От множества предприятий в истории часто остаётся (как, впрочем, и от людей) лишь две даты – рождения и смерти. Первой для Южноуральского фарфорового завода стало 23 декабря 1963 года. Последняя точно не известна, но по документам производство фарфора здесь остановлено в июле 2008 года. Однако в промежутке между этими двумя датами для завода, выстроенного в промышленной зоне г. Южноуральска (Челябинская область), успело произойти много интересного. И страницы его истории листать не менее занимательно, чем перелистывать рекламный буклет «Южноуральский фарфор».
История Южноуральского фарфорового завода
Несмотря на заявления партии и правительства о неуклонном росте уровня жизни советских людей, набор предметов потребления жителей страны Советов оставался крайне скудным. Это касалось и фарфоровой посуды, так как на душу населения её производилось 1,8 штуки в год, тогда как Чехословакия выпускала на одного гражданина 7,6 предмета в год, ГДР – 6,7 штуки, США – 6,8 штуки, а Франция с её богатыми традициями фарфоровых мануфактур – 8,1 штуки. Доведение потребления фарфора до мировых норм должны были обеспечить строительство предприятий фарфорово-фаянсовой отрасли, среди которых значился Южноуральский фарфоровый завод.
Чашка чайная, агитационная, ЮФЗ (1974-1984 гг.)
Его возведение было нескорым, так как работы, начавшиеся летом 1956 года, продолжались более семи лет. Первая фарфоровая посуда здесь выпущена в декабре 1963 года. Ежегодно отсюда должны были отправлять 12 миллионов изделий, но уже в ходе строительства появилась возможность поставки более производительного оборудования, и плановое задание подняли до 15 миллионов. Завод в Южноуральске стал первым из крупных предприятий по выпуску хозяйственного фарфора на Урале. Путём последовательных модернизаций к 1975 году проектная мощность ЮФЗ составляла уже 27 миллионов изделий в год.
Набор чайный «Яблоки» на 4 персоны (9 предметов), ЮФЗ (1962-1975 гг.)
Мастера искали материал для форм и росписи в окружающем мире, и удачно найденные изобразительные мотивы (ромашки, розы, яблока, помидора) сохранялись, отшлифовывались и обрастали всевозможными версиями. Посуда из Южноуральска массово поступала в магазины не только Урала, но и центральных областей РСФСР, а также уезжала на Дальний Восток, в Сибирь и северные регионы страны. Часть тиража отправляли на экспорт, и посуду с клеймом завода можно было увидеть в Афганистане, Монголии, Йемене, Израиле и даже Австралии. Проработав около трёх с половиной десятилетий, завод успел выпустить более 550 миллионов столовых, чайных, кофейных сервизов и других предметов.
Художники Южноуральского фарфорового завода
Посуда, выпущенная здесь, часто имеет роспись, созданную по мотивам уральских сказаний. Считается, что стиль южноуральского фарфора был задан уже первым поколением его художников, в числе которых И.А. Савин, Н.В. Морозова и В.В. Орлов. Но высокий уровень поддерживали и в последующие годы. Для мастеров, придумывавших сюжеты, Елена Александровна Щетинкина, работавшая на должности главного художника ЮФЗ с начала 1980-х гг., организовывала так называемые «творческие дни», когда можно было посещать выставки или работать дома, изучая необходимую литературу.
Важнейший вклад в становление заводской школы росписи внёс Николай Николаевич Калилов, пробовавший эффектно подать различные направления. Напольная ваза «Казахстан» очаровывает прорезным национальным орнаментом, а декоративный комплект «Бабье лето» привлекает насыщенной палитрой. Среди классического для фарфора кобальтового цвета выделяется придуманный Калиловым столовый сервиз «Мария», где глубокая тёмная синева контрастирует с золотом. Из других работ Калилова высокой оценки добились чайные сервизы «Золотая сетка» и «Огни Магнитки».
Работы Анны Львовны Пановой не раз удостаивались повышенного внимания жюри на международных выставках. Например, её чайный набор «Уральские самоцветы» получил в Болгарии диплом и премию. Очень хорошо восприняли созданное ей к 20-летию полёта Гагарина декоративное блюдо «Я – Земля», форму которого придумал другой признанный мастер ЮФЗ Сергей Александрович Мусаков. Кобальт придаёт удивительную глубину космосу, по которому разбросаны золотые искорки звёзд. След космического корабля тоже выполнен золотыми блёстками. Эта работа заняла второе место на Всероссийском конкурсе.
Клейма Южноуральского фарфорового завода по годам
Сначала для клейма была выбрана лилия, потом её заменил берёзовый лист, а после символом завода сделали белку, добавив для идентификации литеру «Ю».
Последним клеймом завода была лань или косуля. Заявку на регистрацию этого товарного знака ЗАО «Уральский фарфор» подало 29 августа 2005 года. Это клеймо использовалось вплоть до закрытия предприятия в 2008 году.
Пример редкого юбилейного клейма. Им в том числе маркировали и различные изделия, посвящённые 30-летию Южноуральского фарфорового завода.