30 октября 1696 года Боярская Дума провела заседание в Преображенском, обсуждая записку Петра I с названием «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова». В ней царь высказался о создании флота: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными изо всяких чинов людьми...». Так появился первый закон о флоте, а дата принятия «Статей» стала и официальной датой его основания. «Колыбелью» русской флотилии избрали Воронеж, где Петр I продолжил воплощение мечты, зарожденной после находки в Измайлове английского ботика. Однако неверно считать, что до Петра попытки создания флота в России не предпринимались. Начало развитого мореходства у наших предков - восточных славян - относится к VI-VII векам, а первые попытки создания морского флота были предприняты в 860 году, когда Византия нарушила договор о дружбе с Русью. В ответ русские соорудили 360 ладей и вторглись в Византию. При Рюриковичах формирование военного флота мог начать Иван IV Грозный, когда выход Государства Российского на Балтийские берега в районе Нарвы стал диктовать необходимость защищать новые земли и с моря. Первый военный корабль русского флота «Орел» был спущен на воду в 1668 году при властвовании царя Алексея Михайловича. Но именно преобразования Петра Алексеевича поставили эту задачу на первое место.
Команда... Швартовы отдали и с якоря снялись,
Стоим по местам, как положено, крепко стоим.
И снова от стенок уходим в далёкие дали,
И снова не знаем, когда возвратимся к родным.
В 1987 году фирма грамзаписи «Мелодия» издает пластинку Александра Розенбаума «Нарисуйте мне дом» c песней-гимном морякам «По первому сроку», записанной бардом к 290-летию российского флота. Автор стажировался как корабельный врач, а его песни о флоте стали летописью мужества и героизма моряков. Главная роль отводится Петру I как основателю флота и Петербурга. Первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и солдат Преображенского полка, был спущен на воду 16 мая 1692 года в присутствии всего царского дворца. На этом корабле царь совершил небольшое путешествие по Белому морю, ставшее первым его морским плаванием. К лету 1692 года на Плещеевом озере было построено до 100 судов различных типов. Флагманом новой флотилии стал самый большой ее корабль - «Марс». За время правления Петра на российских верфях построили более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Изображение Петра I как основателя флота российского нанесено на десятки медалей, знаков и значков, монет и жетонов. В 1996 году состоялось торжественное празднование 300-летия российского флота. Кроме набора памятных монет к этому юбилею монетные дворы Москвы и Санкт-Петербурга отчеканили серию настольных медалей. Одна из них - медаль «300 лет российскому флоту. Петр I Великий».
Настольная медаль «300 лет российскому флоту. Петр I Великий», 1996 год
Диаметр изделия из мельхиора, произведенного Ленинградским монетным двором, составляет 50 мм. Вес - 90 грамм. Тираж - 2000 штук. Художник медали - А.А. Королюк. На лицевой стороне изображение Петра I анфас и надписи вдоль канта «300 ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ · 1696-1996» и «ПЕТР ВЕЛИКИЙ». В центре оборотной стороны - стилизованное изображение документа о создании флота в России. Поверх него надпись в две строки «МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ! / ПЕТР I». В круге сверху - ботик Петра I с парусом и двумя знаменами, а также дата «1693» и пояснение «ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА». До настоящего времени сохранился единственный бот потешной флотилии молодого царя на Плещеевом озере - «Фортуна». Сделанная голландцем Карстеном Брандтом при личном участии Петра в 1689 году, она хранится в музее-усадьбе «Ботик Петра I» в селе Веськово около Переяславля. Плавания Петра на судах своей первой флотилии зарождали в нем идеи о необходимости преимущества армии не только на суше, но и на воде. Впоследствии он реализовал план создания «двух флотов». Галерный был необходим для операций в прибрежных районах совместно с армией, а корабельный - для самостоятельных действий на море. В этом отношении военная наука до сих пор считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.
И слышится рокот, волны набегающей рокот,
В атаку пошёл на корабль штормовой океан.
По первому сроку оденьтесь, братишки, по первому сроку,
Положено в чистом на бой выходить морякам.
В мае 1696 года русский флот во второй раз появляется около турецкой крепости Азов в устье Дона. Первый азовский поход Петра 1695 года окончился неудачей, и ко второму были реорганизованы войска, а царь лично вёл суда на галере «Принципиум» в голове отряда. На этот раз крепость обложили с моря и суши, создав штурмовые батареи орудий. Флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя неприступная ранее крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому и далее к Черному морю. Победа продемонстрировала требования к собственному мощному и современному военно-морскому флоту и показала важность совместных действий флота и артиллерии. Выход сразу к двум морям давал российскому государству новые политические выгоды как с военной, так и с торговой точки зрения.
