История отечественных метрополитенов еще не перевалила за столетний рубеж, но уже оставила множество весьма любопытных для коллекционеров артефактов, главными из которых являются жетоны. В этой статье мы осветим их развитие в Москве, а также в культурной столице.
Ниже мы видим фото первого (на данный момент очень редкого) московского жетона образца 1935 года. Чеканился он по распоряжению Моссовета, что подтверждает надпись на лицевой стороне. От этого образца отказались в очень короткие сроки, потому как выяснилось, что звездообразный вырез посередине усложнял работу механизма турникета.
- Металл: латунь
- Масса: 2.8 г
- Диаметр: 19 мм
Если предыдущий жетон исчез из обращения, едва успев появиться, то следующий использовался с перерывами без малого двадцать лет. Дизайн существенно упростили, например, круглое отверстие пришло на смену звездообразному, но сохранились пять лучей по краям, что напоминали об одном из советских символов. Любопытно, что отверстие часто играло на руку мелким мошенникам, которые просто привязывали жетон на шнурок, за который его и вытягивали после прохода через турникет.
- Металл: латунь
- Масса: 2.8 г
- Диаметр: 19 мм
В июне 1955 года стартовало производство вагонов типа «Д» - чуть более комфортных и облегченных в весе, если сравнивать с ранними моделями. Образу советской новинки нашлось место на реверсе московского жетона второй половины 50-х годов. Обратим внимание, что буква «М» особого вида, показанная на лицевой стороне, стала символом московского метрополитена.
Показанный жетон продержался в обращении всего шесть лет, потому как в 1961 году по всему Советскому Союзу была введена оплата проезда обычной пятикопеечной монетой. Жетоны для этих целей снова появились лишь тридцать лет спустя, уже в России.
Московский жетон образца 1955 года
- Металл: мельхиор
- Масса: 2.86 г
- Диаметр: 18.2 мм
Московский жетон образца 1992 года любопытен тем, что обе его стороны совершенно одинаковы, и мы не можем описать этот образец в привычном формате «аверс-реверс». Из-за экономических трудностей металлический вариант вскоре заменили пластиковыми аналогами, которые полностью повторяли его пропорции и легенду. Это привело к тому, что местные жулики, в стремлении сэкономить на проезде, просто ломали пластиковые жетончики пополам, а механизм на турникете ошибочно принимал половинки за целые экземпляры.
Московский жетон образца 1992 года
- Металл: сталь с латунным покрытием
- Масса: 5.37 г
- Диаметр: 25 мм
В 1999 году окончилась история московских жетонов – буквально в две недели им на смену пришли пластиковые карты. Однако в означенной тематике можно найти еще один очень любопытный для ценителей предмет: знак в честь 75-летия Московского метрополитена (2010 год), изготовленный из серебра 875-й пробы. Им награждали отдельных работников, внесших большой вклад в развитие этой транспортной системы.
Знак 75 лет Московскому метрополитену
- Металл: серебро
- Масса: 20 г
История Ленинградского метро берет свое начало в ноябре 1955 года, когда открылись первые станции. До уже упомянутой денежной реформы 1961-го платежным средством для проезда служил специально выпускавшийся жетон, который показан ниже. Собственно, им началась и закончилась история жетонов ленинградского метро, ведь в 1961-1991 годах проезд оплачивали монетами в 5 копеек (под самый закат СССР цену подняли до 15 копеек).
Ленинградский жетон второй половины 50-х
- Металл: мельхиор
- Масса: 3.72 г
- Диаметр: 23.3 мм
В марте 1992 года в уже Петербургском метрополитене появились проездные жетоны современного образца, внешний вид которых хорошо знаком многим из нас. Правда, и здесь имеются свои тонкости, ведь эти платежные средства условно делятся нумизматами на три типа в зависимости от свойств образцов (стиль шрифта, его размер, расположение на полях жетона). Любопытно, что в карманах обедневших петербуржцев порой имелись поддельные жетоны, отчеканенные из свинца. Сейчас на этих фальшивках едва ли возможно что-то разобрать, ведь за два с лишним десятилетия металл очень сильно окислился.
Петербургский жетон образца 1992 года
- Металл: латунь
- Масса: 4.3 г
- Диаметр: 23.3 мм
Петербургские жетоны не постигла печальная участь московских, и основной причиной тому явился высокий спрос туристов на эти предметы. Помимо стандартных жетонов местным монетным двором время от времени выпускаются юбилейные и памятные образцы. Конечно, при желании ими вполне возможно оплатить проезд, только они куда дороже обычных и скорее рассматриваются в качестве коллекционных. Все петербургские жетоны этого типа имеют следующие свойства: металл – латунь, масса- 4.3 грамма, диаметр – 23.3 миллиметра.
Первый памятный жетон, который, кстати, задал дизайн последующих, был посвящен открытию станции «Парнас» в декабре 2006 года.
Многие петербургские жетоны посвящены 50-летию той или иной станции, как, например, выпущенный в 2008 году в честь юбилея «Чернышевской».
В 2011-м, когда исполнилось семьдесят лет ОАО «Метрострой», его символика также попала на коллекционный жетон. Эта организация (с иным названием, конечно же), занималась проектными работами и собственно строительством ленинградского метрополитена. Процесс растянулся на целых четырнадцать лет по причине участия СССР во Второй Мировой войне и связанных с этим лишений.
Не были забыты ретро-модели вагонов для метрополитена: весь модельный ряд увековечен на коллекционной партии жетонов 2014 года. Ниже показаны образцы с типами «Г» и «Д». Первые ходили в Москве в первые послевоенные годы, а последние уже собственно в Ленинграде во второй половине 50-х.
В 2015 году выпустили памятный жетон в честь знаменитого «пятака», которым ленинградцы оплачивали проезд почти три долгих десятилетия.
В том же 2015-м исполнилось шестьдесят лет со дня открытия первых станций Ленинградского метро, что также удостоилось места на отдельном жетоне. Если присмотримся, то на рифленом участке реверса заметим даты «1955» и «2015» (видны поочередно в зависимости от положения монеты относительно глаз).
И вот совсем недавно выпущена в продажу серия, что посвящена различным типам петербургских станций метро. Их яркая черта – наличие на аверсе упрощенных схем конструкции. Ниже показаны образцы со станциями пилонного типа, а также с наземными, имеющими боковые платформы.