Грузинская керамика, в которую включают терракотовые, гончарные и майоликовые изделия, а также фарфор и фаянс, прошла достаточно самобытный путь развития. Работу с керамикой народы, населяющие современную Грузию, освоили ещё в древнейшие времена, положив начало традициям высокохудожественного искусства былых веков. Грузинской керамике присущи благородство формы, изящество отделки и разнообразие орнаментации. Керамисты Грузинской ССР, сохранив эти традиции, наполняли прежние формы новым содержанием, украшая предметы своего творчества рельефными растительными и геометрическими орнаментами. Ими освоены декоративные цветные глазури, к которым иногда применяли восстановительный обжиг для придания предметам радужных отсветов. Добрую память о себе оставил и керамический комбинат, работавший непосредственно в Тбилиси.
Блюдо для сервировки стола, декорированное цветами
История Тбилисского керамического комбината
Тбилисский керамический завод, основанный в 1954 году, не был первым предприятием столицы Грузинской СССР, работавшим с керамикой. В Тбилиси уже активно работал кафельно-плиточный завод, при котором был свой цех по изготовлению изделий из фарфора. Так что за специалистами в штат нового предприятия не надо было далеко ехать. Впоследствии эти два завода творчески соперничали, экспонируя свои изделия на одних выставках. В это соперничество включался и Сабурталинский кирпичный завод сухого прессования, также располагавшийся в Тбилиси и производивший декоративные изделия из фарфора, полуфарфора и из других видов керамики.
Кувшин «Космос» (1962-1967 гг.)
Основной задачей завода стал выпуск всевозможной сантехники. Тем не менее, производству декоративного фарфора здесь изначально уделялось много внимания. В каталоге «Новые товары» (№ 2 за 1961 год) предприятие упоминается уже как Керамический комбинат республиканского Совнархоза. В связи с прошедшим юбилеем основания Советского Союза в 1983 году название удлиняется до «Тбилисский керамический комбинат имени 60-летия СССР». Располагалось производство в центре города, по адресу: Московский проспект, 13.
За годы производства на комбинате успели создать много примечательной посуды. Например, кофейный сервиз «Шахматы» очертаниями предметов напоминает фигуры этой древней игры. Несмотря на определённую схожесть форм предметов, градация по шахматной иерархии достигается разницей в высоте кофейника (19 см), сливочника (16 см), сахарницы (11 см), чашки (6,8 см). Однако самым примечательным изделием керамического комбината можно считать полуметровую ладью, вручённую в качестве подарка защитившему свой чемпионский титул Тиграну Петросяну. На ней художник выполнил портрет улыбающегося чемпиона мира и корону на фоне земного шара. После отливки ладьи форму уничтожили, чтобы предмет остался единственным в своём роде.
Интересным изделием в стиле минимализма получился кофейный сервиз «Ночка». Кроме шести кофейных пар (чашка и блюдце) в комплект входят кофейник, турка, сливочник и сахарница. Самым высоким в сервизе будет кофейник (20 см). Несмотря на то, что декорация предметов довольно проста (по чёрному фону разбросаны красные горошины с дополнением фрагментарного золочения), сервиз стал заметным явлением в мире коллекционеров. Но наиболее редким считается не чёрный, а белый вариант сервиза. Отметился комбинат и выпуском декоративной кружки «Молоко» в форме головы восточной женщины, созданного по модели, разработанной Н.Я. Данько на ЛФЗ (этот предмет в различных вариантах росписи выпускали на ряде предприятий фарфорово-фаянсовой отрасли СССР).
Штоф, декорированный рельефным растительным орнаментом и символикой Олимпиады-80
В постсоветское время спрос на изделия комбината резко упал, а цепочка поставок, охватывающая огромную территорию бывшего СССР, оказалась разрушена. В результате Тбилисский керамический комбинат разорился и был закрыт. Специалисты либо сменили сферу деятельности, либо разошлись по небольшим компаниям схожего направления. Символичным итогом можно считать пожар в октябре 2018 года, уничтоживший всё на площади 130 квадратных метров, находившейся на территории бывшего керамического комбината. Каких-то планов возрождения комбината пока не афишировалось.
