Чайный сервиз с растительным узором (1973-1991 гг.)
Из тройки самых крупных фарфоровых заводов Узбекской ССР Самаркандский ничуть не уступал Ташкентскому и Кувасайскому. Посуда советского периода его деятельности до сих пор хранится не только у граждан ныне независимого Узбекистана, но и во многих семьях на бывшей территории Советского Союза: от Калининграда до Магадана. Фарфор с характерными восточными узорами пользовался большой популярностью в повседневном быту советских граждан, так как немецкие и чехословацкие сервизы выставляли на стол только во время праздников и торжеств.
История Самаркандского фарфорового завода
Если ориентироваться на записи Самаркандского областного архива, то можно понять, что строительство завода началось в 1966 году. К 1970 году все основные пуско-наладочные работы были завершены, и завод был готов дать первую продукцию. Этот год и считается датой основания предприятия. Работавшие на заводе вспоминали, что в первую очередь начал функционировать цех фарфорового литья, а участки, отвечающие за роспись и декорирование, запустили позднее. То есть первоначально весь объём продукции составляло так называемое «бельё» - нерасписанные изделия. Не всё шло удачно. Ранние партии (по отзывам тех же заводчан) имели заметную деформацию. Поэтому ведущих специалистов отправили перенимать опыт на Краснодарский фарфорово-фаянсовый завод «Чайка».
Вскоре из Тюрингии по линии СЭВ Самарканд получил новую линию для производства посуды. Вкупе со знаниями, полученными в Краснодаре, с её помощью быстро удалось повысить качество по приемлемого, а далее выпускать и безупречные образцы. Об этом свидетельствует посуда середины 1970-х гг., выставленная в заводском музее. Если на ранних партиях часто использовали «цветочные» мотивы, более характерные для европейского фарфора, то теперь в оформлении начал преобладать восточный колорит.
Стык 1970-х и 1980 гг. можно назвать золотым временем для предприятия. На заводе работало примерно три с половиной тысячи сотрудников. Художественная мастерская выдавала оригинальные сюжеты. Кроме того, сюда были переданы наиболее удачные разработки Ташкентского фарфорового завода. Какие-то из них местные мастера творчески переосмыслили, а другие выпускали без изменений. Поэтому сейчас даже специалисты по фарфору не отличат ряд изделий Ташкента от Самарканда, если не глядеть на клеймо.
Распад Советского Союза и падение доходов граждан его бывших республик заставил власти уже независимого Узбекистана в 1992 году централизовать производство местного фарфора в рамках государственного концерна «Узбекфарфор». Три ведущих предприятия фарфорово-фаянсовой отрасли Узбекистана – Ташкентский, Кувасайский и Самаркандский заводы – теперь управлялись из столицы. Если Ташкентскому фарфору объединение пошло только на пользу, то Кувасайский и Самаркандский заводы начали хиреть. Тем не менее, и в 1990-е гг. Самарканд выпустил немало примечательных предметов.
Блюдо «Виноградная лоза – 60 лет октября» (1977 г.)
Новая эра в жизни предприятия началась в 2009 году, когда завод под своё управление приняла компания «Asl Nafis», которая провела и реконструкцию производства, и модернизацию имеющегося там оборудования. К 2012 году здесь выпускали около сорока различных наименований фарфоровой посуды. При посредничестве Китая на заводе в 2014 году высокотехнологичные туннельные печи, доставили формовочную, красочную технику и станки. Наладить ввод в эксплуатацию помогали китайские и французские специалисты. На 2022 год компания «Asl Nafis» расширила штат завода до четырёх сотен сотрудников, а ежегодный объём производства составляет примерно 18 миллионов единиц.
Мастера Самаркандского фарфорового завода
Одним из лучших заводских мастеров была София Федоровна Ракова. Окончив в 1949 году Московский институт декоративно-прикладного искусства, она и не думала, что её жизнь впоследствии будет связана с Самаркандом. Путь к восточной культуре ей открыла состоявшаяся в 1957 году республиканская художественная выставка в Ташкенте, и уже через два года Ракова переезжает в Самарканд. Работы Софии Федоровны не оставались незамеченными, и в 1967 году её приняли в члены Союза художников СССР, а ещё через десять лет она стала лауреатом Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы.
За время творческого периода она принимала участие в областных, республиканских, всесоюзных выставках. Её работы экспонировались в Индии, Бельгии, Монголии и Японии, а также в Восточной и Западной Германии. Вместе с ней на заводе работали Николай и Анна Добряковы, совместно сделавшие подставку для карандашей в виде самаркандских куполов для Бюро международного туризма «Спутник». Специалисты Государственного музея прикладного искусства Узбекистана отмечали высокохудожественное исполнение сервизов «Чинар» В.И. Гребенева, «Байрам» А.В. Добрянова и «Атлас» Мирзабоева. Благодаря мастерству художников в Самарканде сложилась своя школа росписи керамики. Её характерные черты – золотые узоры, нанесённые тонким инструментом на тёмно-зелёный или тёмно-коричневый фон.
Из мастеров нашего времени выделяется Мулкия Ходжаева, проработавшая на заводе более 15 лет. Она умеет и разработать оригинальную форму, и красиво оформить её причудливой росписью. Как говорит сама мастерица, при создании узоров она старается сохранить национальный колорит, однако при этом предметы, выполненные её рукой, имеют не архаичный, а вполне современный вид.