Напоминающее средневековую крепость здание Товарищества русско-французских заводов «Проводник» начали возводить в 1915 году, чтобы разместить там производство, эвакуированное из Риги. Но строительство шло так долго, что успела произойти Октябрьская революция. Советская власть разместила в производственном комплексе заводы «Металлист» и «Прожектор», а в 1928 году часть площадей отдали только что основанному Московскому Электрозаводу, чьей задачей стало обеспечение выполнения плана ГОЭЛРО.
История завода АТЭ-1
25 декабря 1929 года был создан производственно-технический отдел Московского Электрозавода Государственного электротехнического треста (ГЭТ). Этот день и считается датой основания АТЭ-1. Начавшаяся в 1928 коллективизация выявила острый дефицит сельскохозяйственной техники. А ведь только оснащённые ей хозяйства могли доказать преимущество коллективной работы. Зарождающаяся авиапромышленность тоже требовала множество деталей, так как из-за границы их ввозить было неоправданно дорого. Сотрудники отдела проектировали оборудование для авиации и тракторов, а также разрабатывали методы его внедрения в серийное производство.
В 1932 году отдел реорганизуют в самостоятельное предприятие – Московский завод автотракторного электрооборудования (или кратко «Завод АТЭ-1»). Именно его силами выпущены первые советские магнето, а вскоре к ним добавилось производство генераторов и стартеров. Кроме того, на заводских площадях делали реле-регуляторы и другое электрооборудование для автомобилей и сельскохозяйственной техники (тракторов и комбайнов). Ассортимент постоянно рос вместе с заводом, чья мощность к 1940 году выросла в одиннадцать раз.
Серьёзный удар по коллективу нанесла Великая Отечественная война, так как в армию забрали около 900 человек, и примерно треть из них не вернулась, погибнув в боях. Приблизившаяся к Москве немецкая армия заставила перевезти всё важнейшее оборудование в Куйбышев. Однако те станки, которые не покинули столицу, трудились почти круглосуточно, делая для фронта оружие и боеприпасы. Не замирала и конструкторская работа: в этот сложнейший период произведено 228 станков. Продолжался выпуск электрооборудования и запчастей, причём, номенклатура непрестанно расширялась.
Послевоенный период знаменуется возобновлением прежнего объёма производства. В каталог выпускаемых изделий добавляются новые позиции: утюги, электромоторы для стиральных машин, бытовые весы, стартёры и генераторы для автомобиля «Жигули». Этому способствует замена прежнего оборудования на высокопроизводительное, проведённая в 1970-е гг. На предприятии проходит масштабная автоматизация. В рамках всесоюзного социалистического соревнования рабочие обязались выполнять дневное задания на час раньше окончания смены. Внедряется экономия материалов и повышения качества. Всё это привело к тому, что треть изделий получает Государственный знак качества, а продукция завода отправляется в 76 стран. Заводская многотиражка «Электрик» зафиксировала, что около двух сотен сотрудников за трудовые успехи получили государственные награды.
В начале 1990-х гг. здесь серийно производили почти сто видов электромашин и электроаппаратуры. Главным направлением традиционно оставались электродвигатели, генераторы и реле-регуляторы. Завод сотрудничал с такими гигантами советской промышленности, как ЗИЛ, ГАЗ, АЗЛК, ПО «Кировский завод» и Ростсельмаш. В 1993 году предприятие прошло приватизацию и стало акционерным обществом, сохранив прежнее название. Проведённая модернизация позволила не только оставаться на плаву, но и активно внедряться на новые рынки, пока другие заводы останавливались и банкротились. В 2000 году предприятие стало частью концерна «ПРАМО». С 2008 года торговая марка «АТЭ-1» стала интернациональной, так как часть имеющих её изделий выпускаются за пределами России.
Масштабные модели автомобилей завода АТЭ-1
Массово завод АТЭ-1 выпускал всего две модели легковых автомобилей: A-10 Maserati Mistral 3700 Coupe и Autobianchi Primula. Обе являются ремейками фирмы Mebetoys. Производство стартовало в 1978 году и продолжалось до середины 1990-х гг. По некоторым сведениям, в 1988 году на заводе АТЭ-1 произведена также и опытная партия модели Fiat 1100R.
Мазерати Мистраль-купе
Первые два года модель «Мазерати Мистраль-купе» была с хромированными бамперами, а колёса имели металлические спицы. С 1980 года спицы на колёсах стали пластмассовыми, а бампер покрывали белой краской. С 1982 года на днище стали проставлять цену (3 рубля 50 копеек) и эмблему предприятия. С 1992 года цену ставить перестали. Упаковка имеет три основные типа коробок, каждый из которых имеет версии с различным цветом и надписями.
Ранние выпуски модели «Автобианки Примула» легко отличить по наличию рамок дверных стекол. Позже дверца была уже без них. Самые первые партии комплектовались хромированными металлическими бамперами, которые вскоре заменили на пластик. До 1980 года данный ремейк не имел надписей на днище. С 1982 года на днище проставлялись заводская эмблема, название модели, значение масштаба и розничная цена. С 1992 года эмблему завода и цену с днища убрали, а оставшиеся надписи (масштаб и название модели) передвинули на другое место.