Семикаракорская керамика относится к народным художественным промыслам России. Керамика – один из древнейших спутников человеческой цивилизации. В окрестностях города Семикаракорск, расположенном на Дону, нашли около трёх десятков древних поселений, пользовавшихся керамикой местного происхождения, созданного из здешних же суглинков и различных сортов глины. Изделия, по качеству близкие к современной керамики, начали производить во второй половине 19-го столетия. В Семикаракорске слились две школы: пришлых мастеров и казачья. На стыке XIX и ХХ веков кустари-одиночки начинают объединяться в артели. После революции идёт следующий этап укрупнения, итоговым звеном которого становится промышленный комбинат, собравший опытных и зарекомендовавших себя мастеров округи.

Семикаракорский райпромкомбинат

Источники расходятся в точной дате, когда был создан Семикаракорский районный промышленный комбинат. По одним данным это произошло в середине 1930-х гг. По сведениям от правопреемника Семикаракорский РПК основан в 1943 году, когда отсюда изгнали немецко-фашистские войска. Местное население получило работу по многим направлениям. Сотрудники РПК шили одежду, тачали сапоги, плели корзины, выполняли несложные слесарные работы. Но в составе РПК находились гончарный цех и художественная мастерская, работавшие на местной красной глине. Ранние изделия покрывали простейшие бытовые нужды: цветочные горшки, пепельницы, кувшины и кружки.

Конфетница-розетка

Новый этап в истории Семикаракорской керамики начинается в конце 1960-х гг., когда РПК расширяют до художественной мастерской, способной выдавать 600 000 предметов ежегодно благодаря введённой в строй технологической линии. Учитывая промышленный масштаб грядущих планов и возросшее внимание к предприятию, Николай Сергеевич Арабский, возглавлявший на тот момент райпромкомбинат, решает, что РПК способен взяться за художественный фаянс с местным колоритом. Путь оказался длинным. Образцы проходили утверждение нескольких худсоветов различного уровня. Красная глина для них не подошла, поэтому стали использовать поставки с Владимирского месторождения (г. Шахты). В 1970-1972 гг. в Семикаракорске возвели керамический цех.

Солонка «Мужчина с арбузом» (1990-2000 гг.)Солонка «Мужчина с арбузом» (1990-2000 гг.)

На помощь семикаракорским мастерам отправили специалистов НИИ Художественной промышленности, которые порекомендовали кроме владимирской глины ещё и фёдоровскую, а затем создали техническую основу для выпуска новых изделий. Керамика из Семикаракорска, отнесённая к народным художественным промыслам, впервые отправилась в продажу только в 1973 году. Её составляли сахарницы, миски и маленькие кувшины с росписью. Преобладающий рисунок – мелкие цветы. В 1974 году началось взаимодействие по обмену опытом с Конаковским фаянсовым заводом.

Набор «Сказка» из чайницы, медовицы, масленки и сырной доски, украшенных цветочным узором (2000-2020 гг.)Набор «Сказка» из чайницы, медовицы, масленки и сырной доски, украшенных цветочным узором (2000-2020 гг.)

Костяк образованной в 1976 году творческой группы составляют модельщики, художники и комплексный мастер. По воспоминаниям тех, кто собирал хронологию предприятия, борьба за преобразование производства в народный промысел, подтверждённый статусом, развернулась в 1983-1985 гг. Именно тогда встала задача массово выпускать предметы, оформленные в узнаваемом стиле. По мнению искусствоведов, «семикаракорское письмо – это полихромная мазковая подглазурная роспись с использованием букетно–растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке, сюжетные композиции в стиле русских лубочных картинок, использующие фольклорные казачьи мотивы, стилизованные донские пейзажи с применением солей металлов в росписи».

АО «Семикаракорская керамика»

«Царь-чайник» (2012 г.)

