Златоустовская гравюра на стали славится на весь мир. Тонкой и изящной цветной гравюрой декорируют металлические изделия: холодное оружие, шкатулки, портсигары, письменные принадлежности, наградные знаки и кубки, предметы культа.

«На стойке» (автор Голощапов А.Н.), 21х12 см, ЗИК Златоуст (1949 г.)«На стойке» (автор Голощапов А.Н.), 21х12 см, ЗИК Златоуст (1949 г.)

Дореволюционный период

Гравюра на Урале зародилась как искусство украшения холодного оружия. До 1817 года этим ремеслом занимались Шафы: отец Вильгельм с сыновьями Людвигом, Иоганном, Фридрихом. Их пригласили из Германии, с завода Золингена, чтобы наладить производство на российской «железоделательной фабрике». Работы немецких граверов отличались сдержанностью, в первую очередь мастера уделяли внимание техническим характеристикам клинков, и только во вторую — их украшению. Они придерживались старых традиций Золингена. Рисунки были тонкими, плоскими, монохромными. Узоры наносили иглой, травление использовали на финальном этапе. Мелкие детали тщательно прорабатывались, сюжеты повторялись. Немцы неохотно делились своими знаниями с местными.

Охотничий нож, автор И. Бушуев, Златоуст (1824 г.)

Огромный вклад в искусство украшения оружия внесли граверы Бушуевы, Тележниковы, мастера Бояршинов, Стрижев, Лепешков. Они начинали работать под руководством Шафов и сумели превзойти своих учителей. Они стали изображать сценки из русской жизни, мифологические сюжеты, животный мир Урала, использовали разные граверные техники. Научились с помощью травления придавать изделиям разные цвета и оттенки.

Златоустовская гравюра после 1917 года

Настенное панно "Лось", гравюра на стали, Златоустовский комбинат (1973 г.)

Во время революционных событий завод сильно пострадал. Во время отступления колчаковцы вывезли большую часть оборудования и заводского имущества в Сибирь. Из граверного цеха вывезли и готовые художественные изделия, многие из них были утеряны. В 1919 году цех стал выпускать наградное холодное оружие для Красной Армии. Оно было не таr богато украшено, как дореволюционные образцы, выполнено с меньшим старанием.

Панно настенное "Журавль"? Златоуст (1970-1990 гг.)Панно настенное "Журавль"? Златоуст (1970-1990 гг.)

С установлением советской власти холодное оружие стали украшать революционными сюжетами, портретами вождей, сочетая их с традиционными орнаментами. На смену классицизму пришел модерн. От выпуска штучных изделий перешли к массовому производству. От погони за количеством изделий страдало их качество.

Топор охотничий подарочный, Златоустовский инструментальный завод (1933 г.)

В 1930-1940 годы в ассортимент украшенной продукции входили охотничьи ножи и кинжалы, разрезные и столовые ножи топоры. Выпускали календарные стальные открытки с Лениным, Каменевым, Сталиным, Молотовым, Орджоникидзе. Отдавали предпочтение крупным изображениям, из работ ушло изящество. На топорах изображали заводское здание с трубами, трактор на вспаханном поле. Гравюра находилась в глубоком художественном кризисе, цех был на грани закрытия.

Панно декоративное "Лесной ручей", Златоустовский комбинат, (2004 г.)

Авторский стиль уступил место сеткографии, полет фантазии — механической работе. Метод позволял выпускать большие партии одинаковых панно. Использовали новую технологию по гальваническому напылению никеля, которая напоминала живопись (изображения получались менее четкими, чем раньше). Гравюрами стали декорировать стены государственных учреждений.

Гравюра на стали "Олень", Златоустовский комбинат (1970-1975 гг.)

Новый виток развития златоустовской гравюры пришелся на 1960-е годы. В это время возрождается интерес к народным промыслам. На завод приходили молодые граверы, получившее образование в профессионально-технических и художественных училищах. Они привнесли орнамент, миниатюру, декоративность. Реализовывали свой талант в предметах бытового назначения. Снова стали появляться авторские шедевры, которые представляли нашу страну на международных выставках. По-прежнему массово выпускали копии с картин, пластины, простые пейзажи.

Панно декоративное с изображением зимнего пейзажа, Златоуст (2006 г.)Панно декоративное с изображением зимнего пейзажа, Златоуст (2006 г.)

В 1970-1980 годы изделия серийного производства стали украшать более четкими, чистыми, сложными гравюрами. При декорировании пластин удачно сочетали золото, синь, полированную поверхность.

Часы каминные "Птицы" c механизмом "Hermle", ООО Златоустовская оружейная компания (Златоуст) (2000-2020 гг.)Часы каминные "Птицы" c механизмом "Hermle", ООО Златоустовская оружейная компания (Златоуст) (2000-2020 гг.)

Сейчас искусство гравюры на металле вновь становится элитарным. По-настоящему выдающихся мастеров можно пересчитать по пальцам, но златоустовская гравюра как вид национального декоративно-прикладного искусства продолжает жить и развиваться.

Клейма Златоустовской фабрики

Образцы дореволюционных клейм
Образцы дореволюционных клейм
Образцы дореволюционных клейм
Варианты клейм Златоустовской оружейной фабрики на холодном оружии и инструментах.
Именные клейма

Клейма на холодном оружии советского времени по мнению сотрудников Златоустовского краеведческого музея можно разбить на следующие периоды:

  • 1919 – 1927 гг. – старое фабричное клеймо «Злат. Ор. Фабр.». Год выпуска четырьмя цифрами.
  • 1928 – 1931 гг. - «Златоуст ор. фабр.». Надпись шла по кругу, в центре которого, вместо царского двуглавого орла, помещалась советская эмблема – серп и молот. Год выпуска давался полностью - четырьмя цифрами.
  • 1931 – 1934 гг. - клеймо «Злат. гос. завод» или «ЗГЗ». Год выпуска – две последние цифры.
  • 1934 - 1938 гг. - клеймо «ЗИЗ». Год выпуска – две последние цифры.
  • 1938 – 1945 гг. - клеймо «ЗиК». Год выпуска четырьмя цифрами.
  • 1945 - 1946 гг. - клеймо «ИМЗ». Год выпуска четырьмя цифрами.
  • 1946 - 1970-е гг. - «ЗиК». Год выпуска четырьмя цифрами.
Подборка клейм советского и постсоветского периода

Пример фабричного клейма и именного клеймаПример фабричного клейма и именного клейма