Спор за принадлежность Эльзаса и Лотарингии много раз приводил к кровопролитным войнам между немцами и французами. Но эти пограничные земли вместе с проблемами, доставляемыми войнами, впитывали и культуру двух народов. Сложные периоды, которые ввергали одни семейства в разорение, нищету и гибель, для других становились временем больших возможностей. Примером может служить семейный бизнес Франсуа Боха, начавшийся в деревне Оден-ле-Тиш (герцогство Лотарингия) и подаривший миру знаменитую компанию Villeroy & Boch. Первая составляющая может читаться на немецкий лад - Виллерой и на французский - Виллеруа. В обзоре мы выбрали французскую версию.
Начало большого пути
Рождением компании сейчас принято считать 1748 год, когда Франсуа Бох, носивший титул «королевский бомбардир» и поставлявший французской армии пушечные ядра, решил кардинально изменить жизнь. Он видел, как много денег знать готова заплатить за фарфоровую посуду и безделушки, и подумал, что с новым делом справится ничуть не хуже, чем с литьём стали. В здании, ранее служившем кузницей, он открывает керамическую мастерскую. Тарелкам, чашкам, кастрюлям и супницам, которые здесь выпускались, быть может, по росписи ещё было далеко до совершенства, однако по качеству они ничуть не уступали лучшим из завозимых образцов. Посуда быстро нашла благодарных покупателей, а Франсуа Бох получил не только большую прибыль, но и великое уважение местных жителей, избравших его мэром. В 1754 году он покидает наш мир.
Кашпо в виде плетёной корзины, фаянс, золочение (1920-1931 гг.)
Через двенадцать лет произошёл очередной передел границ, и Лотарингия отошла к Франции. Керамическая мастерская, где продолжали трудиться сыновья Боха и нанятые им рабочие, оказалась на территории уже поделённого рынка сбыта, насыщенного конкурентами. Фирму, на тот момент звавшуюся «Jean-François Boch et Frères», спас хитрый ход, когда её глава Жан-Франсуа Бох наладил поставки в Люксембург, где снискал милость императрицы Священной Римской империи Марии Терезии. Это дало возможность построить фабрику в её владениях. Производство в Сетфонтене получает гордое название «Manufacture Impériale et Royale» («Императорская и королевская мануфактура»). Происходит переход от ручного труда к серийному выпуску посуды. Получив право использовать имперский герб, фабрика успешно развивается. А в 1770 году стараниями младшего из братьев Пьера-Жозефа здесь начинается выпуск предметов, объединённых маркой «Alt Luxemburg» («Старый Люксембург»). Для них характерен ветвистый узор «Brindille», также называемый «вечнозелёный». Серьёзный ущерб фабрике нанесли в 1792 году, когда революционно настроенные французские солдаты, захватив Люксембург, грабили окрестности. Братья стоически переносят трудности и в течение трёх лет усердно восстанавливают разрушенные корпуса и оборудования. Усердие вознаграждено тем, что в 1802 году их продукция получает тёплую оценку на промышленной выставке Парижа. Укрепить финансовое состояние помогла торговая блокада, введённая Наполеоном и отрезавшая путь во Францию английским поставщикам дешёвого товара.
Промышленный прогресс
Параллельно развивается второй сюжет этой истории, когда предприниматель Николас Виллеруа с двумя партнёрами выкупает фаянсовую мануфактуру Водреванжа (ныне Валлерфанген). Дела складываются так, что к концу века Виллеруа управляет ей уже в одиночку. Его стараниями внедрены многие прогрессивные решения. Во-первых, печи начинают топить не дровами, а углём. Во-вторых, оборудование обновляется командой экспертов, собранных не только из Франции, но и из Англии. В-третьих, именно Виллеруа в 1815 году применяет процесс печати на меди, заметно сокративший издержки на декорирование.
Во время очередной передачи власти по эстафете поколений семейства Бохов зажглась звезда ещё одного Жана-Франсуа – сына Пьера-Жозефа, который возле города Метлах на реке Саар основывает свою мануфактуру. Здесь тоже ускоренно внедряются различные технические новинки: угольные печи, пирометр, контролирующий температуру обжига, и механическая штамповка заготовок, удивившая бы даже прогрессивных англичан. Прорывным на этом этапе истории стала разработка в 1829 году нового типа фаянса белого цвета, по виду мало чем отличающегося от фарфора. Так как всё переоснащение идёт не только на деньги Жана-Франсуа, но и на средства его жены Анны Бушманн, посуда поступает на рынок под торговой маркой «Boch-Buschmann». Стремясь увеличить доход, необходимый для развития мануфактуры, Жан-Франсуа начинает торговать мозельским вином и, разъезжая по округе для налаживания поставок, знакомится с Николя Виллеруа. Два непосредственных конкурента вместо сражений за передел рынка начинают тесно общаться и в какой-то момент приходят к идее, что развивать производства будет легче, объединив усилия.
