Без изделий Васильковского майоликового завода домашняя кухня вполне может и обойтись. Но именно с ними на кухню приходит сказочное очарование и спокойный уют, подчёркивающий сплочённую обстановку семьи, на страже которой стоят прелестные обереги: фантастические создания и декоративные блюда.
Хроники Васильковского майоликового завода
История завода – это, во-многом, сборник рассказов о кооперации людей, вместе создающих нечто такое, чего бы ни один из них не изготовил в одиночку. И первый из этих рассказов о том, как в 1928 году шестнадцать васильковских кустарей решили работать вместе, создав артель «Керамик». Для начала стали производить простейшие горшки, миски и макитры. Закрепив фундамент, мастера двинулись дальше, добавив к изделиям роспись на основе народных орнаментов Украины. Затем были созданы предметы, копировавшие формы изделий украинского быта. Получился большой шаг от тривиального гончарного промысла к майолике. Работников набирали по округе, но были рады, если компания расширялась и мастером, прибывшим издалека. В завод артель реорганизовалась в 1934 году.
Штоф в форме бочонка с рельефным цветочным орнаментом
Военный период привёл к остановке производства, но после Победы было решено возобновить здесь выпуск посуды. В 1951 году предприятие становится градообразующим, что позволило в 1958-1962 гг. добиться поставок электропечей и туннельной печи. Новое оборудование в свою очередь расширило возможности завода, где начали выпускать не просто посуду, а произведения керамического искусства. Успехи на выставках декоративного искусства закрепили за Васильковским заводом статус одного из ведущих предприятий художественной промышленности Украинской ССР. Отыскать изделия из Василькова теперь можно было не только в магазинах Киева, но и Москвы, а далее они распространились почти по всей территории Союза. Часть продукции отправляли на экспорт. В начале 1960-х гг. из названия «Васильковский майолико-керамический завод» исчезает частичка «керамический», и предприятие становится Васильковским майоликовым заводом. Период позднего СССР – это время расцвета завода, уместившее главные его художественные достижения.
Статуэтка "Собака с дичью"
После распада СССР завод поначалу не почувствовал ухудшений, реализуя изделия через сеть фирменных магазинов. В 1995 году его приватизируют, превратив в ОАО «Васильковский майоликовый завод». Вместе с прежней продукцией здесь стали делать ещё и керамический кирпич с тротуарной плиткой. Обретение экономической свободы не пошло на пользу предприятию: уже через три года открыто дело о банкротстве, а в 2002 году начинает работу ликвидационная комиссия. Накопленный заводской потенциал привёл к тому, что здесь в 2004 году хотя и запустили комплекс обновленного оборудования, но при этом ОАО «Васильковский майоликовый завод» перестало существовать в качестве юридического лица. Впрочем, бесхозным производство не осталось. Часть площадей преобразовали в частное предприятие «Васильковская майолика», которое продолжает выпускать традиционную украинскую народную майоликовую посуду ручной работы.
Мастера Васильковского майоликового завода
Приезд Прокопия Яковлевича Бидасюка в Васильков пришёлся как раз на момент реорганизации артели в завод. До этого Бидасюк успел отучиться в Межигорском художественно-керамическом техникуме и четыре года отработать на Будянском фаянсовом заводе. Творческая работа Бидасюка заключалась в создании форм для изделий (куманцы, тарелки, кружки, вазы и декоративные блюда). Кроме того, большой успех сопутствовал его проектам в малой форме. Например, фигурки «Жница» и «Пионеры» сразу отправили на массовый выпуск. Проявил себя мастер и в росписи, где особенно выделяются композиции с изображением лошадей. За проявленные успехи Прокопия Яковлевича зачислили в Союз художников СССР. Лучшие работы мастера можно увидеть в киевском Национальном музее украинского народного декоративного искусства.
Славу Васильковской майолике советского периода составил творческий тандем Валерия и Надежды Проторьевых. Будучи зачисленными в заводской штат 15 июля 1950 года, они всю жизнь отдали родному предприятию. На работе они задерживались допоздна, а выходные тоже частенько проводили в художественной мастерской. Очень интересной получилась у них фигурная посуда по мотивам «Лесной песни» Леси Украинки, а также декоративные вазы «Киев», «Украина» и «Калина красная». Но наибольший след в малой форме оставили их анималистические скульптуры, составившие серию «Добрый зверь». Впрочем, параллельно создавались и «антагонисты», некий противовес, получивший название «Злой зверь». В удивительном животном сплелись черты нескольких видов. Он получился одновременно и пугающим, и симпатичным. Во многих советских квартирах приютились фигурки «Птахи з пташенятами» («Птицы с птенцами»). Докупая то большую птицу, то птенчика, можно было выстраивать на полках целые стаи. Необычной посудой и фигурками Проторьевы доказали, что и художники-керамисты имеют полное право на признание их работ произведениями искусства. В частных коллекциях хранится немало работ этой супружеской пары, так как именно им обычно поручали подготовить оригинальный сувенир к приезду важных гостей.
Каталог клейм по годам
Изделия из керамики требуют бережного обращения, поэтому работ периода артели сохранилось не так уж много. Однако специалисты знают штамп тех лет – овальное клеймо, внутри которого уместилось и название, и место расположения артели.
За период существования Васильковский майоликовый завод успел сменить несколько логотипов. Некоторые из них распознать без должного опыта непросто.
Выше показаны примеры разделения изделий по сортам. Вверху утверждённый вид клейма. Внизу то, что получалось на реальных предметах.
Этот же рисунок клейма имеется не только выполненный краской, но и в версии для клеймения в массе. Рядом с ним клеймо побольше с буквами «ВСХВ». Предполагают, что подобным образом маркировали специальную партию, изготовленную для экспозиции на выставке в Москве.
Традицию маркировать изделия унаследовало и частное предприятие «Васильковская майолика». Оно выбрало для клейма стилизованное изображение сосуда для воды, кваса или вина, распространённого на Украине под названием «куманец».