Wüsthof – это семейный бизнес, который на момент создания обзора управляется уже седьмым поколением семьи Вюстхоф. Основателем фирмы стал Иоганн Абрахам Вюстхоф. Основы металлообработки Иоганн Абрахам перенял от отца Иоганна Вильгельма Вюстхофа, трудившегося точильщиком (поэтому в некоторых источниках основателем указывается Иоганн Вильгельм). Таким образом неподалёку от Золингена появилась компания с длинным названием «Abr. Wüsthof Scheerenfabrik, Staal- und Eisenwaren». Те, кто нарисовал в мыслях масштабный производственный корпус, жёстко ошибаются. На первых порах Вюстхоф работал в погребе. Ранние партии его изделий – это, преимущественно, ножницы.
История бренда
Годом основания считается 1814 год, так как это первое упоминание о компании в местной адресной книге. Изделия Вюстхофа хорошо расходились по округе, и мастер переезжал с места на место, расширяя производство, но не удаляясь от Золингена. Своё мастерство Иоганн Абрахам передал трём сыновьям, а в 1839 году отдал и руководство одному из них – Эдуарду. Молодой Вюстхоф рьяно принялся за дело и кроме уже налаженного производства ножниц начал выпускать различные перочинные ножи. От предков Эдуард, видимо, унаследовал и любовь к длинным названиям. Тридцать лет спустя семейный бизнес Вюстхофов внесли в реестр компаний Эльберфельда под именем «Fabrik & Lager aller Sorten geschmiedeten Scheeren, Taschen-, Feder-, & Dolchmesser, Tischmesser und Gabel, Brod-, Gemüse- u. Schlachtmesser etc». Зато название иллюстрирует, насколько вырос ассортимент фирмы за три минувшие десятилетия. Далее дело от Эдуарда Вюстхофа перешло к его сыновьям – Роберту и Эдуарду.
Младший Эдуард неуклонно расширял каталог компании, доведя количество моделей ножей до 1200. В это число входили разделочные и перочинные ножи, а также ножи для резки овощей и хлеба. Тем временем, его брат Роберт в 1881 году отправился в Америку, волоча за собой два тяжеленных ящика, набитые ножницами и ножами. Вояж, суливший в мечтах манящие перспективы, чуть не оборвался в самом начале. Торговый агент, обещавший принять его, на контакт не пошёл, и выяснилось, что Роберту нечем оплатить даже таможенные сборы за свой груз. Вместо блестящих коммерческих сделок Роберту несколько месяцев пришлось разносить еду, мыть посуду и шить перчатки. Но затем ему улыбнулась Удача: он пересёкся с человеком, просто преклонявшимся перед клинками из Золингена. Выкупив всё привезённой Робертом, новый торговый партнёр заказал в два раза больше. Сделка послужила началу устойчивых поставок изделий Wüsthof в США, а через век – и основанию дистрибьюторской компании Wüsthof-Trident of America, Inc.
На родине дела тоже шли в гору. Удалось купить паровую машину, что привело к механизации отдельных операций и росту объёма. В ХХ веке компания Wüsthof решила охватить не только домашних кулинаров, но и профессиональных поваров. Так появилась серия Classic, остающаяся самой продаваемой серией фирмы, так как составляющие её позиции выпускаются и сейчас. На Дюссельдорфской промышленно-торговой выставке 1902 года у Wüsthof был свой павильон. Каталог 1904 года показывает среди прочих позиций 1125 различных моделей перочинных ножей, чему посвящено 48 страниц. Сын Роберта Вюстхофа, которого тоже звали Роберт, принял дела компании в 1914 году. Под его руководством фирма пережила Первую мировую войну и гиперинфляцию в Германии, а в 1930-е гг. успешно осуществила перевод производства на нержавеющую сталь.
К концу Второй мировой войны Золинген сильно пострадал от разрушений, которые разорили много известных фабрик. Wüsthof спасло, что её производство находилось в пригороде и поэтому уцелело. Следующее поколение Вюстхофов – Эдуард Роберт и Вольфганг – встали во главе бизнеса в 1960 году. Им предстояло решить масштабную задачу по автоматизации, ведь на заводе по-прежнему многие операции велись вручную. Эта модернизация потребовала жертв, значительно сократив каталог, ведь выпуск карманных ножей, ножниц и столовых приборов прекратился. Зато оставшиеся ножи держали высокую марку и хорошо продавались. Wüsthof стала передовиком в области роботизации, уставив первого производственного робота в 1986 году.
Седьмое поколение семьи – это Виола Вюстхоф и Харальд Вюстхоф. В их ведении огромный комплекс из трёх производственных предприятий и отдела исследований и разработок. Все они находят в Золингене. Марка Wüsthof стала одной из самых известных в ножевой отрасли планеты. Двухвековой рубеж деятельности компания встретила поставками в восемьдесят стран мира. В 2017 году доход компании составил 56 000 000 евро.
Примеры ножей Wüsthof
Родоначальник серии Classic появился в 1886 году, поэтому не так уж далёк тот день, когда серия отметит полтора века существования. За время производства она сильно разрослась. На момент создания обзора в неё входит 91 клинок разной формы, и такой представительной серией не обладает больше ни один производитель кухонных ножей в мире. Многие из моделей серии отмечены престижными наградами. Например, 16-сантиметровый нож шеф-повара журнал Ideal Home признал лучшим поварским ножом 2019 года. Награды Housewares Design Awards удостоился в 2008 году 29-сантиметровый нож Panini. А в ноябре 2005 года наивысший рейтинг при тестах, проведённых Consumer Reports, получили ножи Wüsthof линии Classic.
Хотя ножи Wüsthof делают в Золингене, эта серия несёт в себе итальянские мотивы, так как создана совместно с Castello di Serragiumenta из Калабрии. Немецкий клинок здесь в неразрывной связи с рукоятью, сделанной из калабрийской оливы. Удивительный узор дерева уникален, что делает каждый нож неповторимым. Однако для производства не вырубают молодые деревья, а берут уже старые оливы, которые практически не дают плодов.
Silverpoint – серия-исключение. В основном, для ножей Wüsthof берут сталь X50CrMo15 (название этой марки можно увидеть в составе клейма). Но Silverpoint – это сталь марки X46Cr13, поэтому лезвия получаются легче и маневреннее. И это не случайно, так как серия разработана для начинающих кулинаров и поваров-любителей. Однако серия достаточно разнообразна, чтобы привлечь и поваров высокого уровня. В любом случае Wüsthof Silverpoint создана для того, чтобы всю повседневную работу на кухне делать легче и быстрее.
Клеймо ножей Wüsthof
До 1895 года фирма Wüsthof маркировала свою продукцию двумя скрещенными стрелками. В мае 1895 года в Имперском патентном бюро Берлина в качестве торговой марки зарегистрировали трезубец («Dreizack»).
Трезубец остаётся товарным знаком Wüsthof и по сей день, но за прошедшее время его цвет менялся. Привычный красный фон, под которым компания обрела мировую известность в период глобализации, он получил в 1967 году.
Но узнаваемость логотипа не остановила компанию от ребрендинга. В 2018 году трезубец претерпел инверсию: вместо белого цвета на красном фоне он стал красным на белом фоне. Надо помнить, что торговая марка Wüsthof охраняется законодательством большинства государств мира.
Интересно, что в Золингене существует ещё один Wüsthof - завод металлоизделий Carl Wüsthof KG Gladiator, тоже выпускающий ножи (в том числе и кухонные). Однако он, конечно же, имеет собственный товарный знак, где в овале изображён путник с посохом. Фирма эта создана в 1895 году.