Хотя сейчас под торговой маркой Wenger продаются часы и аксессуары для бизнесменов или путешественников, в историю она войдёт, как один из лидеров в производстве складных швейцарских ножей с расширенным набором дополнительных функций. Когда-то приобретённые ножи Wenger до сих пор остаются в строю. Ведь по качеству они ничем не отличаются от аналогов другой знаменитой швейцарской фирмы Victorinox, которой марка Wenger принадлежит сейчас. А для кого-то нож Wenger – это кусочек яркого и счастливого детства, подарок из наполненной приключениями юности, а также инструмент, который выручил в непростой ситуации или даже спас жизнь.
История бренда
Отсчёт деятельности будущий ножевой гигант ведёт с 1893 года, когда Поль Беша основывает ножевую фабрику в Куртеле и даёт ей своё имя – Paul Boéchat & Cie. Но под этим названием она прожила недолго, так как в 1895 году управление компанией переходит группе предпринимателей из Делемона, которые меняют название фабрики на Fabrique suisse de coutellerie SA («Швейцарская фабрика по производству ножей»). В 1898 году руководство фабрики берёт на себя тридцатилетний Тео Венгер – ключевая фигура, за будущие три десятилетия сумевшая превратить вполне заурядную фабрику во всемирно известный бренд. Венгер видит, что компания может совершить значимый рывок, лишь укрупнившись. Поэтому в 1900 году путём слияния его предприятия с Basler Besteckfabrik, располагавшейся в Базеле, рождается фирма Schweizer Besteckfabrik («Швейцарская фабрика по производству инструментов»), а её деятельность переносится в Делемон.
На тот момент уже десять лет официальным поставщиком складных ножей для армии Швейцарии была фирма, которая в будущем возьмёт себе имя Victorinox. Начав с поставок ножа, снабжённого кроме основного клинка ещё и отвёрткой для разборки винтовки Schmidt-Rubin, она успела запатентовать офицерский и спортивный ножи. Казалось, с насиженного места её никак не сдвинуть. Но в 1901 году воинские части получают карманные ножи, сделанные компанией Тео Венгера. Работа идёт успешно, ключевая роль Венгера никем не оспаривается, и это даёт ему возможность, выкупив бизнес, в 1907 году тоже дать ему своё имя – Wenger & Co. SA. Швейцарская армия, видя, как Victorinox и Wenger бьются за контракты, выжимает из сложившейся ситуации максимальную выгоду: заказы распределяются между компаниями поровну, чтобы ни та, ни другая не задирали цены.
В 1922 году на сцене появляется Каспар Эртли (Kaspar Oertli) в качестве крупного акционера. Тогда же название упрощается до Wenger SA. Значение Эртли проявляется в конце десятилетия, так как после смерти Тео Венгера в 1928 году именно ему достаётся контрольный пакет акций. Эртли считает бизнес очень перспективным и толково развивает его, сохранив торговую марку и превратив в семейное предприятие. После Второй мировой войны многие европейские предприятия остановлены, разрушены или (если они немецкие) вывезены в качестве репараций. Нейтральную Швейцарию война не задела, поэтому «Венгер» проводит крупную экспансию на опустевший рынок Западной Европы. В 1947 году руководство Wenger переходит Максу Эртли. Поступавшую прибыль он грамотно отправляет на внедрение автоматических линий, что значительно увеличивает ежегодный объём выпуска.
В 1986 году работу Wenger нарушил большой пожар. Компания, устраняя последствия, проводит очередную модернизацию и пересматривает традиционные позиции каталога. Снизить убытки планируется запуском часов Wenger, так как швейцарские часовые механизмы не менее популярны в мире, чем швейцарские складные ножи. Ножи тоже не забыты: осуществлён заказа лимитированной серии для Tiffani и запуск швейцарского армейского ножа Wenger в космос на корабле NASA (30 июня 1992 года швейцарский космонавт Клод Николье захватил на борт корабля Space Shuttle свой нож этой марки). Но через полтора десятилетия после пожара Америку сотрясают террористические атаки. Ужесточаются правила полётов, а складной нож исчезает из списка допустимой ручной клади. Продажи карманных ножей резко снижаются, а вместе с этом и прибыль. У Victorinox из-за большего объёма производства есть хороший запас прочности, которым Wenger не обладает.
