Бубенцы и поддужные колокольчики — часть российской культуры. Их использовали как сигнальное средство на почтовой, свадебной, курьерской, рекрутской упряжи. Заслышав звон, люди должны были уступать дорогу. Колокольчики играли заметную роль в жизни народа начиная со второй половины 18 века, когда в нашей стране появились почтовые тройки. Их подвешивали под дугой коренника (центральной лошади в упряжке).
Чаще всего модели имели тюльпанообразную форму. Нижнюю часть украшали орнаментом или текстом, верхнюю — иногда рельефными изображениями. Один из известных производителей колокольчиков — Егор Спиридонович Клюйков.
История
История литейного заведения Егора Спиридоновича Клюйкова началась в 1863 году. Клюйков был выходцем из семьи временнообязанных крестьян. Клюйков переделал под производство литья собственную красильню, которая находилась рядом с селом Пурех Нижегородской губернии. Кустарное производство быстро стало крупнейшим в Российской Империи, с конца 1870-х годов перешло на уровень фабрично-заводской промышленности (d статистических справочниках и рекламе указывалось, что «фирма существует с 1879 года»). В каменном здании располагался цех, склад, упаковочная зона. В деревянных зданиях были помещения для хранения угля и проживания рабочих.
На заводе изготавливали детали пароходов, ямщицкие колокольчики, бубенчики, церковные колокола. Изделия демонстрировали на международных выставках. Различные виды колокольчиков удостоились золотых медалей в Брюсселе (1907 год) и в Риме (1913 год). К середине 1890-х годов ежегодно отливали 200 пудов колокольчиков и бубенчиков, продукцию сбывали в Москву и на Нижегородскую ярмарку. Поначалу штат состоял из 4 взрослых работников и 4 подростков, но потом число занятых на производстве начало расти.
Процесс производства распадался на 3 отдельные операции: формовку, литье, обработку заготовок. Токарные станки с приводом работали за счет двигателя. Выделяются профессии формовщика, литейщика, гальванопластика. В ученики брали подростков 12-14 лет, для подготовки высококвалифицированного работника требовалось много времени. На каждой операции было задействовано 5-6 человек.
Клюйков сотрудничал с небольшими мастерскими и кустарями. Он поставлял в мастерские медь, олово, а в качестве платы получал часть отливок. Эти заготовки обтачивали крестьяне на дому, чаще всего на самодельном оборудовании. Готовые изделия забирал приказчик Клюйкова.
Во время Первой мировой войны спрос на колокольчики и бубенцы снизился, металл подорожал. Предприятие перешло на выпуск муфт и стаканов для ручных гранат. В 1925 году оборудование завода и другое имущество передали в артель «Колокол».
Продукция
В качестве украшения колокольчиков чаще всего использовали полоску не обработанного на токарном станке металла в виде пояска, которая располагалась по середине тулова. Некоторые изделия декорировали медалями, они располагались на тулове или юбке. Также использовали украшения в виде одноглавого орла или изображения Святого Георгия.
Разнообразие моделей очень велико, у многих из них отсутствуют опознавательная надпись («ЗАВ. ЕГОРА СПИРИДОНОВИЧА КЛЮЙКОВА С. ПУРЕХЪ НИЖ. ГУБ.» или «ЗАВОДЪ Е.С. КЛЮЙКОВА С. ПУРЕХЪ НИЖ. Г.»), дата. В этом случае принадлежность заводу определяют по внешним признакам.