История фабрики насчитывает более полутора веков. Предприятие процветало благодаря постоянному совершенствованию технологий, внедрению новых стилей и материалов. Продукция славилась функциональностью, высоким качеством, оригинальным дизайном. Вюртембергская фабрика металлоизделий выпускала товары для дома, общепита, отелей, пищевой промышленности.
Коллекционеры особенно ценят посуду и предметы домашнего обихода 1900-1910 годов, покрытые серебром. В это время выпустили лучшие образцы в стиле модерн. Цены на некоторые лоты WMF достигают тысяч евро. Путеводителем для коллекционеров является переизданный каталог 1906 года на 400 страниц. В нем даны цены и описания более 2 тысяч наименований посеребренных изделий.
Молочник лаконичной формы, латунь, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий ("WMF"), Германия, 1925-1930 гг.
Württembergische Metallwarenfabrik в 19 веке
Хозяин мастерской по ремонту металлических изделий Даниэль Штрауб в 1850 году открыл сталелитейную фабрику. На предприятии «Maschinenfabrik Geislingen» изготавливали металлоконструкции и турбины. Он получил крупный заказ на детали для строительства железной дороги. В 1953 году Штрауб объединился с братьями Швейзер, они начали производство посеребренных изделий (этот год считается датой основания компании). Подсвечники, емкости для охлаждения вина, подносы участвовали во всемирной выставке 1862 года в Лондоне, компанию наградили золотой медалью.
Половник для соуса, украшенный монограммой, металл, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий (WMF), Германия, 1910-1925 гг.
В середине 1860-х годов бизнес полностью перешел к семье Штрауб, им управляли Даниэль и его сын Генрих. Они открыли фирменный салон в Берлине, за 10 лет расширили ассортимент до 960 моделей, количество работников доходило до 2 сотен. После смерти Генриха процветающее семейное дело пошатнулось. Даниэль Штрауб был вынужден объединить Вюртембергский завод «Straub & Sohn» с главным конкурентом — «Ritter & Co», где применяли новый метод гальванического серебрения. Метод позволял покрывать металлические изделия ровным слоем серебра, позволял использовать дорогостоящие материалы чрезвычайно экономично, изготавливать сложные формы. В результате объединения появилась компания «Württembergische Metallwarenfabrik». Также акционером компании стал Württembergische Vereinsbank.
Сливочник объемом 50мл, нержавеющая сталь, фабрика Württembergische Metallwarenfabrik (WMF), Германия, 1930-1960 гг.
В последующие 3 десятка лет WMF (1882-1905 гг.) успешно развивалась и поглотила еще несколько предприятий. Выпускали интерьерную, столовую, кухонную продукцию. Фирма выстроила собственный стекольный завод, производство запускали специалисты, приглашенные из Богемии. В начале 1890-х годов изобрели и запатентовали особый метод серебрения кухонной утвари, который позволял перераспределять слой серебра, делать его более толстым и прочным в местах наибольшего износа.
WMF в 20 и 21 веке
Важной вехой в истории компании стало приобретение в 1905 году кельнской фирмы «ORIVIT AG», которая славилась художественными изделиями из сплавов на основе олова. Работы в стиле модерн, созданные на этой фабрике в составе WMF, высоко ценятся коллекционерами. Для декорирования использовали растительные элементы, изображения животных, женские образы, созданные по мотивам плакатов художника А. Мухи.
Табакерка овальной формы, украшенная рельефным декором, латунь, серебрение, 1935-1945 гг.
В начале 20 века параллельно с модерном развивался и модернизм. Для изделий «ORIVIT», созданных в этом стиле, характерны простые формы, лаконичный декор, линейность. В 1925 году открыли производственную линию IKORA, которая была ориентирована на ценителей современного искусства. Предметы массового производства дополняли декором, выполненным вручную. В ассортименте были мельхиоровые, латунные, никелированные образцы, а также вещи, изготовленные с использованием стекла и хрусталя. У коллекционеров пользуются спросом изделия, при создании которых металл сочетали с эмалью.
С 1927 года компания наладила серийный выпуск продукции из пищевой нержавеющей стали класса V2A. В 1930-х годах начали делать кофе-машины для пищевой промышленности, изготовили первую скороварку. В 1935 году открыли цех по производству художественной керамики.
Ваза миниатюрная с прорезным бортом, латунь, серебрение, 1909-1914 гг.
В годы Второй мировой войны WMF выпускала продукцию для нужд фронта. Структура сбыта, пострадавшая во время войны, была восстановлена к началу 1950-х годов, возобновили экспорт в другие европейские страны, США, Канаду.
В 2003 году компания отметила свой 150-летний юбилей. Правда, с 2016 года она утратила самостоятельность и теперь входит в состав французской Groupe SEB. Около 11 000 отдельных предметов WMF вошло в список памятников Германии (Denkmalliste).
Клейма WMF по годам
Если проанализировать хронологию маркировки, то можно убедиться, что у WMF существует два основных логотипа. Первый собирается из трёх букв – аббревиатуры «Württembergische MetallwarenFabrik». Второй представляет фигурку бегущего страуса. Кроме того, на клеймах встречаются дополнительные обозначения, позволяющие детально понять материал изделия и характер его покрытия.
Период с 1880 и до середины десятилетия (около 1886 года) клеймо WMF состоит из трёх букв «W», «M» и «F», где две последние иногда соединены вместе. Шрифт без засечек. Порой присутствуют точки. Длина клейма «WMF» этого периода от 3,1 до 4 мм. На предмете присутствует обозначение объёма в литрах. «I/O» означает, что толщина нанесённого серебра соответствует стандарту. Сокращение «as» информирует, что предмет был подвергнут искусственному затемнению, которое придаёт античный вид («состаренное серебро»).
