Где-то вблизи административной границы Свердловска располагалась артель «Литейщик», поставлявшая различным организациям и гражданам печное литьё (дверцы и пр.) и водогрейные колонки. Так как Свердловск масштабно застраивался, а в новых домах уже было централизованное отопление и горячая вода, спрос на эти изделия начал снижаться. Чтобы не терять доход, в конце лета 1955 года артель обзаводится участком художественного чугунного литья. Предполагалось, что, раздобыв готовые формы, работники артели станут отливать различные статуэтки. Для этого на Каслинском машиностроительном заводе заказали пару пресс-форм: «Пасущаяся лошадь» (также известную как «Лошадь на выпасе») и «Дон Кихот» (копия работы французского скульптора Жана-Луи Готье).
Статуэтка «Дон-Кихот», (1966-1970 гг.)
История Свердловского чугунолитейного завода
Когда выяснилось, что на статуэтки образовался устойчивый спрос, местная власть решила в 1956 году укрупнить артель «Литейщик» до завода. Так появилось название «Свердловский чугунолитейный завод», известное и по аббревиатуре СЧЛЗ. Дальнейший успех предприятия во многом основан на работах литейщика-самоучки Вениамина Ивановича Садовского, трудившегося здесь газосварщиком. Наблюдая за отливкой малых скульптур, ему всё больше хотелось попробовать сделать то же самое. Прототипом для первых работ послужил бронзовый «Рыцарь», отлитый ещё в середине 19-го столетия и принесённый Садовскому его коллегой. Садовский не просто сделал копию французской работы. Его рыцарь предстал в двух версиях: со знаменем-штандартом и без него. Особенностью пресс-форм Садовского стала изумительная проработка деталей, что избавляло от дополнительной прочеканки статуи после литья.
Статуэтка «Сидящая собака» (1966-1970 гг.)
Но не одним «Рыцарем» прославился Свердловский чугунолитейный завод в первые годы своей работы. Увидев успех «Лошади» и «Дон Кихота», здесь начали делать пресс-формы, копируя другие известные каслинские отливки («Сеттер на стойке», «Сидящая собака», «Глухарь на току», «Рыбачок» и пр.). В качестве канцелярских принадлежностей изготавливали чернильницы «Крестьянин на пне» и «Голова медведя». Большой популярностью пользовалась небольшая статуэтка «Чёрт, делающий нос» с крючкообразным двигающимся хвостом (существует как крупная, так и мелкая её версия).
Статуэтка «Джигитовка», Е.А. Лансере (1966-1970 гг.)
Заложив фундамент под устойчивое производство, руководство завода задумалось о дальнейшем развитии. Для этого в конце 1957 года к сотрудничеству привлекли скульпторов Свердловских художественно-производственных мастерских. Уже скоро набор пресс-форм дополнился парой пепельниц З.Г. Селивановой, изображающих собак. А.А. Анисимов предложил карандашницу «Медвежата на дереве», а также три анималистические скульптурные работы «Олень», «Лось» и «Косуля». Культурная жизнь Свердловска была неотрывна от П.П. Бажова и его сказов, поэтому неудивительно, что в 1958 году СЧЛЗ начал отливку «Каменного цветка», а ещё через год – и бюста самого создателя уральских сказов. Итогом этого этапа можно считать выставку в Лужниках, организованную Внешторгом СССР в ноябре 1959 года, где СЧЗЛ экспонировал два десятка работ с большим успехом.