Мастера Тбилисского керамического комбината
Одним из примечательных изделий комбината был ликёрный сервиз «Рыбки». Но это не совсем те знаменитые «Рыбки», которые украшали серванты многих советских квартир. Казалось бы, история «Рыбок» началась в 1955 году на Рижском фарфоровом заводе, где Абессалом Давидович Барамидзе представил караф (сосуд для отстаивания вина) в виде большой рыбы вместе с шестью рюмками-рыбками, располагавшимися на керамическом подносе. Роспись выполнила художница Ольга Селезнёва. Изделие было отмечено на высшем уровне и даже отправилось в 1958 году на международную выставку, проходившую в Японии, где «Рыбки» тоже не оставались без внимания публики. С 1957 по 1963 год Абессалом Давидович занимал должность главного художника Тбилисского керамического комбината.
Однако в 1961 году в каталоге Тбилисского керамического комбината тоже фигурировал сервиз «Рыбки», автором которого указывалась Мери Доментьевна Барамидзе. Интересным фактом её биографии можно считать дипломную работу 1951 года в виде ликёрного набора. После выпуска она работала на ЛФЗ с С.Б. Велиховой и выполнила роспись её скульптуры «Грузинка» (февраль 1952 г.), а далее получила назначение на должность начальника фарфорового цеха Тбилисского кафельно-плиточного завода (1952-1953 гг.). Правда, рюмки её набора непохожи на привычных «рыбок». Они выше и по форме больше напоминают кавказский рог для вина. Караф тоже несколько видоизменён (узкое горлышко) и не имеет пробки (по крайней мере, любителям фарфора данная версия «Рыбок» с пробкой неизвестна). Однако Тбилисский керамический комбинат даже обращался к Рижскому фарфоровому заводу для урегулирования авторских прав, но неизвестно, чем закончился тот процесс.
«Рыбки» - не единственное изделие Мери Доментьевны. Как указано в каталоге, «созданные ею эталоны выпускаются тбилисским, рижским, городницким и мцхетским заводами». Период её работы на Тбилисском керамическом комбинате тоже датируют 1957-1963 гг., а позже на каком-то этапе её пути с Абессаломом Давидовичем разошлись. Поэтому в каталогах она зачастую фигурирует и как Джалагания, и с двойной фамилией Барамидзе-Джалагания.
Статуэтка «Рыбка вуалехвост»
В её активе декоративные вазы и тарелки (Например, «Тамара», 1967 г.), кувшины для вина («Чапи», 1965 г.), сервизы («Шота Руставели», 1967 г.), а также миски (джами) для фруктов, пирожных и конфет. Ряд её работ можно увидеть в Музее искусств Грузии. В каталоге 1961 года упомянута также рыбка вуалехвост её авторства (это изделие тоже серийно выпускалось и в Риге). История самих «Рыбок» имеет не менее детективное продолжение. В 1962 году формы «Рыбок» каким-то образом раздобыл Полонский фарфоровый завод (по документам Рига ему ничего не передавала), где художник Гайдай предложил свой вариант росписи. А в 1965 году этот же сервиз начинают выпускать на Городницком фарфоровом заводе, несмотря на протесты Полонского завода.
Каталог клейм Тбилисского керамического комбината по годам
Самым известным клеймом комбината считается «архар» - силуэт этого животного вместе с надписью на грузинском. Впервые знак был зарегистрирован 24 сентября 1962 года сроком действия на пять последующих лет для маркировки кувшинов, ваз, конфетниц и других предметов художественной керамики.
Но комбинатом использовались и другие товарные знаки. Например, вариант, приведённый в центре на иллюстрации выше, применяли для маркировки во второй половине 1950-х гг.
Клеймо слева было зарегистрировано тогда же и на тот же срок, что и «архар», но не для художественной керамики, а для строительной. Для той же цели использовалось и клеймо справа.