Спуск галеры «Принципиум» состоялся на воронежской верфи в апреле 1696 года вместе с двумя другими однотипными судами. В движение она приводилась 34-мя парами весел, а численность экипажа составляла до 170 человек. Галера имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума» на Преображенской верфи в Подмосковье было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе. За время 12-ти дневного плавания из Воронежа в Черкесск на её борту Петр I написал «Указ по галерам», ставший прототипом «Морского Устава». В документе оговаривались дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галеру разоружили и оставили недалеко от крепости, а позднее разобрали на дрова. В документах того времени её чаще именовали «Его высочество» и «Кумондер». Второй азовский поход Петра вошел в историю как одно из наиболее великих военных водных сражений. Этой кампании посвящен первый подарочный набор из серий памятных медалей - жетонов «300-летие российского военно-морского флота». Медали чеканились из медно-никелевого сплава Московским монетным двором с 1993 по 1996 гг. по три позиции в выпуске. На медалях изображены Петр I Великий, галера «Принципиум» и взятие Азова 1696 г.
Набор из 3-х медалей «300-летие Российского военно-морского флота», 1993 год
Вес каждой медали составляет 23,25 грамма при диаметре 39 мм, тираж - 30000 штук. Часть медалей разместили в подарочных наборах, в футлярах с вложенным сертификатом, а часть - в обычных запайках. Каждый жетон в серии имеет свой сюжет, но оформление серии выдержано в едином стиле. На одной стороне всех медалей выпуска находится российский герб образца конца XVII века и знак монетного двора. На другой стороне под дуговой надписью «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА» различные изображения. На первой медали - царь Петр I вполуоборот направо, за ним - ботик на воде и летящая чайка (внизу вдоль канта «Петръ I Великȉй»). На второй медали изображена галера (внизу вдоль канта «Галера · ПринципȉƔмъ · 1696 г.»). На третьей медали - эпизод взятия Азова, когда три галеры в движении осаждают крепость (внизу вдоль канта «Взѧтȉе Азова 1696 г.»). Галера «Принципиум» единственная из всей серии 22-ух кораблей имела свое имя, которое переводится как «Начало». Все остальные суда называли по имени их командиров.
Уж так повелось, что матрос на вершине печали
Натянет фланельку, которой нет в мире белей.
Поэтому так берегут моряки белых чаек,
Ведь в чаек вселяются души погибших друзей.
Издревле чайка символизирует не только простор, свободу и романтический труд моряка. Ее полет объединяет два Океана: Океан растревоженных небес и Океан водной стихии. Крик этой птицы, всегда надрывный и стонущий, символизирует женский плач. Неслучайна легенда об умершей от тоски жене моряка, утонувшего в море. В серии медалей, посвященных 300-летию российского флота, изображение чайки присутствует только на реверсах двух изделий - с Петром Великим и «Гото Предестинация». Реплика этого корабля, построенного в 1700 году на воронежской верфи, пришвартована у набережной Воронежа с 2013 года. «Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём, созданным в России по проекту Петра I без участия иностранных специалистов. Во время своей службы корабль входил в состав Азовского флота.
Изделие входит в другой выпуск из трех настольных медалей, посвященных 300-летию флота, куда вошли битва при Гангуте 1714 года, генерал-адмирал граф Апраксин и участие «Гото Предестинации» в русско-турецкой войне 1710-1713 гг. На посвящённой «Гото Предестинация» медали корабль изображён со стороны кормы. Название «Гото Предестинацiя» означает «Божье предвидение». Название произошло от немецкого Gott и латинского praedestinatio. После неудачного Прутского похода и потери Азова корабль был продан Османской империи, а в 1718 году после завершения Морейской войны с Венецией был признан негодным и продан на слом. Поэтому на медали изображены две чайки как символы бесстрашия и памяти. На другой стороне всех трех медалей в центре изображен нагрудный знак Ордена Святого Андрея Первозванного. Это Х-образный крест с распятием апостола Андрея. Буквы SAPR на концах креста расшифровываются как «Sanctus Andreas Patronus Russiae», что в переводе с латыни означает «Святой Андрей Покровитель России». Орден был учреждён Петром I после возвращения из Европы «Великого посольства» в 1698 году.
