Аббревиатура СТИЗ образована от сокращения словосочетания «СТальные ИЗделия». Относительно предприятий Москвы её впервые использовали в 1939 году при переименовании Металлореставрационного и гвоздильного завода № 2. Но уже летом 1940 года её передали заводу № 9 бывшего треста МОСШТАМП, при переименовании получившему название «Завод Стальных Изделий» или кратко «Завод СТИЗ». Именно эти предметы разыскивают собиратели антикварных опасных бритвенных лезвий и складных ножей.
Бритва «Спартак»
История Завода Стальных Изделий
Каменный корпус, располагавшийся впритык к станции метро Электрозаводская, был выстроен ещё в 1890 году. Изначально и до 1918 года в нём располагалась аппретурная фабрика Берна. С 1924 года тут начали производить лент для пишущих машин, а через четыре года сменили данное производство на выпуск пуговиц из галалита (пластмасса, получаемая при обработке казеина формальдегидом). Завод № 9 треста МОСШТАМП по выпуску парикмахерских бритв начал здесь свою деятельность в 1934 году. Переименование не сказалось на предприятии кардинально. Все процессы шли прежним ходом. В августе 1940 года журнал «Местная промышленность» хвалил директора завода Ивана Фёдоровича Астахова за освоение выпуска бритв «Прима» достойного качества. Кроме бритв здесь делали щипцы для завивки волос.
Бритва «PRIMA»
В 1941 году, когда немецкая армия приблизилась к Москве, завод эвакуировать не стали. Он продолжил выпуск бритв, но часть коллектива перевели на производство подствольных коробок к автомату ППШ и вытяжных колец к парашютам. Работать приходилось по 12 часов в день, а после работы часть коллектива ещё и дежурила в пожарных командах. Но творческая работа на заводе не замирала. Появились новые модели бритв «Экстра», «Спорт» и «Прима». В 1943 году начат выпуск складных трёхпредметных ножей. Часть отходов шло на производство тройчатки – дорожного комплекта столовых приборов (вилка, ложка и нож). Качество бритвенных лезвий было настолько высоким, что в первом квартале 1944 года заводу доверили экспортные поставки (хоть и в незначительном количестве).
После окончания войны многие советские предприятия переоснастили за счёт репарационного станков, вывезенных из Германии. Но эти поставки до завода не дошли. Однако это не означало, что оборудование здесь не меняли. Новая техника, прибывшая с различных машиностроительных комбинатов страны, позволила сократить число ручных трудоемких процессов, а к 1951 году перейти на электролитическую заточку. Заводчане и сами принимали посильное участие в модернизации: силами коллектива были сконструированы и изготовлены собственные шлифовальные станки. В 1952 году завод выпустил миллион бритв. На тот момент двухмиллионного рубежа ежегодного объёма выпуска бритв здесь планировали достичь к 1975 году.
Бритва «Ракета»
Однако этого не случилось из-за повсеместного распространения безопасных бритв, а затем и моды на электрические бритвы. Спрос на опасные бритвы резко упал, а к началу 1969 года на заводском складе уже скопилось 88 000 стальных бритв, что составляло труд рабочих за два с половиной месяца. Ежегодный объём постепенно снизился до 422 000 бритв, а далее количество и вовсе начали сводить к минимуму. Пришлось с бритв перейти на выпуск крышек для закаток банок. За месяц их штамповали здесь более миллиона.
В начале 1980-х гг. при обсуждении будущего завода было отмечено, что из-за сокращения объемов товарной продукции и крайней изношенностью оборудования предприятие утратило перспективы дальнейшего самостоятельного развития. В 1983 году завод влили в состав Производственного Объединения «Мосэлектроприбор» в качестве двух удалённых цехов: кузнечно-механического и сборочного. На этом история завода заканчивается. Сейчас на территории Москвы существуют предприятия и организации в названиях которых фигурирует «СТИЗ», но к заводу, когда-то выпускавшему опасные бритвы, они отношения не имеют.
Маркировка изделий Завода СТИЗ
На опасных бритвах, в основном, проставлялось название завода в виде букв «СТИЗ». На складных ножах и дорожных приборах товарный знак выглядел в виде букв «С» и «З», внизу соединённых меж собой линией, между которых стояли буквы «И» и «З». Под этой четвёркой витиеватыми буквами часто проставлялось «Москва». На ряде предметов указание «СТИЗ» заменяет стилизованное изображение спутника. Очертания спутника и направление его полёта могут быть различными.