АО «Лепсе» выпускает электрооборудование для гражданских и военных самолетов, гражданскую, железнодорожную и нефтедобывающую продукцию. Бытовая техника славится долговечностью и доступностью. Модели пылесосов, кофемолок, электромясорубок, насосов, выпущенные на этом заводе, служат своим хозяевам десятилетиями. Некоторые товары народного потребления времен СССР стали предметами коллекционирования.
История завода 1930-1940 гг.
В начале 1930-х годов в Кирове начали строить фабрику учебных пособий, которая к середине десятилетия стала комбинатом учебно-технического школьного оборудования (КУТШО). К 1940 году предприятие занимало лидирующие позиции по выпуску учебных пособий в СССР и Европе. На производстве работало 5 тысяч человек.
В 1940 году на КУТШО началась организация производства авиационного электрооборудования. Агрегатный завод получил статус государственного предприятия. В Киров приезжали специалисты Московского электромоторного завода имени Лепсе, чтобы наладить работу нового предприятия. Кировчане в свою очередь ездили в столицу для обучения. Вскоре война объединила коллективы.
Лепсе в послевоенный период
Во время Великой Отечественной войны на территорию Кировского агрегатного завода из Москвы эвакуировали заводы имени Лепсе и Дзержинского. Три предприятия объединили в одно под именем И.И. Лепсе, который был известным революционером, профсоюзным деятелем (возглавлял профсоюз металлистов). Производство было нацелено на выпуск электрооборудования для военных самолетов. Работники прославились трудовыми и боевыми подвигами.
После окончания войны работа предприятия перестраивается на мирные рельсы. Стали выпускать двигатели для текстильной промышленности, гражданской авиации, реактивной и сверхзвуковой авиационной техники. По инициативе завода в Кирове появился политехнический институт. Коллектив старался усовершенствовать производство, внедрять новые технологии. Создавались рационализаторские бригады, большое внимание уделялось социальной и культурной жизни сотрудников. На месте бараков, где ютились рабочие, постепенно возводили благоустроенное жилье. Некоторые объекты возводили методом народной стройки — с использованием труда будущих жильцов. В конце 1960-х годов при заводе возвели детские образовательные учреждения, профилакторий, столовую, лечебный корпус.
В 1960-е годы завод сотрудничал с Аэрофлотом, поставлял изделия для пассажирских самолетов. Наряду с авиационной выпускали комплектующие для бытовой техники, предметы народного хозяйства: двигатели для стиральных и счетных машин, металлургических и химических предприятий.
Работа предприятия после 1991 года
После распада СССР авиационная промышленность оказалось в затруднительном положении, строительство самолетов резко сократилось. Руководство завода сделало ставку на производство товаров народного потребления. Еще с конца 1980-х годов увеличивали выпуск электромясорубок и насосов «Водолей», работали над совершенствованием характеристик магнитофона «Олимп», развивали станкостроение. К 1997 году доля гражданской продукции в общем объеме производства составила 79%. Наладили производство электроинструмента.
В конце 1990-х годов коллектив сосредоточился на расширении внутреннего рынка и освоении внешнего. Изделия выставляли на международных ярмарках и выставках. В 2000 году темпы роста объемов производства составили 136%. Этап выживания предприятия сменился этапом интенсивного развития. Это стало возможно благодаря умелому руководству, постоянному повышению качества продукции и расширению ассортимента товаров народного потребления, активному поиску рынков сбыта.
В 21 веке объемы производства продолжали увеличиваться. Коллектив пополняется выпускниками техникумов и вузов, в основном Вятского государственного университета. Большое внимание уделяется социальным вопросам. В ДК «Родина» проводятся фестивали художественной самодеятельности и другие мероприятия. Активно работают общественные организации.