Когда на эскадру выходит корабль одиноко
Живот положить, но геройски прорваться в века,
По первому сроку оденьтесь, братишки, по первому сроку,
Положено в чистом на дно уходить морякам.
В 1910-1911 гг. художник-архитектор Мариан Перетяткович на собранные народом пожертвования безвозмездно возводит в месте впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву удивительный храм-памятник русским морякам, погибшим в войне с Японией. В храме были две церкви: верхняя во имя Спаса на Водах и нижняя в честь святого Николая Чудотворца. Русско-японская война 1904-1905 гг. стала потрясением для России. Тысячи моряков ушли на дно далеких японских проливов, приняв геройскую смерть в неравном бою. По всей стране люди молились за упокой родных и близких, нашедших вечный покой на морском дне без могил. Ни в одном из морских сражений русский флот не имел таких колоссальных на то время потерь личного состава, какие понес в Цусимском сражении в мае 1905 года, когда погибло и скончалось 5015 человек. Всего же за время войны русская императорская армия понесла потери в 87 484 человека. Память об этом хранит медаль «Храм-памятник морякам Спас-на-Водах» из серии «Памяти павших», отчеканенная в 1996 году.
Медаль «300-летие российского флота. Храм-памятник морякам Спас на Водах», 1996 год
Диаметр изделия авторства А. Носова из медно-никелевого сплава составляет 42 миллиметра. На лицевой стороне изображен храм с пояснением вдоль канта «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» и «Храм-памятник морякам Спас на Водах». На обороте медали - рельефное изображение иконы «Христос, идущий по волнам» и надписи «ПАМЯТИ ПАВШИХ», «1904-1905» и «РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА». Храм «Спас-на-Водах» сразу же стали так называть именно из-за мозаики Н.А.Бруни, изображающей Христа, шествующего по водам, которая была помещена в алтарной части. В самой церкви находились священные для моряков и их родных вещи, что чудом не погибли в волнах и были спасены. В 1932 году церковь закрыли, а в 1936 году взорвали. По легенде, бронзовые доски утопили в Неве, а на месте части фундамента храма сегодня стоит один из корпусов Адмиралтейского завода. Храм был символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков не только Русско-японской войны, но и всех морских сражений. В 2003 году на его месте торжественно открыта новая часовня, в которой хранятся семейные реликвии потомков российских офицеров. Действующая одноименная церковь, построенная в 2002 году, расположена в Мурманске и по замыслу должна стать частью будущего главного храма Мурманска — комплекса Спасо-Преображенского морского собора.
На плечи литые бушлаты привычно ложатся,
И ленты сжимались зубами во все времена.
Братишки мы, это солдаты российские - братцы,
Душа полосатая наша стихии верна.
Фуражки-бескозырки стали популярными на флоте в 1811 году, в 1857 году на них впервые появились ленточки. Официально головной убор был утвержден в 1872 году, а на ленте полагалось отмечать номер экипажа. Специальная «нательная» рубаха регламентировалась во флоте с 1874 года. По инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой флотской форменной одежды, и тельняшка стала частью обязательной формы одежды русского моряка. Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. В первое время, с 1875 года, тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими очень гордились и берегли. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. тельняшка вошла в обиход и на Черноморском флоте. Бескозырка, форменный воротник и тельняшка становятся романтическими символами моря, морской службы, храбрости и удали.
Тогда, в ночь на 14 мая 1877 года минные катера «Царевич» и «Ксения», оснащенные шестовыми минами, отправили на дно турецкий монитор «Сейфи», стоявший на Дунае на якоре под охраной броненосной канонерской лодки и вооруженного парохода. Произошла первая в мировой истории минная атака на воде. Это событие запечатлено и на медали «Адмирал С.О. Макаров» из серии «Морская доблесть».
Настольная медаль «300-летие Российского флота. Адмирал С.О. Макаров», 1996 год
Художник изделия - С. Корнилов, диаметр составляет 41 мм, материал - медно-никелевый сплав. На лицевой стороне изображён известный военный, изобретатель и кораблестроитель адмирал С.О. Макаров, под командованием которого и провели эту минную атаку. На обороте в сопровождении надписей и даты («МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ», «1877» и «ПЕРВАЯ МИННАЯ АТАКА») размещён эпизод этой операции. Несмотря на то, что в Русско-турецкую войну 1877-78 гг. русский флот играл лишь второстепенную роль, Черноморская флотилия приняла боевое крещение и нанесла турецким кораблям крупные поражения. Кампания выдвинула значение минного оружия, в эту войну уже применялись торпеды, а Россия признала необходимость броненосного судостроения на Черном море и приступила к нему в начале 1880-х годов.
