как это получилось с гербом Санкт-Петербурга. Часто в гербе обыгрывалось название города. Так получили герб Великие Луки (в красном поле три больших золотых лука) и Зубцов (в красном поле золотая стена с зубцами). Санти передали для работы «книгу регулов геральдических». Из неё он также черпал идеи, нашедшие отражение в гербах Арзамаса (в золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зеленое) или Торжка (в голубом поле три серебряные и три золотые голубя, имеющие красные ошейники). К сожалению, работа прервалась из-за того, что Санти попал под опалу и даже был выслан на некоторый период в Сибирь.
Продолжением работ Санти можно считать гербовник, созданный графом Минихом с помощью художника Андрея Баранова. Основой послужили полковые знамёна. Каждый город, выставлявший полк, вручал солдатам знамя с вышитой эмблемой (у одного города могло быть несколько эмблем). В состав геральдического труда внесли художественные эскизы знамён 85 полков для конкретных городов. Параллельно разработан реестр гербов, где приведено подробное описание для каждой позиции. Составители не забыли указать «древность» каждого герба, так как возле каждого рисунка находятся пометки: «по старому», «против старого», «против нового», «против последнего Сантиева». По ним можно увидеть, что прежние образы (в том числе разработанные Санти) могли быть использованы или отвергнуты. В данном гербовнике насчитывается более трёх десятков эмблем, приданных городам, ранее их не имевшим. Стоит отметить среди них такие населённые пункты, как Брянск, Великий Устюг, Дорогобуж, Самара и Елец.
Далее геральдическая эстафета перешла к Иоганну Симону Бекенштейну, призванного в Россию, как специалиста по праву, однако нашедшего способности и в других областях. Ему также поручили работу над городскими гербами. Хотя Бекенштейн долго отказывался, мотивируя, что это обязанность Геральдической конторы, но всё же проработал варианты знамени полков, относящихся к городам Сумы, Харьков, Изюм, Ахтырка и Острогожск. Помимо рисунков знамён им были предложены и гербы, которые надлежало использовать в оформлении знамени каждого полка. Тем не менее, огромное количество достаточно известных населённых пунктов оставалось без собственного герба. Присвоение им геральдического знака осуществлялось хаотично и случайно. Примером можно привести Кострому, куда Екатерина II, путешествуя по Волге, заехала в мае 1767 года. На праздничном приёме, который пришёлся царице по нраву, она дарует городу герб, где изображён корабль, схожий по виду с судном, привёзшим императрицу (значок с гербом Костромы можно увидеть в аналогичной серии «Золотое кольцо»).
Составленный М.М. Щербатовым герб Харькова. Утвержден правительством в конце XVIII века
Пик художественной работы, начатой в Герольдмейстерской конторы, пришёлся на время, когда её возглавил Михаил Михайлович Щербатов. Известный русский историк подошёл к делу не только творчески, но и систематически, разработав подробные правила и инструкции, по которым надлежало составлять городские гербы. Здесь примером может послужить Харьков. Почему на нём именно такая символика? Потому что рог изобилия символизирует «изобилие окружных стран сего града», а кадуцей отражает «самую его торговлю по бывающей тут знатной ярмонке». Перекрещение этих символов, видимо, означает их единение в значении богатого торгового города.
Во времена Екатерины II происходит формирование окончательного варианта множества городских гербов. Порой герб при утверждении сохраняет старый вид. Так, к примеру, герб Арзамаса (в золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зеленое), разработанный ещё Санти, мы увидим в составе серии «Древняя Русь» практически в том же виде. Герб Брянска, утверждённый вместе с Арзамасом 16 августа 1781 года, имел два варианта для утверждения, из которых выбрали: «В красном поле золотая мортира, а по обеим сторонам положено по куче черных бомб». Интересно, что при переносе на значок ядра тоже, как и мортира, приобрели золотой цвет. А вот для Якутска на утверждении предложили даже три варианта. Первый, созданный на основе изображения печати по росписи 1635 года, показывал, как «на якуцкой бабр в роте несет соболя, высподе горы и трава, а около вырезано: „Печать государева земли Сибирские Якуцкого острогу"». На втором соболя на серебряном поле ловил уже не бабр, а орёл. На третьем звериные мотивы и вовсе отсутствовали (красное поле, серебряный престол, на нем золотое Евангелие). 26 октября 1790 года в качестве герба утверждён вариант с соболем и орлом (значок имеется в рассматриваемой нами серии). Учитывая даты утверждения, можно сказать, что название «Древняя Русь» напрямую относится лишь к городам, но не к изображённым на значках гербам, так как данная символика утверждена уже во времена Российской империи.
