Знаковые памятники украшают улицы и площади городов нашей страны. Большинство россиян осведомлены о том, кому именно и за какие заслуги этот памятник установили. Но вряд ли кто с ходу ответит, а где этот памятник отлили. Одним из предприятий, занимавшихся в советский период не только литьём кабинетных скульптур, но и огромных монументов, был литейный завод в Мытищах или МЭЗХЛ.
История Мытищинского завода художественного литья
Заболоченное место вблизи железнодорожной станции, по которому сейчас проходит Университетская улица города Мытищи, не привлекала особого внимания, используясь под хозяйственные нужды. В какой-то период здесь даже работала Мытищинская машинно-тракторная станция, но в 1930-е гг. вместо неё решили разместить новое предприятие. Так возникла скульптурная фабрика № 3. При слове «фабрика» рисуются надёжные здания из кирпича, но тут всё было иначе. К лету 1938 года работы проводили в сараях, а фабричная администрация ютилась в здании барачного типа. Тем не менее, уже в 1939 году фабрикой начат выпуск скульптур из бетона.
В период войны с Германией фабрику отдали под военное производство. Рабочие с утра до вечера изготавливали каски, маскировочные колпаки и ручки к саперным лопатам. Лишь в 1946 году фабрике вернули прежнюю специфику. И даже расширили её, так как здесь начали отливку изделий из алюминия, чугуна и бронзы. В 1953 году фабрика получила статус завода, а также имя известного советского скульптора – народной художницы Екатерины Фёдоровны Белашовой.
В Мытищах осуществляли литьё любого масштаба. Чаще всего, материалом выступали бронза или цинковые сплавы. Подготовка литой скульптуры состоит из множества этапов. Сначала будущая скульптура создаётся из воска. Попутно мастера готовят элементы литниковой системы. Кроме того, необходимо подвезти облицовочный состав и песок для обсыпки. После облицовки восковых блоков и выплавки воска из облицовочных блоков происходит формовка, сушка и обжиг форм. И только потом в созданные формы заливается нужный сплав. Проще выглядит процесс кокильного литья, при котором сплав заливают в уже готовую форму.
Когда отлитые из сплава блоки извлекают из форм, проводится их окончательная доводка. Например, настольные сувениры получают полировку рельефа (выпуклых частей). Отдельные предметы могут пройти серебрение, золочение, меднение или иную тонировку. Полное наименование предприятия – Мытищинский экспериментальный завод художественного литья имени Е.Ф. Белашовой, которое часто сокращали до МЭЗХЛ или даже до МЗХЛ. Так как в период позднего СССР завод находился в ведении Художественного фонда, то ему и достался в процессе деления государственного имущества.
ВТОО «Союз художников России» в начале сентября 1995 года реорганизовало завод в общество с ограниченной ответственностью. К сожалению, о тех масштабных государственных заказов, которые раньше получал завод, в эпоху становления рынка мечтать не приходилось, и в октябре 2002 года ООО «Мытищинский экспериментальный завод художественного литья» было ликвидировано. Кто-то из мастеров перешёл в экспериментальное художественно-производственное объединение «Вель», созданное в 1989 году при Академии творчества СССР и тоже располагавшееся в Мытищах. В период подъёма экономики оно получало неплохие заказы (бюст Екатерины II, бюст дважды Героя Советского Союза космонавта Геннадия Стрекалова и т.п.). Однако череда последующих кризисов обанкротило и его.
Скульптуры Мытищинского завода художественного литья
Памятник Юрию Долгорукому стал одним из самых узнаваемых символов столицы, но не все в курсе, что это, пожалуй, самое известное изделие МЗХЛ. Закладку памятника приурочили к 800-летию Москвы, но саму скульптуру предстояло ещё создать. Её делали по проекту Б.И. Орлова в соавторстве с Н.Л Штаммом и А.П. Антроповым. Бюджет Москвы выделил пять с половиной миллионов рублей, а МЗХЛ – опытного скульптора-литейщика по бронзе Гавриила Савинского. И всё же процесс шёл небыстро, и москвичи увидели готовый памятник только 6 июня 1954 года.
Другим памятником, к которому долгое время наблюдалось настоящее паломничество, стало надгробие Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Вокруг того, каким должен быть памятник, долгое время велись споры. В результате приняли проект скульптора А.И. Рукавишникова, взявшего за основу принцип: «Мы видим в нём, в первую очередь, земного человека, нашего современника, который ходил по знакомым улицам Москвы». Заказ на литьё поступил на МЭЗХЛ и был выполнен без нареканий. Открытие надгробного памятника произошло 12 октября 1985 года. Правда, сейчас памятник стоит в изменённом виде, так как скульптор в ходе реконструкции, проведённой в 2020 году, изменил высоту и выражение лица поэта.
Ещё одним творением МЭЗХЛ гордится Владивосток. Речь идёт о памятнике Борцам за власть Советов, стоящий в самом центре города. Это Знаменосец на высоком пьедестале и две скульптурные группы справа и слева от него. Из Мытищ во Владивосток памятник предстояло доставить по железной дороге, и тут выяснилось, что ряд готовых частей не укладывается в установленные железнодорожные нормативы по перевозкам. Пришлось Знаменосца разделить: отдельно везли его ноги, само знамя и фрагмент, объединивший голову и туловище. После доставки предстоял сложный процесс сборки. Сначала части просто соединили болтами, а после скрепили сваркой, тщательно замаскировав швы.
С шестиметровым памятником Фридриху Энгельсу, выполненному по проекту И.И. Козловского, связана городская легенда. Будто бы доставленный в Москву из Мытищ памятник крановщик не стал разгружать из-за окончания рабочего дня. Но когда он утром попытался отцепить трос, то обнаружил, что тот крепко примёрз к памятнику. В ожидании потепления памятник накрыли белой тканью, а местные жители тут же дали ему прозвище «призрак коммунизма». Официальные источники эту легенду не упоминают. По ним памятник благополучно открыли 2 ноября 1976 года при большом скоплении москвичей. Из других монументальных работ МЗХЛ стоит упомянуть памятники Карлу Марксу, Михаилу Кутузову и Александру Суворову.
Клеймо Мытищинского завода художественного литья
Клеймо МЭЗХЛ представляет квадрат с тремя вписанными по вертикали буквами «Х», «Л» и «М» (Художественное литьё, Мытищи). Все три буквы выполнены стилизованным шрифтом. На основе может быть указано также имя скульптура, по изделию которого осуществлена отливка.
Ещё одним вариантом клейма в 1950-е и 1960-е годы было изображение памятника Юрию Долгорукому, обрамлённое названием завода.