Немало советских предприятий прошло путь от артелей или небольших фабрик, занимавшихся полукустарным выпуском бытовых товаров, до крупных производственных объединений, изделия которых уже можно было смело отнести к образцам художественных промыслов. Одним из них был Завод художественной гравюры на металле (ЗХГ), располагавшийся в столице СССР. Ассортимент изделий, который он освоил за годы своего существования, был весьма представителен: от наборов для бритья и значков до спортивных кубков с художественной росписью и ювелирных изделия, куда инкрустировали полудрагоценные камни и самоцветы.
История Завода художественной гравюры на металле
По воспоминаниям Галины Константиновны Высоцкой, занимавшей должность главного художника ЗХГ, датой основания предприятия считается 1930 год. В послевоенные годы предприятие освоило массовый выпуск наборов для бритья (стаканчик, чаша для взбивания пены и др.), превращавших гигиеническую процедуру в настоящий ритуал. Можно сказать, что Завод художественной гравюры на металле Октябрьского райпромтреста лидировал в вопросе поставок этих наборов торговле. Материалом брали никелированную латунь или мельхиор. По мнению исследователей, одним из наборов ЗХГ пользовался Иосиф Виссарионович Сталин. В конце 1950-х гг. завод также освоил и выпуск товаров из алюминия.
Подсвечник лаконичной формы с ручкой (латунь)
В 1955 году Октябрьский раймпромтрест расформировали, а ЗХГ передали тресту «Мосгорметаллогалантерейпром» Главного управления местной промышленности Мосгорисполкома. На этом реорганизации ведомств не закончились. Далее завод перешёл в подчинение Управления металлообрабатывающей промышленности Мосгорисполкома, где находился с 1957 по 1963 год. Это период, когда на клейме аббревиатуре УМП соответствовало указание «Мосгорисполком».
Затем им заинтересовался Мосгорсовнархоз, в ведении которого в марте 1958 года находилось 426 крупнейших предприятий с численностью работающих 684 000 человек и объёмом валовой продукции 57 млрд рублей. Управлению металлообрабатывающей промышленности Мосгорсовнархоза завод подчинялся С 1963 по 1965 год. В этот период в оформлении металлоизделий главенствовала космическая тема. ЗХГ отметил первую в мире посадку на поверхность Луны советской автоматической станции. А на крышке одного из предметов бритвенного набора появился павильон «Космос» на ВДНХ, над которым летят навстречу друг другу советские космические аппараты.
Подстаканник «Стены Кремля» (алюминий)
Завод расширяется и приобретает свой музей. Для этого ему в 1971 году передали деревянное здание по адресу ул. Верхняя Масловка, дом 18, относящегося к памятникам московского деревянного зодчества. Это был период расцвета завода, так как его изделия начали относить к народным художественным промыслам. Конечно, судьбу того или иного сувенира решал строгий Художественный совет, но мастера при этом были социально защищены и не теряли свободу творчества.
Подборка знаков «Коллегия судей по спорту I, II, III категории»
В период подготовки к Олимпиаде-80 завод получил важное задание на выпуск сувениров с олимпийской символикой. В ассортимент изделий теперь включены значки с горячей и холодной эмалью, спортивные знаки, декоративные панно, шкатулки и броши. Период самостоятельной деятельности ЗХГ заканчивается в 1983 году. Далее последовало масштабное укрупнение, и с 1984 года он вместе с ЭТПК «Русский Сувенир» и заводом «Металлодеталь» становится частью Производственного объединения «Художественная гравюра».
Набор для соков на четыре персоны
В постсоветский период «Художественная гравюра» стала акционерным обществом, но постепенно начался период её распада на самостоятельные организации. Например, в здании музея разместили «Центр ремёсел» Северного административного округа Москвы, где также открыли кафе и сувенирную лавку. Художники и мастера народных промыслов быстро ощутили на себе отсутствие государственного финансирования. Кто-то ушёл в иконописцы, кто-то подался в свободное плавание. «Художественная гравюра» существует и сейчас, но занимается только сдачей в аренду ещё оставшихся в её ведении площадей.
Мастера Завода художественной гравюры на металле
Одной из тех, кто участвовал в создании олимпийских сувениров «Москва-80», стала Лариса Лебедева. На тот момент она входила в число сорока дипломированных художников, работавших в экспериментальной лаборатории Завода художественной гравюры на металле. Здесь разрабатывали и выпускали малосерийные предметы, исполнение которых требовало высокого уровня мастерства. К массовому производству на тот момент было одобрено около десяти работ Лебедевой.
Главным художником Завода художественной гравюры на металле была Галина Высоцкая. К олимпиаде она разработала небольшую вешалку для детской одежды в виде традиционной русской матрёшки. Этот олимпийский сувенир вместе с расписной клубочницей «Светило» поставлялись на экспорт. Их заказывали Япония, США и ряд европейских государств. После вхождения ЗХГ в ПО «Художественная Гравюра» Высоцкая стала там не только главным художником, но и заняла пост художественного руководителя предприятия.
Клейма Завода художественной гравюры на металле
Закрутки ЗХГ
На закрутках («гайках») знаков указывалось сокращённое название предприятия «ЗАВОД ХУДОЖ. ГРАВ.» или «З-Д ХУД. ГРАВ. на МЕТ.».
На значках можно точно определить период проставления того или иного товарного знака. С 1963 до 1965 года клеймо проставляли в виде букв «ЗХГ», с 1966 по 1972 год - в виде стилизованного лебедя, а с 1973 года этого лебедя заключили в окружность (клеймо «лебедь в круге»). При этом иногда внутри круга вместе с лебедем оказывалась и розничная цена.
На бритвенных приборах послевоенного производства период выпуска помогает понять указание ведомства, которому подчинялся ЗХГ.