Создание Villeroy & Boch
14 апреля 1836 года согласно подписанного соглашения заводы семейства Бохов в Сетфонтене и Метлахе, а также фабрика Виллеруа в Валлерфангене становятся единым предприятием. Чтобы подчеркнуть, что дело продолжают не просто компаньоны, а родные люди, в 1842 году заключается ещё один союз – на этот раз семейный: сын Жана-Франсуа Эжен Бох берёт в жёны внучку Николаса Виллеруа Октавию. Когда два фронта слились в единую армию, можно было подумать о прорыве на новом направлении. Им стала хрустальная мастерская в Вадгассене, которая дополнила уже существующий ассортимент посуды стаканами, бокалами и прочими предметами. Начались поставки в Париж, Варшаву и Лондон. Постройка железной дороги позволила отправлять товар даже в Санкт-Петербург и Москву. Посуду Villeroy & Boch охотно покупали как на юге Европы (Испания, Италия и Греция), так и на её севере (скандинавские страны). Вторую половину 19-го столетия Villeroy & Boch встречают поставками в обе Америки.
Пара тарелок с растительным декором из серии «Valeria», фаянс, деколь (1960-1980 гг.)
Фирма занимается не только бытовой посудой, но и выпуском костяного фарфора, а также декорированного керамогранита. Вскоре компаньоны поняли, что будущая прибыль фигурально лежит под ногами, что привело к созданию знаменитой метлахской плитки (Mettlacher Platten). Далее последовало строительство изразцовой мануфактуры. Наступление на восточные рынки знаменуется созданием фабрики в Дрездене. Плитку Villeroy & Boch заказывают известные магазины, а их посетители, восхищаясь художественной отделкой, желают видеть такую же в своих поместьях. Практически первыми Villeroy & Boch поняли, какую выгоду им сулит развитие водопроводных сетей, и начали производство керамической сантехники. Наряду с массовой продукцией освоен выпуск уникальных предметов, способных поразить и даже императорские дворы. Тому пример - баварский король Людвиг II и его романтический замок Нойшванштайн.
Villeroy & Boch в ХХ веке
Первая мировая война, где Германия оказалась в стане проигравших, перекроила границы Европы, отрезав Саар от Villeroy & Boch. На тот момент капиталы компании уже были столь велики, что потеря саарской фабрики не стала для неё катастрофой. Приобретены Steingutfabrik und Kunsttöpferei Franz Anton Mehlem в Бонне, затем Mosaikfabrik Deutsch-Lissa под Бреслау (ныне Вроцлав), а также Steingutfabrik в Торгау. Для лучшего управления все предприятия объединены в одну сеть, которой руководят из дрезденской штаб-квартиры. Значительным контрактом становится поставка 10 000 квадратных метров плитки для Голландского тоннеля, прошедшего под Гудзоном, соединив Нью-Йорк и Нью-Джерси.
Ни один модный стиль не прошёл мимо компании Villeroy & Boch. Её изделия в стиле Баухаус и ар-деко пользуются неизменной популярностью. Проблемой стало падение платежеспособности населения. В 1920-е гг. положение Веймарской республики устойчивым не назвать, а далее разразился мировой кризис, сильно пошатнувший Америку. Поэтому масштабные проекты приходится сворачивать. Выстроенная сеть распадается, некоторые фабрики приходится закрыть, а остальные выживают, налаживая самостоятельные поставки. Вторая мировая война вновь жестко усекает владения Villeroy & Boch. Фабрики Вроцлава, Торгау и Дрездена оказываются на землях социалистического лагеря и впоследствии национализируются. А саарское производство становится экономически завязанным не на Германию, а на Францию.
Тарелка настенная «Пейзаж», фарфор, роспись, аэрография (1920-1935 гг.)
На удар судьбы Villeroy & Boch отвечают прорывами по новым направлениям. Центром принятия решений вновь становится Сетфонтен, где налажен выпуск стекловидного фарфора, обладающего повышенной твёрдостью и устойчивостью к царапинам, что открывает посуде Villeroy & Boch доступ в заведения общественного питания. Следующим шагом стал Fine Vilbo China, где белоснежный цвет высококачественного фарфора соединился с твёрдостью фарфора стекловидного. В начале 1970-х гг. компания успешно завоёвывает рынки Японии, а в середине этого же десятилетия приглашает известного дизайнера Луиджи Колани, который превращает обычную ванную комнату во вселенную, которая от A до Z заполнена изделиями Villeroy & Boch. Вторая половина 1970-х гг. проходит под развитием костяного фарфора, выпуск которого приобретает грандиозный размах. И здесь усилия вознаграждены: посуда Villeroy & Boch заказывается для чайных церемоний Ватикана.
Прошедшие два десятилетия XXI века ознаменовались очередными достижениями Villeroy & Boch, не покидающих когорту ведущих мировых производителей керамики. К очередному юбилею руководство вспомнило о «Старом Люксембурге» и поручило «оживить» оформление, которое позволило компании достичь невиданных для 18-го столетия высот. Впрочем, и современные декоративные мотивы у Villeroy & Boch не менее успешны традиционных. Новинки, представленные на международные конкурсы, удостоены различных наград.