На территории нашей страны насчитывается шесть центров художественной резьбы по кости, далеко раскиданных друг от друга. Под Москвой косторезным промыслом заняты в городе Хотьков. В Тюменской области славятся тобольские косторезы. Самобытные изделия получаются на Чукотке и в столице Якутии. Русский Север обрёл знаменитых мастеров по кости в селе Холмогоры Архангельской области. Именно оттуда промысел пришёл на нижегородские земли, в Варнавино.
История Варнавинского резного промысла
Кость прочно вошла в быт древнего человека в период от 8000 до 6000 лет до нашей эры. Ещё не умея обрабатывать металл, древние мастера изготавливали из неё всё, что должно иметь повышенную твёрдость: наконечники стрел и гарпунов, рыболовные крючки, снасти для охоты. После костяные элементы появились в конской упряжи и украшениях. Из кости стали вырезать гребешки, посуду и предметы для игр. Именно использование кости для декоративных элементов породило стремление подать её необычно, вырезать диковинный узор или придать затейливую форму.
Нож для конветов и бумаг
Археологи утверждают, что в нижегородской округе этот промысел был развит на протяжении веков. Например, в 18-м столетии здесь образовались два его центра – стали Павлово и Ворсма. Во-многом, этому посодействовало оружейное дело, ведь рукояткам ножей, кинжалов и сабель требовались плашки, а кость для них подходила идеально. Опытный мастер не просто вырезал плашки по сторонам, а превращал рукоятку в миниатюрную скульптуру. Однако изменчивая мода и промышленная революция сильно понизили спрос на резные предметы, и в 19-м столетии число резчиков катастрофически снизилось.
Возрождению художественной резьбы мы обязаны Парфёну Парфёновичу Черниковичу. Долгие годы он работал в Ломоносовской фабрике художественной резьбы по кости. За этот период появилось несколько значительных работ. Президенту США Франклину Делано Рузвельту от правительства СССР преподнесли вазу «Север» работы Черниковича. В 1946 году мастер из мамонтовой кости создаёт кубок «Победа», где запечатлены портреты полководцев недавно закончившейся войны и профиль Сталина на фоне ордена Победы. Шкатулку Черниковича «Север» (известна и как «Поездка на оленях») отметили дипломом и серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.).
Крючок для вязания
Именно Черниковичу в конце 1960-х гг. году поручили не только воссоздать в Варнавине косторезный промысел, но и определить, каким будет его художественный стиль. Посланные на художественный совет первые партии украшений и пуговиц с элементами резьбы на кости были встречены очень тепло. Поэтому Варнавино в 1971 году обзавелось участком, где обучали молодежь секретам резьбы по кости. В 1973 году его реорганизовали в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения. Здесь делали традиционные плашки с художественной резьбой, но постепенно освоили выпуск вязальных крючков, игольниц, шпилек и гребней. Государственный заказ обеспечивал широкую сеть распространения. При этом, часть заказа шло на подарки различным официальным делегациям, прибывавшим в Советский Союз.
Шпильки с элементами резьбы
Успешная работа поспособствовала в 1989 году превращению предприятия в Варнавинскую художественную фабрику резьбы по кости, ведущую самостоятельную деятельность. До распада СССР здесь успели провести масштабную реконструкцию. В 1992 году фабрика становится частной. Резко падают заказы, поэтому предприятие периодически оказывалось на грани закрытия. В XXI веке спрос на изделия из кости стал расти, поэтому сохранившийся коллектив нарастил объём выпуска. Распространению товаров помогло участие в выставках-ярмарках «Ладья», «Символы Отчизны» и «Русь православная», на которых продукция фабрики неоднократно отмечалась различными наградами.
В настоящее время кроме Варнавинской фабрики «Варко» резьбы по кости занимается художественная студия под руководством Ивана Воскресенского, которая находится в местечке Булдаково. В ней к изделиям из кости относятся столь же тщательно и трепетно, как и на фабрике, откуда вышли многие мастера студии.
Особенности Варнавинской резьбы по кости
Считается, что в основу стиля Варнавинского косторезного промысла легли сюжеты нижегородской глухой домовой резьбы. К ним относятся традиционные для этих мест изображения льва и вьющегося побега с листьями. Однако другие искусствоведы говорят о двойственном стиле – холмогорско-нижегородском, ведь Черникович принёс собой многое их Холмогор. Сам Черникович обосновывал зарождающийся здесь стиль отражающим и хохлому, и городецкую роспись, и слияние нижегородской вышивки и резьбы. Для ранних лет здесь характерен «травный» растительный узор, к которому чуть позже добавляется композиционный: в виде перышка или сказочного петушка. Многое в резьбе позаимствовано с орнаментальной росписи местных старинных прялок. Постепенно основой Варнавинской резьбы становится ажурный узор, рельефные элементы и гравировка. Ажурный узор от рельефного отличается сквозными отверстиями там, где у рельефного остаётся фон.
Мастера Варнавинская резьбы по кости
Ваза «Север» принесла Парфёну Парфёновичу Черниковичу членство в Союзе художников РСФСР с 1945 года. Но и до этого его изделия экспонировались на региональных и всесоюзных выставках декоративно-прикладного искусства. Основав школу резьбы по кости в Варнавино, Черикович перешёл на должность начальника художественного отдела проектно-конструкторского бюро Управления художественных промыслов в Нижнем Новгороде. Его усилиями лучшие образцы народных мастеров были доведены до серийного производства. Персональные выставки мастера прошли в 1992 году в Москве и Санкт-Петербурге. Через два года Черникович стал Заслуженным художником Российской Федерации, а в 2005 году был удостоен звания Народный художник Российской Федерации.
Татьяна Дмитриевна Кучумова пришла на производство с 1977 года. Татьяна Дмитриевна не только вникла в базовые приёмы ажурного и рельефного косторезного мастерства, но быстро нашла и собственный стиль. Это привело её в экспериментальную группу, созданную на фабрике в начале 1990-х гг. В её составе Кучумова разработала и воплотила более сотни авторских работ. Накопленный опыт позволил ей в 2005 году занять должность главного художника фабрики. В 2011 году она была удостоена почётного звания Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области.
Истоки творческих замыслов Нины Павловны Михайловой идут из тех же корней, что и у Черниковича, так как они закончили одно и то же художественное училище резьбы по кости имени Ломоносова. Предметы, созданные её руками, участвовали в выставках на территории Польши, Германии и США. За многолетний творческий труд Михайлову удостоили звания Заслуженный художник Российской Федерации.
Юрий Фёдорович Мишуков, зайдя на Чукотке в сувенирную лавку, увидел там резные изделия местных мастеров и понял, что хочет заниматься тем же. По возвращении в Нижний Новгород Юрий Фёдорович обратился в управление художественных промыслов, предъявив несколько готовых работ. Его сразу поставили на распутье: либо резать пуговицы на местном мясокомбинате, либо ехать в Варнавино. На Варнавинской фабрике Мишуков проработал с 1977 года до выхода на заслуженный отдых. Ему сопутствовала большая удача, так как его нож на резной подставке (первый, сделанный на фабрике авторский предмет) отправили в Москву, где работу отметил председатель Совета министров СССР Косыгин. Главными направлениями своей резьбы считает либо сюжетные настольные композиции, либо фигурки собак. Его резные плашки для ножей принесли ему мировую известность. Во Франции Мишукова даже занесли в список лучших косторезов мира.