Кажется, что нет такого направления в мире изображения и звука, за которое бы не бралась Sony Corporation. В некоторых из них она стала не только пионером, но даже основоположником, задавая стандарты. Кажется, что её разработчики просто фонтанируют идеями на протяжении десятилетий, не сбавляя темпа. Их успехи выражаются и в финансовых достижениях корпорации. За 2020 финансовый год чистая прибыль Sony впервые превысила триллион иен.
История создания компании Sony
Фраза «Трудности развивают» как нельзя точно описывает рождение этой могущественной корпорации. 1945 год. Япония не только унижена поражением и напугана ядерной атакой Америки, но и сильно разрушена. В сентябре подписан мирный договор, а в Токио вернулся Масару Ибука. Его средств хватило только арендовать небольшую комнатку без окон на третьем этаже универмага Shirokiya. Именно здесь Масару Ибука и его единомышленники начали работать, назвав свой проект «Tokyo Tsushin Kogyo Co., Ltd.» (или кратко «Тоцуко»), что означало «Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация». Деятельность началась с ремонта радиоприёмников или перестройки их диапазонов. Когда заказов не было, Масару Ибука выдавал заплату из своих средств.
Прочитав в газете о коротковолновых адаптерах, Акио Морита списался с Ибукой и принял предложение войти в штат. Следующим продуктом фирмы стала рисоварка, которая работала нестабильно. Так как для опробования требовался рис, Ибука возобновил знакомство с дальним родственником Сёдзабуро Тачикавой, задачей которого стали закупки риса на чёрном рынке. Удалось приобрести оборудование для выпуска ламповых вольтметров, которыми заинтересовались госучреждения. 7 мая 1946 года компанию официально учредили. Президентом выбрали тестя Ибуки Тамона Маэду, успевшего поработать в правительстве страны. Ибуке досталось развитие технологий, Морита взялся за продажи, а Тачикава стал вести бухгалтерский учёт.
Первым массовым изделием новой фирмы считается подушка с электрическим подогревом, продажи которой обеспечили существование новой фирмы. Но для «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорации» такой товар выглядел столь несерьёзно, что его продавали под маркой «Ginza Nessuru Shokai» (такой компании на самом деле не существовало). Вскоре последовал переезд в новый офис: из крохотной комнатушки команда перебралась в небольшое здание. А затем к ней присоединился физик Кадзуо Ивама, работавший в Институте исследования землетрясений Токийского университета.
Ключевым продуктом будущего бизнеса выбрали магнитофон. В то время прогрессивными казались два способа записи: на проволоку и на магнитную ленту. Команду усилил Нобутоши Кихара, обучавшийся механике, но освоивший и все виды электроники. «Я могу делать коротковолновые приемники, пятиламповые супергетеродинные радиоприемники и усилители Hi-Fi», - пообещал он перед приёмом в штат. Раздобыв катушечный магнитофон у американских военных, команда была потрясена качеством записи на ленту. Отринув проволоку, разработчики погрузились в изучении свойств магнитного порошка. 15 марта 1950 года журнал Mainichi Graph подробно рассказал о первом японском магнитофоне. Запись велась на ленту, которой для активизации продаж дали звучное имя «SONI-TAPE». В марте 1951 года уже начались продажи улучшенной версии, которая весила всего 13 килограмм.
Первые транзисторные радиоприёмники Sony
Принципом компании всегда было следовать впереди остальных. Можно было и дальше совершенствовать отлично продающиеся модели, но вряд ли это привело бы к существенному развитию. Побывав в США, Ибука решил производить транзисторы, чего на тот момент в Японии никто не делал. Даже крупные фирмы (Toshiba, Mitsubishi и Hitachi) только начинали эти исследования. Казалось, соперничать с ними бессмысленно. Однако самостоятельная разработка «Тоцуко» ленты и магнитофона столь впечатлила компанию Western Electric, что та предоставила команде японцев патент. Получив его, Ибука отправился в Европу за технологиями. Там его поразила история компании Philips, возникшей в захолустье, но разросшейся до больших размеров. Ибука решил, что его фирма станет такой же, как Philips, но в Японии.
