Торговая марка Nasgul, за которой скрывается Вадим Шайхитдинов, это целый мир, который проще представить в виде небольшого универмага. Идя по его отделам, рассматриваешь чехлы и кобуры, ножны и футляры из кожи, а, поднявшись на другой этаж, видишь мультитулы или титановые расчески. Несколько материалов объединяются в поразительные подставки для ножей и темлячных бусин. Иногда взгляд падает на знакомые предметы – ножи, которые уже известны по другим местам. Но здесь их словно переодели. Потому что Шайхитдинов знаток не только кожи, но и умелый кастомизатор, способный преобразить любой нож в пришельца из фантастического фильма.
История бренда
Посёлок городского типа Тыгда в Магдагачинском районе Амурской области, где в начале 1970-х гг. проживало 5360 человек, и не на всякой карте найдёшь. Но именно в нём в 1976 году появился на свет Вадим Шайхитдинов, который впоследствии возьмёт себе творческий псевдоним Nasgul. Защитив диплом в Дальневосточном университете путей сообщения, расположенном в Хабаровске, Шайхитдинов отправился в железнодорожное ведомство, получив работу по специальности. Но уже тогда его притягивало ножевое производство и связанные с ним аксессуары – разнообразные чехлы, ножны, футляры и прочее, что можно сделать из кожи.
Впрочем, в кожу, как вспоминал сам Вадим, он пришёл из ножей. Что же было в этом периоде. Например, шейный нож, который создавался для девушки. Шайхитдинов долго обдумывал и параметры, и отделку. Ведь нож для девушки должен быть не брутальным, а изящным и красивым. И в то же время нравиться самому мастеру. Собственное клеймо на своих изделиях Шайхитдинов начал проставлять с 2008 года.
Ориентиром в ножевом мире для Вадима выступает Сергей Широгоров («Мастерская братьев Широгоровых»). Поэтому неудивительно, что многие проекты в коже так или иначе связаны с символикой МБШ. Это может быть чехол или футляр. А совместно с Андреем Старостиным Вадим реализовал проект, где кожа соединилась с металлом – ремни МБШ. Кроме логотипа внимание притягивает узор, образующий контуры рукояти одной из узнаваемых моделей Мастерской братьев Широгоровых.
Постепенно Шайхитдинов подошёл к мысли, что даже хороший нож можно подать эффектно и неожиданно, если к нему приложить фантазию и знание современных ножевых технологий. Так появились лимитированные кастомизированные серии. Например, проект «Горыныч» включал в себя только тридцать ножей. Несмотря на то, что при кастомизации теряется гарантия производителя, многие владельцы даже очень дорогих ножей хотели, чтобы их трансформировал именно Вадим.
Относительно ножевого промысла Вадим Шайхитдинов считает судьбоносной свою встречу с Антоном Елистратовым. Вместе они придумывают и создают свои модели. Или показывают уже существующий нож в необычной ипостаси. Например, нож «Крейсер», разработанный Ural EDC, удалось при сохранении облика сделать складным. Знакомство двух мастеров продолжается, и найферы верят, что оно ещё приведёт к результатам, которые поразят даже вполне себе искушённую ножевую аудиторию.
Примеры работ Вадима Шайхитдинова (Nasgul)
Когда Вадима Шайхитдинова сильно зацепила тема EDC, он придумал модель, в названии которой латиница и кириллица соединились также плотно, как клинок и рукоять в ноже с фиксированным клинком. Как признался сам Вадим, нож получился именно таким из-за фантастики братьев Стругацких. Возможно, полимерные слои рукояти здесь показывают многослойность вселенной писателей-фантастов, в итоге собирающейся цельной картиной, какой здесь у нас предстаёт готовая рукоять длиной 113 мм. В неё вставлен клинок работы Антона Елистратова из стали Х12МФ, где уже стараниями Вадима немного изменён профиль. При длине 99 мм клинок имеет обух 4,3 мм. В качестве стеклобоя Шайхитдинов вставил в хвостовик рукояти фрагмент резца из победита (советский сплав с твёрдостью 80-90 HRC), поэтому он способен не только пробивать, но и процарапывать надписи на твёрдых поверхностях. Внимательный зритель вспомнит, что крест со стрелами в четыре стороны, вписанный в равносторонний ромб, стал Государственным символом Саракша.
Одним из наиболее примечательных проектов кастомизации ножей МБШ «Хати» (модификация Флиппера 95, где на одной из сторон титановая плашка заменена полимерной накладкой) стал «Су-24» или «Сушка» (прототип проекта показан в начале обзора). Не считая двух прототипов, партия состояла всего из десяти ножей, причём, похожих среди них не было. Невзирая на общую концепцию (ломаная линия с фигуркой Су-24) детали оформления всегда отличались. Получилась лимитированная номерная серия, которая реализовывалась на аукционах. Результат кастомизации весьма впечатлил найферов, так как стандартный «Хати» получил новый облик.
Модель воплотилась в результате сотрудничества Вадима Шайхитдинова с Антоном Елистратовым. За совместными посиделками Вадим накидал эскиз, и Антона сразу заинтересовала форма ножа. Однако на первый взгляд, чего-то этому ножу не хватало. И на второй тоже. И на третий. Постоянные доработки заняли достаточно много времени. Но когда Вадим принёс окончательную версию дизайна, созданную по мотивам Боба Лума и Спайдерко Милитари, Антону тут же захотелось взглянуть, как станет смотреться настоящий такой нож. Клинок длиной 110 мм выполнен из термоциклированной стали Elmax (и здесь не обошлось без Сергея Бурова из Ural EDC). Поворотный узел организован на шайбах и дистанционной втулке из бериллиевой бронзы. В конструкцию включён «сухарь» из стали 65Х13. Весит «Симбиоз» 165 грамм. Как сказал сам Елистратов, «Симбиоз» предназначен для людей, не только любящих хорошие оригинальные ножи штучного производства, но и работающих ими.
Маркировка предметов Вадима Шайхитдинова (Nasgul)
Показанный выше рисунок создал для Вадима специалист по геральдике, поэтому перед нами скорее не логотип, а настоящий герб. Клеймо на предметах выглядит куда проще, но всё равно узнаваемо. Иногда к базовому варианту клейма ещё добавляется указание «Nasgul».