Продукцию «Северной черни» ценят за глубокий тон черневого сплава, его прочное соединение с серебром. Коллектив завода бережно хранит традиции древнего промысла, развивает собственное направление ювелирного искусства. Изделия предприятия покупают для бытового использования, украшения интерьера, пополнения коллекции.
История черневого промысла
Искусством черни по серебру владели еще во времена Киевской Руси. Черный сплав на основе серебра вплавляли в углубления в основном металле, чтобы создать контрастный рисунок. Великоустюгские мастера достигли в этом искусстве неповторимого своеобразия. Их приглашали в Москву для обучения столичных ювелиров.
С середины 18 века в устюжской черни прослеживается влияние барокко. Сложные сюжеты (чаще всего охотничьи и пасторальные сценки) дополняются пышным обрамлением. С конца 1780-х годов, когда в моду вошел классицизм, декор становится более строгим, художники изображают города, карты с документальной точностью.
В середине 19 века ведущие мастера часто покрывали изделия сплошным растительным узором, использовали резкие контрасты. Закат устюжского чернения пришелся на конец 19 века, так как кустарное производство не могло конкурировать с Петербургскими фабриками. Возрождение местного народного промысла произошло в первой половине 1930-х годов.
История фабрики «Северная чернь»
Предприятие ведет свою историю с 1933 года, сохраняя традиции народного художественного промысла — искусства чернения по серебру. Потомственный мастер М.П. Чирков возродил черневое дело, обучил молодых ювелиров. В 1929 году ему предложили организовать кустарную мастерскую из пяти человек: четыре подмастерья и он сам в качестве мастера. В начале 1930-х годов мастерскую реорганизовали артель с названием «Северная чернь». Здесь создавали предметы массового потребления, украшенные незатейливым цветочным узором: подстаканники, столовые приборы.
Устюжская продукция вновь получила мировое признание после того, как руководить артелью в 1936 году пригласили Е.П. Шильниковского. Профессиональное образование он получил в Петербургской Академии Художеств. Благодаря Шильниковскому возрос художественный уровень изделий. Появились коллекции, созданные по произведениям А.С. Пушкина и других классиков. Местное черненое серебро было представлено на Всемирной выставке 1937 года (г. Париж). Вещи с изображением сюжетов из сказок Пушкина завоевали престижную награду — Большую серебряную медаль.
В начале 1960-х годов артель преобразовали в фабрику, в 1973 году — в завод. В этот период художники обращаются к старинным формам, создают чарки, братины и другие предметы, которые издавна были частью русского быта. Произведения украшали растительным орнаментом, изображали птиц, сказочных существ. Предприятие на постоянной основе выполняло правительственные заказы, приуроченные к важным для страны датам и событиям. Большинство из них делали по рисункам Шильниковского.
Продукция на ЗАО «Северная чернь» изготавливается старинным ручным способом, который не имеет аналогов в современном ювелирном искусстве. Характерными особенностями великоустюгского стиля являются высочайшее качество, филигранность отделки.
«Северная чернь» выпускает украшения, предметы для сервировки стола, изделия религиозного назначения, сувенирную продукцию — всего около 2 тысяч наименований. Изготавливают массовую продукцию и корпоративные подарки, выполняют индивидуальные и специальные заказы.
Клейма «Северной черни» по годам
В пробирном клейме (именнике) буква «М» означает Московскую пробирную инспекцию, «Л» - Ленинградскую пробирную инспекцию, «А» - Северную пробирную инспекцию.