Бажовские истории о горнодобытчиках и камнерезах возможно натолкнули СЧЛЗ к сотрудничеству с заводом «Русские самоцветы», тоже располагавшимся в Свердловске. Результатом совместного труда стали композиции, сочетающие чугун с различными поделочными камнями. Они воплощались в виде чернильниц и письменных наборов, часть из которых «Русские самоцветы» в 1960 году демонстрировали в Свердловской картинной галере. Тем не менее, в серию они не пошли, оставшись экспериментальной партией. Начало 1960-х гг. ознаменовалось значительным увеличением количества форм для отливок. Школами и организациями были очень востребованы скульптуры «Зоя Космодемьянская» (автор Г.В. Петрова). В.Ф. Ермаков расширил свердловскую анималистику скульптурами «Лошадь, преследуемая волками» и «Орел, напавший на волка», а набор выдающихся деятелей культуры – портретами Д.Н. Мамина-Сибиряка, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского и А.С. Пушкина. Им же был воплощён в металле образ Ю.А. Гагарина.
Свердловский завод художественного литья
Статуэтка «Старик и репка» со сколами краски и обнажённой грунтовкой (1966-1970 гг.)
Административная реформа упразднила Управление местной промышленности, а завод утратил привязку по отраслевому принципу. В 1966 году он получает название «Свердловский завод художественного литья» (неофициально оно фигурирует уже с 1962 года). Смена имени не улучшило положение предприятия. Если Каслинский завод получал чугун специальных сортов, то в Свердловске продолжали использовать отходы производства других заводов и вторсырье. Значительно снижало художественное восприятие использование дешёвых эмалевых красок, которые сглаживали мелкие детали рельефа. Это уничтожало старание создателя формы, тщательно прорабатывающего элементы будущего произведения. Краска также плохо держалась. При малейшем механическом воздействии возникали сколы, обнажавшие светлый грунтовочный слой.
Но хуже всего оказалось то, что местная власть не считала вклад завода в советское искусство значительным. В магазинах начали преобладать статуэтки из Касли, чья технология уже позволяла значительно снизить себестоимость изделия и его розничную цену. Свердловский горисполком в 1970 году решил, что чугунное литьё вблизи жилых кварталов наносит большой вред здоровью горожан. В результате производство скульптур признали вредным, а завод вместо переноса за город просто ликвидировали. На освободившемся пространстве возвели жилые дома.
Статуэтка «Девочка кормит гусей» (1966-1970 гг.)
К моменту закрытия Свердловского завода художественного литья число используемых им пресс-форм достигло полусотни. Специалисты считают, что после ликвидации предприятия их передали на близлежащие заводы, работавшие с чугуном. 45 наименований художественных моделей завода, получивших серийное распространение, к настоящему моменту найдены и идентифицированы. 35 изделий СЗХЛ имеются в хранилищах Екатеринбургского муниципального музея изобразительных искусств. На вторичном рынке встречаются скульптуры СЧЛЗ с качественной реставрацией (не просто убран слой эмалевой краски, а удалена и грунтовка, после чего на предмет наносят подходящую чёрную краску, позволяющую сохранить мелкие детали рельефа). Такие скульптуры смотрятся достойно, даже если рядом поставить образцы каслинского и кусинского художественного литья того же периода.
Клеймо Свердловского чугунолитейного завода
До 1956 года статуэтки делала свердловская артель «Литейщик». Поэтому заводское клеймо появляется только в 1956 году. Искусствоведы разбивают типы клейма на три основных периода:
- «СЧЛЗ» в ромбе (1956-1962 гг.);
- «СЧЛЗ» в ромбе и указание года (1962-1965 гг.);
- «∆∆C» - два маленьких треугольника слева от большой «С» (1966-1970 гг.).
Однако некоторые считают, что клеймо «∆∆C» (большая, вытянутая по горизонтали буква «С» и два равнобедренных малых треугольника слева от неё) могло появиться раньше 1966 года. То есть в период 1962-1965 гг. кроме клейма «СЧЛЗ» в ромбе с указанием года, применявшегося для старых форм, ставили и «∆∆C», если пресс-форма была новой. Однако на таких изделиях вместе с «∆∆C» также должен был проставляться год.
Известны клейма «УЭТМ» в овале или «СМП» в ромбе на отливках, выполненных по моделям СЧЛЗ. Видимо, их сделали на других предприятиях с помощью пресс-форм, переданных от Свердловского завода художественного литья.