Ленинградский завод художественного стекла оставил по себе добрую память. Подробная его история ещё не написана, а конкретные факты приходится выяснять по обрывкам и фрагментарным сведениям. Поэтому возникает неизбежная путаница с датами: когда, что и как именно на нём происходило. Пока определены точно лишь периоды его названий. В остальном по датам среди любителей антиквариата ведутся большие споры.
История Ленинградского завода художественного стекла
Ваза «Бочонок», автор формы В.И. Мухина (1960-1980 гг.)
Путаница с датами начинается задолго до основания завода. Любители антиквариата спорят, в 1911 или 1912 году неподалёку от бывших корпусов Императорского стеклянного завода начали работу Зеркальные мастерские Петроградского стекольного промышленного общества. После революции они преобразованы в Дёминскую зеркальную фабрику, которая попадает в состав большого стекольно-промышленного объединения, собравшего в свой состав многие предприятия Петрограда. Но в 1924 году все они переходят в распоряжение Ленинградского губернского государственного стекольного треста. В 1930 году предприятие уже носит название «Ленинградская зеркальная фабрика» и находится в подчинении «Ленинградстекла». Последнее обстоятельство, видимо, и послужило тому, что в 1935 году наряду с производством зеркал из стороннего материала здесь начинаются варка и выдув собственного стекла. Первые партии изделий составили парфюмерные флаконы, а затем фабрика перешла на выпуск сортовой стеклянной посуды. Так как её распоряжении до 1940 года находилась единственная печь, объём выпуска был небольшим.
Коренным образом судьба предприятия меняется в 1940 году, когда по инициативе химика Н.Н. Качалова, скульптора В.И. Мухиной и писателя А. Н. Толстого здесь открывают экспериментальный цех по производству художественного стекла. Запуском его руководил большой специалист по художественному стеклу Ф.С. Энтелис. Поэтому именно 1940 год и считается датой основания ЛЗХС. Главой творческой группы, задачей которой была разработка новых типов посуды и методов декорирования стекла, названчили Веру Мухину. Усилиями этого коллектива в короткий срок была придумана целая линейка образцов художественного стекла, серийному выпуску которого помешала начавшаяся война. Однако из проектов стеклянной посуды, которые родились именно здесь и получили широкое распространение, можно отметить классический советский графин для воды, гранёный стакан, ставший стандартом, и барная пивная кружка. Выпуск последней начался только в 1960-х гг., но продолжается до сих пор на ОСЗ (Опытный стекольный завод в г. Гусь-Хрустальный). Гранёный стакан тоже пока остаётся в строю.
Ваза для фруктов «Глазки», автор А.П. Лаврова (1960-1980 гг.)
Из-за блокады Ленинграда в городе продолжают действовать только жизненно-важные производства. На фабрике в этот период делали только медицинскую и военную продукцию. Возобновили работу экспериментального цеха лишь в 1948 году. А уже через год обновлённая фабрика превращается в Завод художественного стекла (полное название «Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды»), ставший частью объединения «Росстеклохрусталь». Перемены позволили в следующее десятилетие превратить завод в ведущий центр страны по выпуску художественного стекла. Большим достижением ЛЗХС стало изобретение инженерами Е.И. Ивановой и А.А. Кирьёненым сульфидно-цинкового стекла, которое легко окрашивалось в любой цвет. Соблюдение определённого температурного режима варки позволяло придать стеклу и полную непрозрачность, и лёгкую опаловость, и любую степень заглушенности (снижения уровня прозрачности). Кроме того, освоены производство многослойного стекла с гравировкой, роспись по стеклу и декорирование «Мороз». На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году ваза «Клевер», созданная художницей Пильви Оямаа, удостаивается награды.
Название «Ленинградский завод художественного стекла» (ЛЗХС) предприятие получило в июне 1966 года. К 50-летию Октября здесь начинается выпуск изделий и сувениров исключительно из хрусталя, что далее становится основным направлением завода. Из примечательных заказов можно отметить пятиметровые стеклянные колонны с барельефами, установленные на станции метро «Автово». В 1970-е гг. главный упор идёт на работу с бесцветным хрусталём. Период 1980-х гг. отмечен появлением большого числа авторских экспериментальных работ.
Ваза восьмиугольной формы синего цвета, автор А.А. Аствацатурьян (1960-1990 гг.)
В рыночное постсоветское время предприятие вошло с большими планами. Ленинградский завод художественного стекла с 1992 становится арендным предприятием. Самоокупаемость и самофинансирование быстро привели к упадку производства, так как из-за снижения достатка россияне почти не покупали красивые предметы ЛЗХС. В конце января 1997 года выпуск изделий прекратился, а завод закрыли. В преддверии нового века все достойные внимания работы ЛЗХС отправили в Елагин дворец для Музея Стекла. Эти предметы составили фундамент музейной экспозиции. На базе ЛЗХС основана производственная фирма «Художественное Стекло», которая стала преемником его традиций.
Названия завода
- с 1930 по 1948 — Ленинградская зеркальная фабрика треста «Ленинградстекло».
- с 1948 по 1966 — Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды.
- с 1966 по 1992 — Ленинградский завод художественного стекла.
- с 1992 по 14 августа 1996 года — Арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла».
Маркировка изделий ЛЗХС
По каталогу И.В. Брагина маркировка Ленинградской зеркальной фабрики 1935–1941 гг. имеет каталожный номер «28.1.106.» и представляет собой рельефное клеймо «ЛЗФ» (для примера взят бесцветный десятигранный стакан ёмкостью 200 миллилитров). Встречается это клеймо очень редко.
Изделия Ленинградского завода художественного стекла маркировались этикетками-наклейками из фольги. В период 1980-х и 1990-х годов фольгу заменили обычными бумажными этикетками.