Феникс известен тем, что эта легендарная птица способна возродиться из собственного пепла. Буквально такая же история произошла с фарфоровой мануфактурой Wagner & Apel, основанной в 1877 году и чуть было не закрывшейся в период ГДР. Но возвращение в частные руки и накопленный опыт дали ей возможность проявить себя снова. И вот уже более тридцати лет постсоциалистического периода эта компания уверенно держится на рынке художественного фарфора.
История фарфоровой мануфактуры Wagner & Apel
В 1875 году в Гревенталь (Gräfenthal) приехал промышленник Кух, которого поразило, как быстро можно обогатиться на фарфоре. Впечатлённый этим открытием он решил строить собственную фабрику, но не в Гревентале, чтобы не толкаться у конкурентов под ногами, а неподалёку - в местечке Липпельсдорф. Через два года фарфоровая мануфактура Kuch & Co выдала первый товар. В частичке «и компания» умещались Бернхард Вагнер, Карл Мюллер, а также братья Карл и Райнхольд Апель. Вагнеру настолько понравилось работать с фарфором, что он обзаводится собственной небольшой мастерской по выпуску фигурок животных. Видя его увлечение, братья Апель познакомили Вагнера с Германом Лойбе, который владел фабрикой Leube & Co в Райхмансдорфе.
Самого Коха не сильно впечатлил выпуск фарфора, и через несколько дел он надумал переключиться на другие проекты. Как только Вагнер узнал, что Кох покидает компанию, он вышел к братьям Апель и Герману Лойбе с коммерческим предложением взять фабрику в собственность. Поэтому в 1883 году мануфактура меняет название на Wagner, Apel & Leube. Развитие железнодорожной сети сулило хорошие перспективы, так как отправка товара на дальние расстояния значительно упрощалась. Однако, как только в Липпельсдорф обзаводится вокзалом, Лойбе обнаруживает, что дел здесь стало настолько много, поэтому под вопросом становится существование его собственной фабрики.
В 1901 году, когда Лойбе окончательно распрощался с компанией, Бернхард Вагнер вместе с Антоном и Бернхардом Апелями регистрирует фирму Wagner & Apel, что снова меняет вывеску мануфактуры, но зато дарит ей имя, под которым она войдёт в историю фарфора. С 1902 по 1908 год на фабрике идёт возведение двух круглых угольных печей, а в 1910 году к цехам добавляется мельница. На тот момент над производством фарфора работает уже полторы сотни человек. Состав владельцев обновляется, так как владение мануфактурой переходит к потомкам изначальных хозяев - Раймунду Вагнеру, а также Курту и Эрике Апель (последняя непосредственно в управление фабрикой не участвует, помогая только финансово).
Расцвету фабрики помогает выпуск статуэток. Но это по большей части не фигурки животных, о которых когда-то мечтал Бернхард Вагнер, а малая пластика, выполненная по иллюстрациям Хиллы Пейк и Бертрама, сделанным для детских книг. Чтобы перевести рисунок в объём, приглашают знаменитого скульптора Ойгена Доттервейха. Популярность товара и хорошая выручка дают возможность модернизировать фабрику. В 1937 году здесь строят машинный зал, работу которого обеспечивают паровые механизмы фирмы Assmann & Stockder.
Статуэтка «Олени»
О происходившем на фабрике в период строительства социализма имеются противоречивые сведения. Например, Christopher S. Marshall считает, что в 1949 году фабрику полностью национализировали. Официальный же сайт сообщает, что с 1949 по 1960 год она управлялась Эрнстом Вагнером и Куртом Апелем. В 1960 году 25% акций перешло государству, а полная экспроприация прошла только в 1972 году. Но это уже история не Wagner & Apel, а VEB Porzellanfiguren Lippelsdorf (позднее VEB Porzellanfiguren Gräfenthal), когда с 1976 года руководство фабрики потеряло любую независимость в принятии решений.
Хроники Wagner & Apel возобновляются в 1990 году. На волне отказа от государственной собственности проходит реприватизация фабрики, и её владельцами становятся правнучка Вагнера Ингеборг Зайберт, а также Хельга Кох. Ганс-Генрих Зайберт (супруг Ингеборг) становится управляющим предприятия, и в этом ему помогают Марика Розенбуш и Регина Кестнер. Несмотря на внедрение новых технологий, руководство фабрики очень гордится, что все важные работы здесь, как и 140 лет назад, выполняются вручную. Это придаёт каждой статуэтке, выпущенной Wagner & Apel GmbH, индивидуальность. Имея в распоряжении большой запас старых моделей, здесь продолжают выпуск фигурок, которые завоевали популярность в предыдущие десятилетия. Чтобы расширить сеть поставок, фирма участвует в международных выставках. В 2002 году за защиту и сохранение исторических зданий ей была вручена премия «Thüringischer Denkmalschutzpreis».
Клейма Wagner & Apel по годам
Как утверждают исследователи, нет никаких достоверных клейм периода Kuch & Co и Wagner, Apel & Leube. Изученный период клейм начинается с Wagner & Apel, то есть с 1901 года.