Куда же применить будущие транзисторы, пока это направление ещё неустойчиво? Ибука объявил, что на их основе будет создан радиоприёмник. Это был смелый ход, так как транзисторы в то время массово применяли только в военной технике. Производство и продажа транзисторных радиоприемников стартовали в 1955 году, и часть аппаратуры отправили в США, где японскую новинку чуть опередил аналог от американской фирмы Regency. Тогда и родилось слово «Сони», так как для английского языка и «Тоцуко», и тем более «Токио Цусин Когё» были крайне труднопроизносимы.
Карманный радиоприемник TR-63, запущенный в продажу весной 1967 года, стал самым маленьким транзисторным радиоприемником в мире. Здесь фирме пришлось пойти на хитрость. На самом деле в стандартный карман японской рубашки эта модель не умещалась, но сотрудникам специально сшили рубашки с увеличенным размером кармана. Американские продажи начались с катастрофы. Был ограблен склад, откуда вывезли все TR-63, не тронув товары других фирм. Казалось, что этот финансовый удар подкосит компанию, но там решили, что газетная шумиха, когда название торговой марки мелькает часто, станет бесплатной рекламой, которая покроет убытки. Модель TR-610, которую сделали ещё легче и меньше, заполонила магазины ведущих стран Запада. С 1958 по 1960 год продали полмиллиона этих радиоприёмников.
Телевизоры и видеоаппаратура Sony
В начале 1959 года Ибука объявил, что его ближайшей заветной мечтой станет японский транзисторный телевизор. К этому времени Sony уже освоила выпуск большого числа этих миниатюрных радиодеталей. Прорабатывать вопрос о схеме телевизора начали ещё в сентябре 1958 года, так что у мечты Ибуки был практический задел. Первым в истории телевизором непроекционного типа, собранном на 23 кремниевых и германиевых транзисторах, 19 стандартных и 2 высоковольтных диодах, стала модель TV8-301 от «Сони». Правда, он часто ломался, поэтому его прозвали «Хрупкий малыш». Устранили недостатки в модели TV5-303, выпущенной в 1962 году.
«Сони» первая из японских компаний сумела повторить подвиг Ampex, создав видеомагнитофон собственной разработки. Но Ибука не испытывал большого восторга, разглядывая эту махину в металлической оболочке. По его понятиям, видеомагнитофон должен быть доступен не только телевизионным студиям, но и обычным гражданам, при этом не занимая большую часть квартиры. И если возможно создать небольшой телевизор, то как не сделать ему в пару такой же переносной видеомагнитофон? Появившаяся в 1962 году модель PV-100 была легче предшественников в 50 раз, но всё равно весила 60 килограмм, что Ибуку не устраивало.
Видеомагнитофон CV-2000, поступивший в продажу в 1965 году по цене 198 000 йен, имел вес 15 килограмм. Именно его считают первым в мире видеомагнитофоном для потребительского рынка. Ибука очень гордился, что это уже не копирование, а полностью своя разработка «Сони». В этом же году Sony заключает контракт с IBM на поставку магнитной ленты нового типа для компьютеров.
Свой первый цветной телевизор Chromatron компания показала в сентябре 1964 года. Но в серийное производство модель не пошла. В декабре 1966 года сделали прототип нового кинескопа, а к апрелю 1968 года были готовы десять опытных образцов KV-1310 Trinitron. Ибука клятвенно пообещал запустить серийное производство к концу года, чем вверг коллектив разработчиков в уныние и даже панику. Но задачу успешно решили, а слово «Тринитрон», будто овеянное магией, продержалось десятилетия. В этом же году вместе с американской фирмой CBS основано совместное предприятие CBS Sony Records (будущая компания Sony Music Entertainment).
Помня, как небрежно обращались стюардессы с бортовыми видеомагнитофонами PV-100, безнадёжно портя ленту, руководство компании решило, что пора появиться видеокассете, ленту внутри которой защищал бы надёжный корпус. Прототип показали в октябре 1969 года. Формат обрёл название «U-matic» и стал первой видеокассетой. Потребительский рынок и кассета, и аппаратура для неё не завоевала из-за высоких цен, зато их охотно покупали компании и учебные организации. А с появлением портативной модели VO-3800 с уменьшенной кассетой U-Matic S в числе клиентов Sony оказалось большинство телевизионных студий.