Во второй половине 1980-х гг. ассортимент обновляли ежегодно почти полностью. Контрольные комиссии хвалили столь высокую продуктивность художественной мастерской, но сетовали, что столь высокий темп обновления недопустим, так как РПК необходим устойчивый набор популярных изделий. Веяния конца 1980-х гг. призывали предприятия переходить на самоокупаемость, усиленную народным контролем и самостоятельно налаженными связями. Это повлияло на то, что в декабре 1990 года Семикаракорский РПК преобразован в «Арендное предприятие "Аксинья"», в течение двух лет ставшее закрытым акционерным обществом. Несмотря на сложные 1990-е гг., ЗАО «Аксинья» сумело не только сохранить творческую мастерскую, но и пригласить для работы в ней нескольких членов Союза художников России. В 2012 году в Семикаракорске вылепили Царь-чайник высотой около двух метров и объёмом 904 литра.

Олимпиада в Сочи. Талисманы

А в 2014 году здесь запустили большой проект по созданию всевозможных изделий с сочинской олимпийской символикой. Сейчас предприятие называется АО «Семикаракорская керамика». На выставках разного ранга семикаракорские изделия неоднократно завоёвывали почётные дипломы, а также золотые, серебряные и бронзовые награды. При поддержке областной администрации фаянс из Семикаракорска продолжает держать почётный статус изделий народного промысла, став наивысшим достижением декоративно–прикладного искусства в этом регионе.

Художники семикаракорской керамики

Большое влияние в формировании оригинального семикаракорского стиля оказали работы Валентина Васильевича Ткача, способного и вылепить сложную форму будущего изделия с причудливой монтировкой, и украсить предмет росписью. Наибольшие успехи мастера отмечены в узоре цветной глиной с использованием резиновой груши (ангобное декорирование) и окрашивании предметов водными растворами солей различных металлов (солевая роспись). За годы работы на Семикаракорском РПК он изобрёл целый ряд художественных и технических приёмов, которые использовал для выставочных образцов, удивляя экспертов. Такими стали непрозрачная глазурь с шероховатой поверхностью и покрытие, изобилующее трещинами и пузырями. На РПК Ткач воспитал два поколения талантливых специалистов.

Валентин Васильевич Ткач в мастерской (1982 г.)

Одной из учениц Ткача стала Светлана Валентиновна Мартемьянова, составившая себе имя изделиями малой пластики. Её изделия отличаются оригинальной подглазурной и солевой росписью с доминирующим синим и голубым цветом. Ткач творчески подталкивал Мартемьянову к направлению абстрактной геометрии, но ученица уже чётко ощущала собственный стиль, поэтому настояла на нём. Жанровые сцены, разработанные Мартемьяновой, стали основой для производства фаянсовых фигурок на протяжении нескольких десятилетий. Считается, что основой нарождающегося семикаракорского узнаваемого стиля стали работы Людмилы Васильевны Алдошиной, ставшей непревзойдённым мастером декоративной кистевой живописи. Прибыв из Конаково, Алдошина на первых порах не могла не заимствовать художественные приёмы с прошлого места работы. Но очень быстро яркие композиции с акцентами на цветы в центре приобрели самобытность и стали лицом семикаракорской росписи.

Клейма Семикаракорского РПК и АО «Семикаракорская керамика»

Примеры авторских подписей на изделиях без клейм

Идентификация семикаракорских изделий затруднена тем, что клеймо на них ставится не всегда. Поэтому приходится ориентироваться на уже опознанные аналоги или на образцы, сохранившие заводскую упаковку. Большую помощь может оказать подпись художника, которая стоит на авторских работах.

Раннее типовое клеймо

Клеймо Семикаракорского райпромкомбината представляло стилизованную букву «К», нижняя перекладина которой состоит из волнистых линий, символизируя донские волны.

Ранее типовое клеймо

Длина и характер изгиба этих линий может отличаться.

Рельефное клеймо
Две версии позднего клейма

В дальнейшем стали также использовать клеймо в виде кувшина, либо обрамлённого с круговой надписью, либо без надписи.

Наклейка внешнеторговой организации

Часто встречающаяся на предметах из Семикаракорска чёрно-красная этикетка с золотыми разводами отношения к РПК не имеет. Ей маркировали уходящие на экспорт изделия, относящиеся к народным промыслам.

Современный логотип компании