Серия «Древняя Русь»
Щитовидные значки с гербами выпускались в СССР массово. На их фоне более скромные по размеру круглые «пуговицы» выглядели достаточно экзотически, чтобы начинающему коллекционеру захотелось приобрести именно их. Изготовлением данной продукции занимался экспериментальный творческо-производственный комбинат «Русский сувенир» (г. Москва), действовавший от Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Кроме «Древней Руси» комбинат осуществил выпуск серий «Северное сияние» и «Древний герб». Наиболее известна в коллекционной среде серия «Золотое кольцо».
набор значков «Древняя Русь»
Как и «Золотое кольцо», массовая подборка серии «Древняя Русь» состоит из 21-й позиции. Данный вариант комплектации объясняется удобством размещения в три ряда по семь значков на картонной подложке, лицевая сторона которой имела художественное оформление (впрочем, довольно скромного плана). Однако (в отличие от «Золотого кольца» и «Древнего герба») данную подборку купить на подложке очень непросто. Многие коллекционеры вообще сомневаются в том, что серию когда-то продавали комплектом. В каталоге геральдических серий Ю. Коржика эта серия находится под номером «193». Состав серии мы помещаем ниже в виде списка, отсортированного по алфавиту.
- А: Арзамас;
- Б: Барнаул, Бийск, Брянск;
- И: Иркутск;
- К: Красноярск, Курган, Курск;
- Л: Липецк;
- Н: Нарва;
- О: Омск;
- П: Пенза;
- С: Саратов, Серпухов;
- Т: Тамбов, Томск, Тюмень;
- У: Уфа;
- Х: Харьков;
- Ч: Челябинск;
- Я: Якутск.
Эмблема производителя
На оборотной стороне можно увидеть квадратный логотип комбината «Русский сувенир». Иных производителей данной серии пока не выявлено.
Редкие значки «Древняя Русь»
Заглянув в каталог Ю. Коржика, в колонке количество вместо числа «21» мы увидим загадочное «??». Долгое время большинство коллекционеров не сомневалось, что в серии 21 значок. Но в один удивительный день на форум, где собираются фалеристы, принесли фотоснимок значка с гербом города Пошехонье. Доподлинно неизвестно как происхождение значка, так и количество городов, не попавших в основную подборку, выпущенную массовым тиражом. Так что «Древняя Русь» пока сохраняет потенциал для новых открытий. Надо помнить, что любой значок этой серии, не обозначенный в списке выше, является редким и ценным.
Разновидности значков «Древняя Русь»
Если комплект из 21-й позиции собран, а раритеты никак не желают попадаться, можно расширить коллекцию за счёт разновидностей. Выше показан значок «Курск» диагональная линия в гербе которого имеет разные оттенки синего. Впрочем, не все спешат принять эту пару за разновидности, поясняя, что цвет мог измениться из-за неблагоприятной среды хранения.
Но вот два значка «Серпухов» на снимке выше имеют явные различия. Ранее мы узнали, что герб Серпухову придумал Франциско Санти. Рисунок создан на основании удивительных для России того времени сведений, что в монастыре одном там родятся павлины. Отметим, что в советское время с 1967 года на городском гербе помимо павлина (который стал малиновым вместо золотого) размещался колос, шестерёнка и кольцо с атомом, что прямо указывало на Протвинский ускоритель частиц. Классический вариант герба, вернувшийся в 1992 году, предполагает полностью золотого павлина с зелеными блёстками на перьях распущенного хвоста. Создатели серии поступили ровно наоборот и дали павлину зелёный хвост с золотыми блёстками. Вот по оформлению павлиньего хвоста различия этой пары видны очень хорошо. Если перевернуть значки, мы увидим разницу и в цене (15 и 20 копеек).
Серия «Древняя Русь» ещё не открыла все свои секреты. Поэтому геральдисты никогда не пропускают её значки, если те окажутся поблизости. Им хочется найти новые позиции помимо Пошехонья, но пока на этой стезе успехов нет. Возможно, первооткрывателем ранее неизвестного значка окажется кто-то, только прочитавший нашу статью.