Так пусть никогда нам не ведать пучины глубокой,
И коль доведётся вернуться к родным берегам,
По первому сроку оденьтесь, братишки, по первому сроку,
Положено в чистом в свой дом заходить морякам.
Российский императорский флот — одно из самых первых официальных названий военно-морского флота. Просуществовало оно до 1917 года. После революции, с 1918 по 1922 гг. флот назывался Морскими силами РККА, с 1938 по 1992 годы - Военно-морской флот СССР. С октября 1917 года по август 1992 года во флоте сменилось 17 высших руководителей. Самое тяжелое время пришлось на долю Николая Герасимовича Кузнецова (1902-1974). Став Наркомом ВМФ СССР в возрасте 34 лет в апреле 1939 года, Кузнецов ушел с поста Главкома ВМФ в феврале 1947 года после разногласий со Сталиным. В 1953 - 1955 гг. он снова возглавил Военно-морской флот в качестве первого заместителя Министра обороны СССР Георгия Константиновича Жукова. Однако произошла его вторая опала, ведь с Жуковым Кузнецов не ладил и во время войны. И только в 1988 году его посмертно восстановили в звании Адмирала Флота Советского Союза. Одна из самых важных заслуг Кузнецова в том, что флотоводец, единственный из командующих, отдал приказ «Готовность «№1» еще до начала войны, из-за чего флот в первые дни не потерял ни одного боевого корабля. Портрет выдающего военачальника, посвятившего всю свою жизнь Родине, размещен на памятной медали «Адмирал Кузнецов» в серии «Морская доблесть» Ленинградского монетного двора.
Памятная медаль «300-летие российского флота. Адмирал Кузнецов», 1996 год
Диаметр изделия составляет 41 мм. На лицевой стороне изображен адмирал Кузнецов и надписи по окружности «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ и «1902-1974». На обороте показан эпизод отражения воздушной атаки на рейде Севастополя с надписями-пояснениями «МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ» и «ВМФ СССР * 22 июня 1941». Оказавшись на вынужденной пенсии в 49 лет, адмирал берется за написание мемуаров, рассказывая о Великой Отечественной войне, военнослужащих ВМФ и сталинских репрессиях. К сожалению, большинство трудов изданы лишь после его смерти. Память о Кузнецове хранят во многих городах России. В Архангельске его именем названа улица и установлен памятник в полный рост, а в Севастополе - бюст. Тяжелый авианесущий крейсер «Леонид Брежнев» в 1990 году переименовали в честь Кузнецова. «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — самый большой боевой корабль и единственный авианосец ВМФ России. Длина - 306 метров, водоизмещение - 60 тысяч тонн. Мощное ракетное вооружение и более полусотни единиц воздушной техники на борту позволяют ему выполнять самые разные задачи. В 2017 году начались работы по модернизации судна в Мурманской области, в 2019 году на нем произошел пожар, поэтому сроки окончания ремонта сдвинуты на 2022 год.
В целом тиражи памятных и юбилейных медалей-жетонов, посвященных 300-летию российского флота, сравнительно небольшие: от 10000 до 30000 штук. Конечно же, именами основателей и героев российского флота названы государственные, ведомственные и общественные награды. Так, юбилейная медаль «300 лет Российскому Флоту» вручалась состоящим на службе в ВМФ и в запасе, если они удостоены государственных наград и безупречно прослужили 10 и более лет. Награда учреждена Указом Президента России от 10 февраля 1996 года №176. Производилось изделие на Ленинградском монетном дворе. Медаль «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» учреждена приказом Министра обороны России №25 от 27 января 2003 года. Согласно Положению, медалью награждаются военнослужащие ВМФ за отличные показатели в боевой подготовке, безупречную службу на кораблях, подводных лодках и на должностях лётного состава морской авиации не менее 5-ти лет, а также за другие достижения. Государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова вручает медаль «За усердие» работникам отрасли, а также курсантам вуза за высокий профессионализм и добросовестный труд.
Создание регулярного военного флота в России Петром I было продиктовано необходимостью в преодолении территориальной, политической, социальной и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII—XVIII веков главным препятствием для экономического развития русского государства. Флот России – это более чем трехсотлетняя упорная работа и героизм, боевая мощь, гарантирующая нашу безопасность. Но в первую очередь, - это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Слава русских моряков бессмертна!