С 1886 по 1903 год к названию фирмы прибавляют ещё и литеру, обозначающую сплав, на который наносится серебро: M – Messing (латунь), В - Britannia metall (оловосодержащий сплав) и N – Neusilber (нейзильбер). Буквы могут быть и с засечками, и без них. Иногда они помещены в рамку. Длина клейма из четырёх букв от 3,2 до 5,6 мм.
Появляются новые обозначения. «OX» - это немецкое «oxydiert» или английское «oxidized», информирующее об искусственном затемнении нанесённого слоя серебра. Литера «О» в ромбе сообщает, что слой серебра в полтора раза превышает стандарт. Сокращение «gg» происходит от немецкого «ganz vergoldet» («целиком позолоченный»)
С 1890 по 1903 год встречаются также наклонные буквы в клейме. Остальные элементы маркировки остаются прежними.
Маркировкой «Рога», созданной на основе исторического герба королевства Вюртемберг, могли помечать изделия, созданные в период, когда фирма отмечала 20-летний юбилей.
Словом «GEISLINGEN» в прямоугольной рамке маркировали полую посуду WMF на основе аргентана (альпаки), покрытого серебром. Длина клейма 6,6-6,7 мм. Шрифт без засечек. Проставлялось в 1898-1903 гг. Это прямая отсылка к месту производства - городу Гайслинген-ан-дер-Штайге.
Клейма изделий на экспорт. Вариант слева проставлялся с 1886 по 1903 год. Вариантами справа маркировали посуду с 1895 по 1903 гг.
Клеймо бегущего страуса в ромбе с двухстрочной надписью WMF/G, где «G» - это сокращение от «Geislingen», появляется в 1903 году. Ромб вписан в разлинованный прямоугольник размерами от 3,6х4,2 мм до 3,9х4,7 мм. Такой вариант клейма используется до 1910 года включительно. Ранее неразобранное «MB» - это комбинированное использование как латуни (M), так и Britannia metall (B). На одном из клейм имеется знак в виде цветка с шестью лепестками, означающий «Особый заказ» или «Особый выпуск».
При недостатке места клеймо делали меньшим размером и вытягивали строкой, так как «WMF» приходилось выносить из ромба. Длина надписи «WMF» от 3,2 до 3,6 мм.
С 1909 до 1920 года товары, отправляемые во Францию, маркировались знаком, где ромб со страусом находился не в прямоугольнике, а в разлинованной арке.
С 1910 по 1925 год и в основную маркировку решили привнести арку, но выделить прямоугольник, оставив именно его разлинованным. На большинстве изделий стоит клеймо, размещённое справа. Считается, что им маркируют изделия с 1 июня 1910 года. Слева приведён редкий вариант клейма, где страус бежит иначе, делая широкие шаги. Это клеймо появилось позднее основного.
Дополнительные обозначения остаются всё теми же. «BM» - это комбинированное использование как Britannia metall (B), так и латуни (M). А одиночная N – это «Neusilber» (нейзильбер). Однако вместо неё может и стоять «ALPACCA».
С 1920 по 1930 год страуса сменяет фирменное клеймо «WMF», где буквы располагаются в две строки и вписаны в квадрат или прямоугольник. Причём, первые две обретают собственный стиль.
Экспортные изделия из нейзильбера, поставляемые в этот же период в США или Великобританию, можно отличить по специфическому обозначению «NS»: сокращение от «New Silber» (англ.) или «Neu Silber» (нем.).
Однако страус вовсе не потерялся бесследно. Клеймо с ним используется для изделий в стиле Art Deco в период с 1925 по 1930 год. Клеймо различается не только по хвосту страуса (поднятый или опущенный), но и по размеру. Ромб, где страус с круглым опущенным хвостом имеет размер 4,7х5,6 мм, а с загнутым вверх хвостом ромб заметно больше - 7,3х9 мм.
Для столовых приборов клейма периода 1903-1930 гг. имеют следующие варианты. Причём, страусом в вертикально вытянутом ромбе маркировалась экспортная продукция.
Арка тоже возвращается. Только теперь в ней не бегущий страус, а то самое двустрочное стилизованное «WMF». Фирменная разлиновка здесь тоже присутствует, однако теперь она захватывает верхнюю часть арки. Таким клеймом маркируют изделия в период с 1930 по 1935 год.
Предвоенные годы и весь период Второй мировой войны используется клеймо без разлиновки. То есть и арка, и прямоугольник (квадрат) внутри себя линий не имеют.
С середины 1920-х гг. и до 1950 года используется также специализированное клеймо «IKORA», которое многие называют «Башня». Указание «WMF» на нём выполнено уже в фирменном стиле. На клейме изображена Эдемская башня (Ödenturm), являющаяся одной из основных достопримечательностей города.
Клеймо 1945-1950 гг. напоминает маркировку предвоенных и военных лет. Но оно меньше размером и имеет дополнительные указания в две строки: «Württ. METALLW. FABRIK» и «Geislingen-Steige». Нижняя строка обозначает место производства.
Следующие полтора десятилетия (1950-1965 гг.) клеймо упрощается. Стилизованные три буквы в две строки заключаются в прямоугольник размером от 1,3х1,4 мм до 1,4х1,6 мм.
И, наконец, после 1965 года клеймо минимизируется. Теперь исчезает и обрамление, оставив три стилизованные буквы, как закрепившийся всемирно известный бренд.
Обозначения, которые могут встречаться на изделиях WMF:
- bg - позолоченная основа;
- brass – латунь (экспортное изделие);
- copper – медь (экспортное изделие);
- D.R.P. Deutsches Reichspatent - имперский патент Германии;
- ep - гальваническое покрытие;
- go – позолота;
- ig – позолота внутри.