В Рязанской литейной мастерской делают обереги, кольца, кошельковые сувениры, бронзовые фигурки, наперстки, броши, бусины, фурнитуру. Изделия создают по образцам археологических находок, в том числе славянских и скандинавских оберегов, украшений. Литые фигурки выполнены в виде собак разных пород, диких животных, персонажей рязанского фольклора.
Тематика темлячных бусин — герои фильмов, мультфильмов, байкерская символика. В статье мы поговорим об истории развития художественного литья, а также о некоторых видах продукции Рязанской литейной мастерской. Компания принимает активное участие в творческих фестивалях, выставках (например, «Этнофест» под Тюменью, выставка «Клинок» в Санкт-Петербурге).
История развития художественного литья
Самые древние отливки, обнаруженные археологами в азиатской части территории современной Турции, датируются XIV веком до нашей эры. Позднее технологию литья освоили народы Кавказа, Северной Африки, Европы.
Изначально для изготовления форм использовали влажную глину, выдавливали в ней отпечаток модели. Позднее стали делать открытые и закрытые каменные формы. Для литья использовали бронзу — медь и олово научились сплавлять в III тысячелетии до нашей эры. Древнеегипетские, ассирийские, вавилонские мастера отливали оружие, орудия труда, украшения.
Ближе всего к художественному литью были бронзовые мечи. Во время раскопок археологи находили образцы, богато отделанные золотом и серебром, украшенные замысловатыми орнаментами. Древнеиндийские мастера в III тысячелетии до нашей эры делали пустотелые отливки с помощью стержней. Примерно в это же время люди научились технологии литья по восковой выплавляемой модели. Это дало мощный толчок к развитию художественного литья.
Скифские литейщики искусно изготавливали бронзовые котлы для приготовления еды, украшая их литыми узорами в виде животных, растений, сакральных символов. Граненые наконечники стрел отливали в кокилях — металлических формах.
В Центральной Африке век металла начался с железа. В специальных формах отливали из железа гвозди, бусы и другие предметы. Первые образцы литья из меди и бронзы, найденные в этой части материка, относятся к IV-XII веку. Изготавливали кулоны в виде представителей местной фауны, а также подвески, браслеты, маски, разнообразные фигурки, сосуды.
Древнегреческие мастера оттачивали технологию литья по восковым моделям. Их использовали для нанесения рисунка на мечи. Также из бронзы делали украшения, светильники, скульптуры — настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства.
Бронзовые фигурки Рязанской литейной мастерской
Авдотья Рязаночка — героиня исторической баллады XIII–XV веков, повествующей о разорении Рязани Батыем в первой половине 13 века. Это история об обычной женщине, которая сумела вызволить из плена жителей Рязани, угнанных в рабство. Авдотья отправилась к Бахмету турецкому, сумела пройти через реки, поля и дремучие леса. Бахмет, пораженный смелостью и мудростью молодой женщины, отпустил пленных рязанцев и наделил ее золотом. По преданию, Авдотья Рязаночка на эти деньги отстроила разоренный родной город.
Обереги Рязанской литейной мастерской
Жар-птица — персонаж сказок восточных славян, олицетворение бога грозы и грома Перуна. Золотой окрас птицы символизирует благополучие. Сказочное существо считается представителем светлой стороны, излучающим добро и тепло.
Бусины Рязанской литейной мастерской
Славяне представляли бога Велеса в виде могучего медведя, поэтому его символом считается отпечаток лапы зверя. Изображение лапы символизировало удачу. Велес покровительствовал путешественникам, а также всем тем, кто был связан с магическими силами — колдунам, волхвам. Сейчас такие обереги в виде бусин носят и мужчины, и женщины.