Оживить производство предполагалось добавлением к специальной серии в дизайне Porsche (2000 г.) уникального предмета Swiss Business Tool, объединившего помимо привычных предметов ещё степлер, антистеплер и дырокол. В 2004 году дизайнеры поменяли форму швейцарского армейского ножа, думая привлечь новым видом и массы, и коллекционеров. Но эти проекты не смогли вернуть бизнес в прежнее русло, и через год Wenger становится собственностью его извечного конкурента Victorinox. Перед поглощением новый владелец неоднократно заявлял, что будет неукоснительно поддерживать знаменитый швейцарский бренд в виде дочерней компании.
На первых порах обещания соблюдались, и под маркой Wenger даже появлялись новинки. Например, в 2006 году на рынок поступил эксклюзивный карманный нож NailClip. А затем появляется и пара ножей Alinghi, сконструированных для яхтсменов. В этот же период логотип Wenger ставят на громадный нож, куда умещается 87 инструментов со 141 функцией. Под именем «Гигант» (The Giant) его заносят в Книгу рекордов Гиннеса. При стандартной длине 85 мм его ширина достигает 230 мм, а весит он 1,345 кг, так что карманной эту модель уже никак не назвать. На базе армейского ножа образца 1908 года дизайнеры Wenger создают лимитированную серию Heritage. Начинается производство перспективных моделей Ranger, в рукоятях которых используются материалы Grip и SoftTouch. Но руководство Victorinox посчитало более выгодным слить производство ножей в один бренд. И с 15 августа 2014 года выпуск ножей Wenger прекратили.
Наиболее популярные модели с производства не сняли, но продаются они теперь под торговой маркой Victorinox. Однако это не стало последним появлением торговой марки Wenger на ножах. С 2017 года на рынок поступил Wenger Red – стандартный карманный армейский нож небольшого размера, на красном боку которого красовалась привычная эмблема «Венгер». Правда, нож можно считать лишь данью вежливости, так как его поставки идут в коробке с логотипом и фирменным знаком Victorinox, да и на лезвии тоже клеймо явно не фирмы Wenger.
Но поклонники «Венгера» всё ещё надеются, что когда-нибудь под их любимой торговой маркой снова будут продаваться новинки, которые ещё удивят фанатов карманных ножей.
Примеры ножей Wenger
Модель Evolution 17 показали широкой публике в 2007 году. Эксперты оценили хорошее сочетание небольшого веса (88,9 грамма для ножа с клинком версии S) с предложенным набором инструментов: пилочка для ногтей, микрозазубренные ножницы, открывашка, пила по дереву, шило, штопор и др. Из отделяющихся предметов сюда включены зубочистка и пинцет. Исходя из этого Evo 17 подходит и для ежедневного ношения, и для походов. Основное лезвие имеет механизм блокировки.
Куда интереснее выглядит Mike Horn Souvenir Evolution 17 с рукоятью цвета конфеты-ириски из специального композитного материала, полученного из переработанных продуктов. Хотя у неё нет блокировщика основного лезвия, этот нож продавали дороже основного варианта с классической красной рукоятью. Годом ранее эту же модель выпустили в рамках серии Patrouille Des Glaciers. Её отличали синие накладки с черными неопреновыми вставками, на которых изобразили контур горы и разместили указание «PATROUILLE DES GLACIERS». После прекращения выпуска ножей Wenger модель Evolution 17 продавали, как Victorinox Delémont.
В сравнении со стандартным армейским ножом Nail Clip, имея длину 65 мм, просто малыш. Но перед нами не базовый комплект инструментов для облегчения воинской службы, а миниатюрный маникюрный набор. Кроме лезвия малой формы здесь есть кусачки для ногтей, ножницы с рычажным механизмом, зубочистка, пинцет и маникюрная пилочка, которая также служит очистителем для ногтей и отвёрткой для маленьких винтов. При помощи кольца Nail Clip можно подвесить на связку с ключами. Весит нож всего 30 граммов.
Клеймо ножей Wenger и боковая маркировка
Несведущему легко перепутать товарные знаки Wenger и Victorinox. Опытному человеку известно, что крест Victorinox покоится на щите характерной формы, разделённом на две части, а крест Wenger заключен в квадрат с округлыми углами.
Но за время существования компания успела неоднократно провести ребрендинг, что сказывалось и на логотипе, и на клейме. Например, символ арбалета был взят в качестве клейма в честь национального героя Швейцарии Вильгельма Телля, так как по легендам у этого непревзойдённого стрелка была своя оружейная мастерская. Ниже размещена подборка из созданного энтузиастами в 2017 году каталога, показывающая, как менялось у Wenger клеймо на клинках.
Также приведём ниже эволюцию креста Wenger, который можно увидеть на гражданских (верхняя часть таблицы) и на армейских ножах (нижняя часть таблицы). Сведения взяты из того же источника.