Богатые залежи качественной глины, найденные на Украине, служили сырьём для многих предприятий фарфорово-фаянсовой промышленности СССР. Из Украины оно поступало в другие советские республики, где возводились заводы по выпуску фарфора и фаянса. Но, конечно же, куда выгоднее было строить фарфоровые фабрики на самой Украине, чтобы свести затраты на транспортировку к минимуму. В период позднего СССР на территории Украины работало 15 фарфоровых заводов, среди которых далеко не последним был тот, что построили в городе Тернополь.

Образцы тернопольского фарфора на выставке

История Тернопольского фарфорового завода

Датой основания предприятия считается 1964 год, хотя некоторые источники указывают, что выпуск продукции здесь начали уже в 1965-м. Первоначально заводской коллектив включал примерно тысячу сотрудников, что делало завод одним из градообразующих предприятий. Главным направлением завода стала всевозможная посуда (чайно-кофейные и столовые сервизы, а также кухонные наборы), на которую в Западной Украине тогда был большой спрос. Практически сразу начала реализовываться разработка и сувенирно-подарочной продукции. За несколько лет художники достигли больших успехов, что зафиксировала выставка, проведённая в 1972 году в Музее этнографии и художественного промысла (г. Львов). Тернопольская ваза с портретом Ленина, выставлявшаяся на той выставке, осталась в экспозиции львовского музея.

Сервиз чайный на 11 персон, украшенный изображениями птиц

За два десятилетия Тернопольский фарфоровый завод значительно расширил производство, доведя к 1985 году выпуск продукции до 14,3 миллионов изделий ежегодно. Производственный цикл включал формовку и литьё на механизированных линиях с последующим обжигом бескапсельным способом в скоростных печах. Использовалось и подглазурное, и надглазурное декорирование. Более трети фарфоровой посуды оформлялось методом декалькомании. К этому времени фарфор из Тернополя продавался по всему Советскому Союзу, а часть тиража уходила на экспорт. Не надо думать, что ТФЗ занимался только фарфором. Керамикой, выжженной специалистами завода, украшали стены больниц, городских кафе, детских садов и жилых зданий.

Вазочки для цветов декоративные. Форма "Колобок". Автор формы и росписи Л.Ф. Ткачук

В постсоветское время завод приватизировали. В первые годы он не испытывал больших проблем, так как спрос на его посуду оставался высоким даже при снижении платежеспособности населения. Популярными оставались пышно оформленные сервизы («Смеричка» и т.п.), которые по советской традиции продолжали дарить на свадьбы, юбилеи и прочие праздники. Востребованной оказалась услуга создания портретных ваз, которые вручались уважаемым людям. Именно здесь разработали и воплотили подарочный фарфоровый набор для Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Набор посуды для Нурсултана Назарбаева (частная коллекция)

Трудности начали сказываться к концу века, когда полуторатысячный коллектив завода сократили до 360 человек. В 2006 году ООО «Тернопольфарфор» было объявлено банкротом, а завод в 2007 году прекратил деятельность и был закрыт. Основной причиной объявили подорожание газа, который обеспечивал работу больших печей. В последующие годы городской администрации Тернополя предоставили несколько проектов по возрождению завода, но до практической реализации ни один из них не дошёл.

Художники Тернопольского фарфорового завода

Набор детской посуды "Зимние забавы" на 4 персоны (13 предметов)

Тридцать последних лет существования Советского Союза характеризовались всесторонней поддержкой художественных народных промыслов. Поэтому увлечение художников Тернопольского фарфорового завода украинской символикой лишь поощрялось. Народные узоры этой земли проглядывают в растительно-цветочных композициях и фольклорных мотивах росписи ТФЗ того периода. Были задействованы и общеукраинские мотивы. Тему украинских казаков раскрывает сувенирный набор «Казацкое оружие», в который наряду с булавой входили стопки в виде казацкой трубки. В оформлении использовали не только изображения казаков, но и геральдику самого Тернополя, а также природные панорамы.

Сервиз чайный из 15 предметов (форма "Утро", роспись "Народный узор"). Автор формы и росписи П.П. Тарасенко

По мнению кандидата искусствоведения Светланы Вольской первым художником Тернопольского завода стал Петр Тарасенко. Созданный им сервиз «Утро» является примером приближения к простой геометрической форме, но это изделие удостоилось похвалы многих художников-фарфористов. Руководство завода старалось создавать художникам творческую атмосферу. Например, Евгению Овчарику и Виктору Колеснику предоставили отдельную мастерскую. Это помогло Колеснику создать оригинальные высококачественные предметы, которые областные власти вручали в качестве подарка почётным гостям. Работавший на заводе Виталий Горолюк в своё время обучался в Одессе у признанного мастера Михаила Жука, поэтому его роспись отличалась самобытностью и выделялась на фоне других работ коллектива. Мария Терещук воплощала в росписи мотивы и сценки гуцульской свадьбы, что нашло отражение в созданном ей суповом наборе.

Набор из двух чайных пар "Белые горошины"

Следует отделять тех мастеров, которые создают саму форму того или иного изделия от художника, который наносит роспись. Например, в альбоме-каталоге «Тернопольский фарфоровый завод» для формы «Трембита» приведено несколько вариантов росписи («Белые горошины», «Плахта», «Червонi троянди», «Цветущий сад», «Пурпурная роза», «Сеточка», «Буковина» и др.). Это делает сервизы непохожими друг на друга. Иногда фантазию художника заставляют работать обстоятельства. Если поначалу на завод завозили чистейшую белую глину, то потом сюда начало поступать сырьё с примесями, которое заказывали из экономии. Поэтому оформителям приходилось разрабатывать рисунок со сплошными узорами, которые скрывали серый фон.

Клеймо Тернопольского фарфорового завода

Фрагмент каталога Ивана Гольского

В каталоге Ивана Гольского «Торговые марки и знаки советской керамики» приведены три варианта маркировки. Клеймо в виде стилизованного изображения голубя в круге использовалось вплоть до закрытия завода. Правовую охрану товарного знака последовательно продлевали до 1994, 2004 и 2014 года.

Примеры клейма на предметах (с учётом сортовой раскраски)
Клеймо на образце-эталоне ТФЗ