Интерес к советской елочной игрушке с каждым годом растет. Люди испытывают ностальгию по своему детству, милые хрупкие вещицы напоминают о счастливых временах. Некоторые рассматривают такой вид собирательства как вложение капитала. Стоимость редких образцов, изготовленных в СССР, может доходить до сотен тысяч рублей. Традиции производства елочных украшений уходят в прошлое, все труднее найти современные изделия, сопоставимые по качеству с советскими. На рынок массово поступают пластиковые игрушки. Они яркие и прочные, но не такие теплые и душевные.
История елочных украшений в СССР
В царской России елочные игрушки изготавливали в стеклодувных мастерских и на заводах. После революции 1917 года купить такие товары стало возможно только у кустарей. Вскоре празднование Рождества и Нового года признали буржуазным пережитком, традиционные ритуалы и развлечения, в том числе украшение елки, запретили. Кустарям не разрешалось изготавливать «елочную дребедень», торговцам — декорировать витрины к Рождеству.
С 1935 года партийное руководство разрешило отмечать зимний праздник, но посвящен он был Новому году, а не Рождеству, лишался религиозной символики. К середине 1930-х годов елочных игрушек сохранилось очень мало. Люди использовали уцелевшие дореволюционные вещицы, обращались к частникам или в артели. Спрос в разы превышал предложение, традиционных материалов не хватало. Появилось много образцов из картона и ваты, которые раскрашивали, декорировали фольгой. Самой востребованной была тема цирка (после выхода фильма «Цирк»). В дело шли и бракованные лампы накаливания, их раскрашивали на самих заводах или в артелях. В детских изданиях печатали инструкции, как изготавливать елочные игрушки в домашних условиях из подручных материалов. Во время Великой Отечественной войны праздничное дерево украшали раскрашенными гильзами и колбами.
Дизайн игрушек строго цензурировался, они стали еще одним оружием идеологической пропаганды. Подробные разъяснения для производителей опубликовали в издании «Советская игрушка». Выпускали шары с портретами вождей и членов Политбюро. Были популярны образцы в виде военной техники, летательных аппаратов, паровозов, красноармейцев, экземпляры с коммунистическими лозунгами и символикой СССР.
В послевоенное время в Киеве, Москве, Клине, Ленинграде, Минске стали открываться крупные предприятия, выпускавшие елочные игрушки. Кустарное производство сошло на нет, артели продолжали работать до второй половины 1950-х годов. Милитаризация елочных украшений сошла на нет, появились герои сказок, мультфильмов, фильмов. Пользовались популярностью образцы в виде часов, танцовщиц (по мотивам «Карнавальной ночи»), героев «Чиполлино». Активно использовали космическую и аграрную тему: восхваляли достижения советских космонавтов, «рекламировали» кукурузу.
В 1970-х годах идеологические экземпляры практически исчезли с прилавков. Эра самобытности советских елочных украшений закончилась, на смену ей пришло массовое производство обычных шаров, шишек, колокольчиков и других вещиц.
Завод стеклянных ёлочных украшений и оптических изделий
Артель ОПТИК Мосгорхимпромсоюза в 1956 году была переименована в Завод стеклянных елочных украшений и оптических изделий (г. Москва). В основном изготавливали елочные украшения из стекла. К 1960 году заводской ассортимент включал более двух сотен наименований. Почти каждый месяц появлялись новые образцы.
Формы и рисунки в тот период создавали по эскизам Т.И. Сергеевой. Изделия выдували из стеклянных трубок, которые делали на стекольных заводах (Клинском и Сходненском). Мастера-стеклодувы создавали заготовки нужной формы — «голье», их обрабатывали серебром или алюминием, затем сушили и раскрашивали. Белила и нитроэмаль наносили с помощью пульверизаторов, бумажных «фунтиков», кисточек.
Как писали газеты тех лет, за систематический массовый выпуск товаров широкого потребления высокого качества решением Экспертного совета Постоянного павильона лучших образцов Всесоюзной торговой палаты Заводу стеклянных елочных украшений и оптических изделий присужден диплом III степени с выплатой денежной премии. Очень красивыми получились наборы ёлочных игрушек «Сказка о золотой рыбке» и «Сказка о золотом петушке» (по произведению Пушкина), а также «Серебряное копытце» (по сказу Бажова»)
Несмотря на фигурировавшие в названии завода оптические изделия, его основным направлением на то время оставалась стеклянная ёлочная игрушка. Продукция предприятия участвовала в различных международных выставках. Её высоко оценивали посетители Всемирных выставок, которые принимал Лейпциг и Будапешт, Брюссель и Нью-Йорк. По отзывам яркие подвески, фигурки и шары московского Завода стеклянных елочных украшений и оптических изделий неизменно создавали праздничное настроение у тех, кто их видел.
Выпуску каждого набора можно посвятить если не роман, то повесть. Например, набор «Доктор Айболит», созданный в 1956 году Ю.Н. Кузьминой, в первоначальном варианте выглядел иначе. Пройдя первичное утверждение, шесть фигурок не вызвали восторга у художественного совета более высокого уровня. Зайчик на костылях диссонировал с праздничным новогодним настроением, а исполнение прочих игрушек признали слабым и невыразительным. В результате на окончательное утверждение отправился уже новый набор из пяти фигурок. В изначальном виде сохранилась лишь утка, зайчик был уже без костылей, а обезьянка с термометром в новую команду вообще не попала.
Ёлочные игрушки – не единственное, чем известен завод у любителей антиквариата. Предприятие выпускало тематические комплекты фигурок из колкого пластика высотой от трёх до пяти сантиметров (номенклатура «Игрушка-сувенир»). Известность получили наборы «Зима» и «Сказка о царе Салтане», созданные И.С. Манухиной, а также «Доктор Айболит» (автор З.Н. Лебедева).