Октябрьская революция, сменившая в стране общественный строй, получила в наследство от царской России множество промышленных предприятий, благодаря которым Российская империя входила в число мировых держав. Часть из них сгинула в годы разрухи и Гражданской войны. Но куда чаще рабочий коллектив, взявший власть на фабрике или заводе в свои руки, превращал небольшое предприятие в промышленный комбинат. Одним из таких примеров можно назвать завод «Красный гигант», располагавшийся в городе Никольск (Пензенской области).
История завода «Красный гигант»
Никольский хрустальный завод, более известный под название «Бахметьевский», был известен на всю Россию удивительными предметами из стекла и хрусталя. Как и во многих других российских городах, в Никольске после революции было неспокойно. Разграбили даже церковь Воскресения Христова, славившуюся богатым убранством и полом из плит голубого стекла, отлитых на местном заводе. Предпринимались попытки нападения на заводские склады и музей, хранивший множество хрустальных сокровищ.
Но на заводе был сплоченный коллектив, взращённый ещё Василием Михайловичем Роговым – избранным рабочими депутатом ещё Государственную думу Российской империи I созыва (1906 г.). Заводчанам было с кого брать пример, ведь Рогов в своё время не побоялся подписать «Выборгское воззвание». Поэтому завод, ставший народной собственностью, охранялся самим коллективом. Бывало, что рабочий отстоит смену, а после идёт патрулировать территорию в составе охраны, число которой тогда увеличили до трёх сотен. Благодаря этому, достояние завода удалось сохранить. В рамках избавления от наследия царского режима завод переименовали, и с 1918-го по 1923-й год он носил название «Хрустальный № 1».
В 1923 году в честь завоеваний Революции завод получает имя «Красный гигант». В этот период его главным направлением был массовый выпуск сортовой посуды. Казалось, что времена, когда тут творили шедевры из хрусталя, безвозвратно минули, хотя мастерам и перепадали заказы за штучные подарочные предметы. Всё изменилось в 1930-е гг., когда завод стал объектом пристального внимания Веры Мухиной, сотрудничество с которой длилось несколько десятилетий. Благодаря ей экспериментальная художественная мастерская «Красного гиганта» заработала во всю мощь. Заметным событием на заводе стал выпуск в 1938-1939 гг. хрустальный сервиз «Кремлевский» по проекту Мухиной. Другим примечательным проектом Веры Игнатьевны, реализованном в Никольске, стал сервиз на сто персон.
Одним из сложнейших изделий, выпущенных «Красным гигантом», стал экспонировавшийся на Международной выставке в Нью-Йорке (1939 г.) фонтан художника Иосифа Чайкова. Монументальный проект предполагал высоту более четырёх метров, а диаметр чаши – два с половиной метра. Художник ездил по заводам СССР, но его замысел нигде не смогли воплотить. По совету академика Николая Качалова, хорошо помнящего дореволюционные работы Бахметевского завода, Чайков обратился на «Красный гигант».
Семимесячный труд заводчан, выполненный совместно с механизированным стекольным заводом в Константиновке, удивил даже самого автора проекта. Ведь основание фонтана благодаря семицветному стеклу превратилось в узоры национальных ковров одиннадцати республик, составлявших тогда Советский Союз. Восхищение посетителей выставки вызывали овальные хрустальные медальоны с названиями союзных республик на языках народов СССР. Струи воды вырывались из вершины в виде снопа из 250 колосьев.
В годы Великой Отечественной войны не прекратили работу ни завод, ни его художественная мастерская, так как из Москвы постоянно поступали заказы. Например, в этот период здесь была выпущена серия «Орденские кубки» по проекту художницы Анны Липской. Искусствоведы отмечают, что она продолжает заводские традиции, ведь выдающимся мастером Вершининым в Никольске делались когда-то кубки, фужеры, стаканы, кружки и бокалы с победной символикой Отечественной войны 1812 года.
Большим подспорьем для развития завода стали оборонные заказы. Часть цехов выпускали высокоточные оптические приборы для танков, подводных лодок и ракет, поступавших на вооружение в Советскую армию. Эта страница деятельности «Красного гиганта» из-за грифа секретности почти не изучена. Продолжался и массовый выпуск стекла и хрусталя. На последний в Советском Союзе возникла мода, и, пожалуй, трудно было найти квартиру семьи среднего достатка, чью бы гостиницу не украшал хрусталь.
Изделия из хрусталя завода «Красный гигант» традиционно обработаны «алмазной гранью» - резьбой, выполненной абразивным кругом. Алмазная грань выявляет особые качества хрусталя, как материала - блеск, чистоту, переливчатость. В советский период специалисты завода достигли здесь небывалых высот.
Постсоветский период завод встретил с энтузиазмом, но постепенно положение дел на «Красном гиганте» стало ухудшаться. С одной стороны, художники и стеклодувы получили творческую свободу, более не связанную многоуровневыми утверждениями художественных советов. Воплощались удивительные индивидуальные заказы, сравнимые с дореволюционным расцветом завода. С другой, резкое сокращение массового производства сделало нерентабельным обслуживание огромных печей и заводских корпусов. В 2008 году выпуск продукции здесь прекратили, а далее предприятие начали распродавать.
На одной из выкупленных частей завода сейчас работает ООО «Бахметьевская артель». Её руководитель Михаил Садкович приобрёл новое оборудование, доставленное из-за границы. И сейчас примерно сотня сотрудников артели продолжает делать хрусталь по секретам, накопленным Никольским заводом за два с половиной века.
Мастера завода «Красный гигант»
Пётр Афанасьевич Ледяев проработал на «Красном гиганте» более полувека, поэтому считается одним из патриархов Никольского стеклоделия советского периода. Визитной карточкой завода «Красный гигант» в 1980-1990-е гг. стало изображение цветка фуксии в матовом овале, созданное Петром Афанасьевичем. Из многочисленных проектов, предложенных Ледяевым, до серийного производства добралось около четырёх десятков образцов сортовой посуды.
Родившаяся в Перми Ольга Николаевна Шорохова, закончила Ташкентское республиканское художественное училище и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (отделение "Стекло и керамика"). До 1992 года работала штатным художником на "Красном гиганте". Работы по её эскизам выполняли мастера экспериментальной художественной мастерской. Произведения Шороховой экспонировались на многочисленных выставках областного, республиканского и всесоюзного уровня. Одной из заметных работ Ольги Николаевны стала коллекция «Восточный натюрморт», выполненная в гутной технике (свободное формование изделия без формы).
Товарный знак и клеймо завода «Красный гигант»
Первоначально клеймо представляло пятиконечную звезду, окружённую ореолом лучей, с указанием названия завода. В дальнейшем его изменили на связанную полиграмму (звёздчатый многоугольник), которая сначала выглядела на изделиях не очень эффектно.
Тем не менее, именно это изображение закрепилось в качестве товарного знака завода «Красный гигант» и использовалось не только в советский, но и постсоветский период работы предприятия.
Со временем товарный знак получалось даже вписывать в общую художественную композицию. Он становился частью рисунка. И предмет выглядел красивее, чем если бы дно оставалось гладким.
На большинстве изделий из хрусталя проставление клейма заменялось наклейкой, которая в процессе эксплуатации быстро терялась. Выше показаны примеры наклеек периода Российской Федерации (сверху), советского периода (снизу, с указанием цены) и предмета на экспорт (снизу, справа).