Деревня Турыгино невелика. Тем удивительнее, что именно она в советский период сумела стать центром, где возродился знаменитый гжельский промысел по росписи керамических изделий в бело-синей гамме. Это произошло благодаря артели «Художественная керамика», собравшей в свой состав лучших мастеров гончарного промысла округи. После ряда укрупнений артель преобразовали в Турыгинский фарфоровый завод, также известный под названием Турыгинский завод художественной керамики.
Статуэтка «Иванушка и царевна-лягушка», автор Л.П. Азарова
История Турыгинского завода
Хроники артели заканчиваются где-то в 1950-х гг., сменившись перечислением заводских событий. Клеймо, где уже фигурирует буква «з» («завод»), начинают ставить с 1960 года. Им мы и начнём историю завода. После смены артельного статуса на заводской для работников в первые годы значительных изменений не произошло. Здесь продолжал трудиться тот же слаженный коллектив, что и раньше, во времена Наталии Ивановны Бессарабовой. Появлялись новые работы у Татьяны Сергеевны Дунашовой и Людмилы Павловны Азаровой. Тем не менее, завод получил новые печи на жидком топливе, благодаря чему количество изделий сильно возросло. Оставили на ходу и прежнюю печь для несерийной продукции, так как именно в ней получались самые сочные оттенки кобальта.
А на завод приходили новые талантливые кадры. Большой вклад в развитие гжельского промысла 1960-х гг. внесла скульптор и художник Нина Борисовна Квитницкая. Вместе с Азаровой она образовала творческий тандем, где обе мастерицы, творя бок-о-бок, словно соревновались друг с другом. Благодаря им малая пластика Гжели превратилась в жанровую скульптуру. Из созданных ими образов легко можно собрать настоящую русскую деревеньку, наполненную событиями, когда остановившееся мгновение показывает характер героев, воплощённых в керамике. Проработав на Турыгинском заводе около семи лет (1960-1966 гг.), Квитницкая оставила после себя богатое наследие не только в виде малой пластике, но и удивительной посуды.
Статуэтка «Аленький цветочек», скульптор Н.Б. Квитницкая
Зинаида Васильевна Окулова в 1964 году пришла на завод уже опытным живописцем. Но местные условия заставили её постоянно совершенствовать навыки кистевой росписи, пока она не достигла высочайшего уровня. Благодаря Окуловой Гжель обрела интересные позиции, которые можно причислить к агитационному фарфору. К полувековому юбилею Октября Зинаида Васильевна создаёт целую серию работ на тему революции, в числе которых «Мы с “Авроры”», «Тачанка», «Барабанщик».
Очередной вехой для завода стал 1972 год. Во-первых, в Москве организовали выставку «Фарфор Гжели», где была показана вся эволюция промысла, начиная от его зарождения. Но витриной сегодняшнего советского дня на выставке стали работы Л. Азаровой, 3. Окуловой и Т. Дунашовой. Во-вторых, основано Производственное объединение «Гжель», куда кроме Турыгинского фарфорового завода вошли ещё несколько местных предприятий художественной керамики (например, «Гжельский Гончар» цеха которого находились в деревнях Трошково и Фенино, а также артель инвалидов деревни Жирово). Поначалу непросто было объединить мастеров, тем более, работавших удалённо. Но постепенно сформировался общий стиль, который разнообразили находки новых работников «Гжели». В состав ПО вошёл и гончарный завод, которому поставили задачу возродить искусство майолики со свободной кистевой росписью.
Следующее десятилетие знаменательно появлением нового поколения художников, среди которых такие имена, как Н. Бидак и В. Бидак, В. Розанов, В. Седачева, а также В. Авдонин и А. Федотов, которые до этого долгое время проработал на Кузяевском фарфоровом заводе. Эта плеяда талантливых мастеров подарила заводу множество необычных изделий, привлекавших внимание посетителей всевозможных выставок. Например, Наталья Трофимовна Бидак взяла в разработку жанровые сцены из жизни русского народа, создав статуэтки «Скоморохи» и «Приданое». А старые кадры порой неожиданно меняли специализацию. Например, Т. Дунашова решила создавать формы по собственным эскизам.
Набор из чайника и чашек на три персоны с цветочным декором
В 1983 году Гжель выходит на международный уровень. Теперь она работает с иностранцами не только в Москве и Ленинграде, куда приезжает основной поток туристов, но и открывает фирменные представительства в Берлине, Вене, Токио и Лондоне. Гжельский фарфор успешно продаётся во Франции, Испании и США. Успехи завода замечены, и в 1986 году его за большой вклад в объединение культуры разных стран удостаивают Ордена Дружбы Народов. Кажется, что от первых изделий гжельских мастеров до позднего периода СССР, пролегает настоящая пропасть. Ведь посудные формы и малая пластика 1980-х гг. характеризуют обилие скульптурных деталей и сложная профилировка. А роспись показывает богатство оттенков кобальта, поверх которого накладывается тончайшая отделка элементов декора, вырисовывающая общее полотно замысла.
За несколько послевоенных десятилетий гжельский промысел стал настолько известен по всей планете, что уже сам тащил вперёд дела предприятия. Это позволило заводу вполне благополучно миновать суровый период 1990-х гг., когда на территории бывшего СССР безвозвратно остановилось множество фарфоровых производств. Но рыночные времена заставили пережить очередное укрупнение и запуск новых направлений. К 2022 году ЗАО «Объединение “Гжель”» производит не только художественную керамику (гончарные изделия, майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор с надглазурной и подглазурной росписью), но и различные виды керамики технической. Дальнейшее развитие видится в создании туристско-рекреационного кластера, который объединит фарфоровый завод с усадьбами «Быково» и «Раменское», а также Боровским курганом. В 2028 году планируется отметить 700-летие Гжели, как столицы российской керамики.
Клейма Турыгинского завода художественной керамики
Буквы «Х» и «К» внутри сектора окружности (треугольника с одной дугообразной стороной) относят ещё к периоду артели, однако в источниках названия предприятия часто упоминают, как Турыгинский фарфоровый завод артели «Художественная керамика», поэтому мы решили начать с него. Его проставляли ближе к концу 1950-х гг. Сектор с радиусом 10 мм и хордой 10 мм в надглазурном варианте отпечатывали либо красной краской, либо солью металла, дающей серовато-зеленоватый цвет после муфельного обжига. С 1960 года в тот же сектор вписано слово «ГЖЕЛЬ» с ниже стоящими буквами «Т» и «З» (Турыгинский завод). Это клеймо (сектор с радиусом 11 мм и хордой 11 мм) в надглазурном варианте проставляли краской серовато-зеленоватого цвета. После 4 мая 1972 года на предметах появляется клеймо «Уточка», так как именно её изображение с указанием «ГЖЕЛЬ» поместили в сектор с радиусом 12 мм и хордой 13 мм. С этого момента клеймо может быть подглазурным или надглазурным.
С 1986 года уточка из состава клейма исчезает, а указание «Гжель» воспроизводят псевдославянской вязью. В 1991 году объединение обзаводится и клеймом на латинице. С 1998 года фоном клейма с вязью становится двуглавый орёл. Клеймо, схожее с артелью «Художественная керамика», проставляется на авторских изделиях скульптора-модельщика ЗАО «Объединение Гжель» Алексея Владимировича Рыженка с 2001 года. Но на нём слово «АРТЕЛЬ» заменено словом «ГЖЕЛЬ». На предмете также может присутствовать сортовое клеймо определённого цвета.