Следующей целью стало уменьшить видеокассету до размера книги в мягкой обложке. Работы вылились в появление формата Betamax. Возможно, именно он главенствовал бы на рынке видеозаписи, если бы не появление VHS от JVC. В войне форматов VHS победил, а когда подешевела использующая эти кассеты аппаратура, Betamax окончательно остался только на рынке профессиональной видеозаписи. Выпуск своих кассет Sony прекратила только в 2016 году, когда стало ясно, что уходит сама аппаратура аналоговой записи, уступая место цифре.
Аудиокассеты Sony
В середине 1970-х гг. «Сони» бросила вызов и аудиокассете. Пока Philips почивала на лаврах, думая, что в её разработку мир влюбился окончательно и бесповоротно, Sony в сотрудничестве с Panasonic и Teac выдвинула на рынок формат Elcaset, по качеству намного превзошедший ленту компакт-кассеты на основе оксида железа. Здесь победить не дали ленты II и IV типа, качество которых было выше их дешёвых аналогов I типа. Кроме того, Nakamichi выпустила деку для компакт-кассет, которая устроила и самых придирчивых меломанов. Поэтому производство Elcaset к 1980 году свернули из-за отсутствия перспектив.
Ввод в действие формата Elcaset удивил многих, так как на рынке компакт-кассет Sony упорно продвигала свою двухслойную феррохромную ленту (Type III). Этот аудионоситель положительно принял ряд компаний, включая BASF и Agfa. Но и тут «Сони» поджидала неудача в виде ленты IV типа, показывающей такой же высокий уровень звукозаписи, но по себестоимости обходившейся намного дешевле. Производители аппаратуры массово стали игнорировать феррохром. Sony проявляла упорство до 1988 года, но потом и она отказалась от этой ленты.
Слово «Сони» в отношении аппаратуры для советских граждан было аналогом высочайшего качества, как «Монтана» в отношении фирменных джинсов. В 1980-е гг. оказалось, что каждый гражданин великой страны может получить кусочек Sony. Речь, правда шла не о телевизорах и не о видео/аудиоаппаратуре, а о компакт-кассетах. В магазинах мелькнули и исчезли красные Sony CHF, но им на смену пришли нежно-бирюзовые с синевой Sony EF, продержавшиеся несколько лет. Интересной особенностью этих моделей была окраска части ракорда в зелёный цвет для 90-минутных кассет и в розовый – для 60-минутных.
Не найдя понимания у публики в популяризации новых аудиоформатов и феррохрома, Sony решила очаровать красотой. Фурор у меломанов произвела модель Super Metal Master, выпущенная в 1993 году и позиционировавшаяся в качестве самой качественной аудиокассеты IV типа. Те, кто не соглашался с этим утверждением, всё же признавали, что дизайн кассеты элегантен, а керамокомпозитный материал корпуса придаёт ей приятную тяжесть. Впечатление усиливал стильный алюминиевый бокс вместо привычного футляра.
Торговая марка Sony
Почему «Tokyo Tsushin Kogyo» трансформировалось именно в слово «Сони». Сами основатели вспоминали, что это некое пересечение латинского «sonus», породившего «sound» и «sonic», со словом «sonny» («сынок»). Вспоминая, что эту торговую марку впервые использовали для маленького радиоприёмника, выбор кажется вполне обоснованным. С 1 января 1958 года название Tokyo Tsushin Kogyo вместе с Totsuko стало историческим, уступив место Sony.
Первоначально торговая марка кардинально отличалась от всемирно известной сейчас. Четыре буквы со знакомыми очертаниями появились в 1957 году. Однако сотрудники Sony тут же скажут, что это совершенно другие буквы. Оказывается, их размер немного менялся. Иногда это были чисто бытовые требования, как в 1961 году, когда логотип подгоняли к возможностям неоновой вывески. В других случаях на изменениях настаивало руководство.
Окончательный вариант, который не меняется до сих пор, приняли в 1973 году. На иллюстрации выше видно, как тщательно проводили расчёт каждого элемента. Внимательный взор заметит, что две округлые буквы, оказывается, выше оставшейся пары. Но это общемировые требования к шрифту, вызванные восприятием текста.
В 1982 году в пару к буквенному логотипу добавили и графический. Это композиция из точек, в которой угадывается большая «S». Для большей ясности в рекламе её снабдили пояснением «It’s a Sony», а в роликах фразу ещё говорил и диктор.
В 2009 году логотип дополнил новый глобальный призыв компании — make.believe.