История находящегося у самой границы Республики Башкортостан небольшого города Туймазы насчитываем немногим более века. Близ Казанского тракта на берегу реки Усень, у подножия Красной горки, в 1911 году появилась мельница, около которой вскоре выстроили несколько домишек. Возможно, поселение давно бы кануло в Лету, но его развитию поспособствовало строительство железной дороги. Тем не менее, нельзя сказать, что Туймазы ждало стремительное развитие. До начала Великой Отечественной войны здесь проживало менее десяти тысяч человек.
Всё изменилось во второй половине ХХ века, когда поселение решили превратить в мощный промышленный центр. За несколько десятилетий здесь возвели заводы технического углерода, газопереработки, геофизического оборудования и аппаратуры, «Химмаш», а также фабрику нетканых материалов. Это уже в 1960 году дало Туймазы городской статус. Кому-то покажется нереальным, что к моменту распада СССР здесь работало три предприятия, выпускавшие художественно-бытовые изделия из различных видов керамики: Туймазинский завод медицинского стекла, завод санитарно-строительной керамики «Санфаянс» и Туймазинский фарфоровый завод. К сожалению, за период рыночной экономики все они прекратили существование, оставив о себе память в виде декорированной посуды и различных малых форм из стекла, фаянса и фарфора.
История Туймазинского фарфорового завода
Чашки «Маугли»
Экстенсивный путь развития экономики заключался в большом количестве строящихся предприятий, заточенных под великие задачи. Фарфоровый завод в городе Туймазы должен был стать одним из них, выпуская ежегодно 29 500 000 изделий. Это позволило бы с лихвой перекрыть объём всех уже работающих мелких фабрик региона, сконцентрировав производство в одном месте. Спроектировать завод поручили Ленинградскому проектному институту, придав в помощь иностранных фарфористов. Контракты заключили с чехословацкими, немецкими и английскими специалистами. Строительство корпусов началось в марте 1975 года, а в декабре 1978 года уже пошла отгрузка первой продукции. Поэтому 20 декабря считается днём рождения предприятия. М.М. Лутфуллин, назначенный директором завода, сразу решил вывести его в лидеры отрасли. Для этого принятых на завод сотрудников командировали на обучение в Дмитров, Дулёво, Богданович, Южноуральск и Краснодар, где работали флагманы по производству советского фарфора. Практически сразу завод освоил декорирование подглазурной краской-кобальтом, создавая фарфор глубоких бархатно-синих оттенков. Снизить трудоёмкость и себестоимость изделий помогли полуавтоматы декорирования методом шелкографии. К Московской олимпиаде здесь выпускали целую подборку симпатичных фигурок Олимпийского Мишки в светлых бежево-рыжих тонах.
Бардак начала 1990-х гг. подарил Туймазинскому фарфору ранее недостижимые возможности. Видя, как охотно раскупают любители фарфора кружку ЛФЗ «Молоко», сделанную в виде головы восточной женщины в ярком нарядном уборе, местные художники решили, что им по силам сделать точно такую же. В результате появилась аж дюжина туймазинских расписных версий, но качество столь заметно отличалось от ленинградского, что «эксперимент» быстро свернули. В 1993 году предприятие меняет название на «Туймазинский фарфор», а через три года становится акционерным обществом, но смена вывески не избавляет от нарастающих проблем, затоваренных складов и растущих долгов. Четверть века со дня основания завод встретил бы с потухшими печами, накопив 16 миллионов рублей убытков, но накануне юбилея его приобрели три собственника: Торговая компания «ДОМО» (Татарстан), ИИС «Посуда» (г. Москва) и «Регион-Инвест» (г. Москва).
Набор из сахарницы и молочника "Горох"
В планах был ежегодный выпуск в три четверти миллиона изделий, выполненных по сохранившимся ещё с советских времён формам. Кроме того, заказали более двух десятков новых форм, чтобы конкурировать с изделиями XXI века на западном рынке. Собственники решили работать не на склад, а по конкретным заказам, поступающим от гостиничных комплексов (в том числе и зарубежных). После проведённого переоснащения завод был готов выпускать более 100 наименований фарфоровых изделий с прицелом не только на Россию и Европу, но и на Азию. Однако радужные перспективы разбились о суровую реальность. Почти сразу же производство начало хиреть, рабочие снова вспомнили, что такое долги по зарплате, а средств на модернизацию перестало хватать. В 2007 году ОАО «Туймазинский фарфор» признано банкротом.
Мастера Туймазинского фарфора
Среди фарфористов предприятия хотелось бы выделить Людмилу Васильевну Смирнову (Рыбалочко). Можно сказать, что она прибыла в Туймазы «на усиление», так как с 1975 по 1980 год работала главным художником Владивостокского фарфорового завода. Здесь ей также предложили должность главного художника, на которой она пребывала с 1980 по 1984 год, занимаясь сразу разработкой и форм, и рисунков. Государственная аттестационная комиссия в 1983 году присвоила индекс «Н» («новинка») двум её чайным сервизам, а ещё восемь её изделий были тогда удостоены Государственного знака качества СССР. В 1984 году Людмила Васильевна вернулась в Приморье, чтобы работать главным художником Артёмовского опытно-экспериментального фарфорового завода, однако оставила хороших преемников в лице И. Николаевой и П. Гуськова. Среди скульпторов большого успеха на заводе добились С. Лавриненко и Т. Сахабутдинов. За два десятилетия наработки завода составили примерно полторы сотни различных изделий и более шести сотен рисунков для декора. Наиболее значимыми работами считаются парный сервиз «Тет-а-тет» и одиночный сервиз «Солитер», а также наборы и гарнитуры «Нежность», «Гранатовый», «Купава», «Золотые шары», «Арабесковый» и «Лесные тропинки». Среди сувенирных и декоративных изделий множество ваз, шкатулок и различных скульптур.
Клеймо Туймазинского фарфорового завода
Любителям фарфора пока известна единственная версия клейма: симметричная фигура, образованная наложением друг на друга букв «Т» и «Ф» («Туймазинский фарфор»).