Производство фарфора чем-то напоминает ремесло кондитеров. Мастера замешивают массу по рецепту, который придумали 200-300 лет назад, разливают в формы, запекают, декорируют. Тонкостенная расписная посуда, изящные предметы интерьера до сих пор завораживают ценителей прекрасного. В нашей стране такие изделия выпускает завод, расположенный в Вербилках.
Основание фарфоровой мануфактуры в Вербилках
Фарфоровую фабрику в селе Вербилки открыл в 1754 году Франц Яковлевич Гарднер. Шотландский купец много ездил по России в поисках подходящей глины. Сырье сыскалось в окрестностях Чернигова. Как же Францу Яковлевичу удалось узнать рецепт производства тонкостенной керамики? В середине 18 века производство Гребенщиковых (Гжель) ожидал крах, накопились огромные долги. Франц Яковлевич помог уладить проблемы с кредиторами (выступил поручителем) в обмен на секрет массы и технологию производства.
Сервиз из Вербилок преподнесли в подарок Екатерине Великой. Императрица он настолько впечатлил, что вскоре последовал заказ на три орденских сервиза, каждый из которых насчитывал сотни предметов. На фабрике делали роскошную посуду для императорского двора, для домов высшей аристократии. Наладили массовый выпуск фарфоровых изделий.
Производство росло, за 10 лет количество работников удвоилось. К 1780 году на заводе работало уже полторы сотни человек, среди них было только 2 иностранца — художник и управляющий. В 19 веке фарфоровая мануфактура в селе Вербилки считалась лучшим частным предприятием по производству тонкостенной керамики.
Ценителям вербилковского фарфора было из чего выбрать, мастера следили за модными веяниями. Огромной популярностью пользовались городские пейзажи, изображения первых красавиц, героев Отечественной войны 1812 года, персонажей художественных произведений. Сервизы, украшенные символикой знатных родов, стали визитной карточкой фабрики.
Наследники Франца Яковлевича не смогли стать достойными преемниками его бизнеса. Во второй половине 19 столетия художественный уровень изделий снижается из-за использования переводных картинок, шаблонных приемов росписи. Оригинальность сохранили «восточная» и «трактирная» серии, для которых были характерны яркие праздничные рисунки, и выставочные образцы, эскизы для которых разрабатывали художники.
В начале 1890-х годов предприятие выкупил Матвей Кузнецов. Ему досталось налаженное производство с полуторавековыми богатыми традициями, превосходными мастерами, выверенными технологиями, а также заводские рисунки, образцы, модели. В руках умелого коммерсанта фабрика успешно развивалась. Чтобы не терять клиентов, ценящих фарфор из Вербилок, на ней продолжали ставить привычное клеймо вплоть до 1917 года.
Фарфор Вербилок в советский и постсоветский периоды
С приходом к власти большевиков предприятие национализировали, оно стало называться Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ). Выпускали агитационный и художественный фарфор. На посуде и сувенирной продукции появились призывы к мировой революции, вступлению в колхоз, портреты партийных работников, колхозников, представителей пролетариата.
В 1930-х годах широкую известность приобрели фигурки «Клоун» и «Конек-горбунок», созданные скульптором С.М. Орловым (их производили и позднее). Были популярны сервизы «Русский орнамент», изделия с портретами советских женщин, сюжетами русских сказок и былин.
После Великой отечественной войны увеличилось производство посуды. Среди знаменитых сервизов этого периода можно отметить «Битва за Родину» (А. Чекулина), орденские наборы «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» (Т. Деморей). Изображали портреты маршалов и героев труда, военную технику.
В 1991 году ДФЗ стал называться «Фарфор Вербилок», открылось дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Промысел продолжал развиваться, изделия занимали призовые места на международных выставках.
Сейчас предприятие производит изысканные предметы, созданные по образцам 19 века: чайные пары, конфетницы и фруктовницы, вазы, настенные блюда. Большим спросом пользуется сувенирная продукция, детские наборы со сказочными персонажами, изделия с жанровыми сюжетами и пейзажами.